Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.
методическая разработка по теме

Трубач Надежда Борисовна

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Под этим опытом понимается не только знания об окружающем мире, но и нормы, правила поведения и взаимоотношений между людьми.

Известно, что влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников  многогранно.    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, радоваться.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc50.5 КБ
Office presentation icon skazka.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Под этим опытом понимается не только знания об окружающем мире, но и нормы, правила поведения и взаимоотношений между людьми.

Проблемами современного общества является:

- перенасыщение информацией,

- достаточно много негативных сведений со стороны СМИ и телевидения,

- высокая занятость родителей,

- доступность и изобилие техники, компьютерные игры и мультфильмы, стали основным досугом детей во многих семьях

- уменьшение роли книги и литературы в процессе воспитания.

Известно, что влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников  многогранно.    Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, радоваться.

         При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Этапы работы над темой по самообразованию

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме.
  2. Выявить психологические особенности восприятия детьми сказок в разных возрастных группах.
  3. Описать приемы работы с книгой, направленные на формирование нравственных качеств старших дошкольников.
  4. Подобрать сказки, способствующие формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
  5. Составить памятку для родителей «Как сформировать у ребенка положительное отношение к книге».
  6. Оформление в группе «Мини-библиотеки».

Исследователи пишут о том, что развитие восприятия ребенком литературного произведения имеет несколько этапов:

  1. непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения);
  2. понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
  3. влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Для детей младшего дошкольного возраста характерны: 

  1. зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;
  2. установление легко осознаваемых связей (необходим линейный сюжет, когда события следуют друг за другом;  в центре внимания один главный персонаж)
  3. эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;

(Восприятие носит чрезвычайно активный характер. На спектаклях кукольного театра дети вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Ребенок зачеркивает волка в книжке.

Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого завершения сказки.

  1. не понимание мотивов поступков героев;
  2. тяга к ритмически организованному складу речи
  3. проявление большего интереса к сказкам, в которых герои – животные

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По мнению К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте 

  1. дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства.
  2. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей линии сюжета и учета всех характеристик героя.
  3. Проявление большего интереса к сказкам, в которых действующими лицами являются –  дети, взрослые, исторические персонажи (рыцари) или сказочные «очеловеченные» персонажи (Буратино, Карлсон, тролли), вымышленные герои.

Возможности  использования сказки  

как средства нравственного воспитания дошкольников

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общества

Моральные ценности в сказках представлены более конкретно. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими высокую ценность.

Сказка не дает прямых наставлений детям - «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Сказка «Репка», «Маша и медведь», «Теремок»

Наказ «слушаться родителей» звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается «Крошечка - Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна лягушка»; мудрость восхваляется - «Бобовое зернышко».

Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Кощей Бессмертный). И поведение, и поступки характеризуют их с плохой стороны.

Методы и приемы работы с книгой:

  1. Чтение художественных произведений
  2. Беседа по прочитанному
  3. Повторное чтение
  4. Дискуссия по прочитанному
  5. Рассматривание иллюстраций
  6. Проигрывание ситуаций
  7. Выставки(книг, творческих работ, рисунков к прочитанному)
  8. Театрализация
  9. Праздники, развлечения
  10. Придумывание сказок, рассказов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

В данном материале представлены в сжатом виде основные аспекты работы по нравственному воспитанию дошкольников через сказку....

Тема по самообразованию «Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»

«Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников»...

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника.

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольника....

Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирование нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и д...

Статья на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания дошкольника».

Русская педагогика уже сто лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал д...

Проект "Сказка как средство нравственного воспитания дошкольников"

Проект направлен на нравственное воспитание дошкольников...