Опыт работы "Бумажное конструирование, как способ решения проблемы с мелкой моторикой детей 3-4 лет"
статья (младшая группа) по теме

Танцай Елена Мухаметдиновна

 Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации. В силу полученных знаний и опыта, я определила основное направление в педагогической деятельности. Я стала заниматься с детьми бумажным конструированием, именно с моими малышами…… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_tantsay_e_po_izodeyatelnosti.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе воспитателя по изодеятельности

Танцай  Елены  Мухаметдиновны

на тему «Специалист дошкольного образования будущего:

ориентиры и ценности»

«К вершинам мастерства»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. - Л. Толстой

«Обучать - значит вдвойне учиться» (Ж. Жубер). И это взаимодействие,  строилось на взаимообогащении – моих воспитанников и меня. В процессе обучения мне удалось передать всё, что касается  современных  информационных технологий, и для этого  нам было необходимо   встать на один уровень, для того, чтобы испытывать доверие и понимание.

Размышляя о своей жизни и профессии, я вспоминаю школу и своих любимых учителей. Именно они открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях.

С самого детства мне очень нравилось рисовать.   У меня это неплохо получалось. Моя жизнь как  бы сама подсказывала смысл и дальнейшую мою деятельность в будущем. Став учителем изобразительного искусства и мировой художественной культуры, я как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница для меня самая увлекательная и интересная.

После окончания училища,  судьба распорядилась так, чтобы я попала не в школу, а в детской сад. Стала работать в роли воспитателя.

Первый год моей работы был для меня годом открытий, потрясений и в какой-то степени разочарований.  Но постепенно стало приходить понимание сложности и ответственности моей профессии. А ещё я знала, что дети  меня научат многому: своей непосредственности, искренности, справедливости и многим другим качествам, которые мы, к большому сожалению, теряем с годами.

В течение этого года я очень внимательно наблюдала и консультировалась у педагогов с большие опытом работы по вопросам: воспитания, развития и  обучения детей,  о формах работы с родителями, о создании благоприятной среды развития детей. 

Но, не смотря на все разочарования, меня очень вдохновляли дети, их успехи, их счастливые и добрые лица. Я обратила внимание, что детям моей группы, не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук.  Для развития мелкой моторики руки, было важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика и многое другое. Некоторые дети не усваивали техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей по аппликации. В силу полученных знаний и опыта, я определила основное направление в педагогической деятельности. Я стала заниматься с детьми бумажным конструированием, именно с моими малышами……

 Простейшие манипуляции - и вот уже в руках детишек: зайчики, мишки, бабочки и другие персонажи, с которыми можно играть. Я заметила, что дети стали с нетерпением ждать, когда я начинала приготовления к проведению занятия с бумагой,   даже не хотели уходить, когда занятие заканчивалось, продолжая играть со своими поделками. Работа  с бумагой позволяла соединить  приятное с полезным: развивать мелкую моторику, отражать свои  впечатления  в графопластической форме, приносить радость себе и близким плодами  творчества.

После выполнения  фигурки, её можно было украсить, нарисовать глаза, рот, нос. И она оживала в руках ребенка.  При сгибании по диагонали, квадрат становился двойным треугольником, который удачно трансформировали в зеленую лягушку  или мышку. При сворачивании широкой полосы бумаги,  у нас получались цилиндры. Мы украшали их полосками бумаги. И вот уже  скачут кони, ослики, зайчики. Даже самый маленький ребенок тянется к прекрасному и моя задача - не допустить создания ребенком «промежуточных» работ, сделанных кое-как, которые он с легкостью может порвать или выбросить.

Каждая поделка должна иметь законченный вариант. Моя помощь в этом просто необходима: выбрать цвет,  каким будет настроение у персонажа, характер и размер  будущей поделки. Такую работу невозможно
выбросить. Поощрение ребенка, признание творческих способностей
помогают ему утвердиться как личность, формируют уверенность в своем
«Я».

Дети,  играют со своими объёмными поделками, озвучивают их (мяукают, рычат или просто разговаривают с ними).  Придумывают им имена или клички. У  детей проявляется уверенность в своих силах и желание заниматься творчеством дальше. С каждым занятием становятся внимательными, усидчивыми. Сами делают попытки что-то придумать, добавить к своему изделию из бумаги дополнительные элементы. Воспроизведения действий, показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией.  Приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При освоении новых навыков сгибания, нужно было придумать историю о том, что у квадрата углы «дружат» и ходят в гости. Если ребенок сгибал квадрат пополам ровно, красиво, он радовался, что уголки встретились. А чтобы разрезать бумагу было интереснее, подбадриваю ножницы в руках ребенка, словно они живой крокодильчик или машина, которая едет по дороге. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере, эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.

Мир бумаги открыл мне огромные возможности для творчества с малышами.  Навыки, полученные в процессе занятий конструированием из бумаги, были, несомненно, высоки. Это отмечали и специалисты детского сада. Дети успешно манипулировали ножницами, кисточкой, решали несложные логические задачи, хорошо ориентировались в пространстве. И чем больше становился мой педагогический опыт, тем острее я стала понимать:  как много мне нужно ещё узнать самой, чтобы научить этому  своих воспитанников. Поэтому накопив определенный  практический опыт и теоретический материал, решила выйти с ним на исследовательскую деятельность. Стать педагогом – исследователем. В главной области изучения было бумажное конструирование с детьми младшей группы, а итогом моей работы стала разработка перспективного планирования и программы по бумажному конструированию с детьми второй младшей группы.

Родители были очень рады тому, что их дети занимались по этой программе, отмечали, что за короткий промежуток времени они получили важные для дальнейшего развития  знания, умения и навыки.

В течение года родители могли видеть результаты обучения детей в постоянно организуемых выставках: «Чудесные превращения бумажного Квадратика», « Волшебные пальчики»; «Удивительное рядом»

Каждый год в нашем городе проходит муниципальный конкурс художественного творчества «Серебряный колокольчик» Дети студии «Бумажная сказка» приняли в нём участие и хотя, номинации 3-4 лет не было, маленькие конструкторы поразили всех своими умениями и заняли первое место, без помощи взрослого смастерив объёмную поделку.

Участие во Всероссийском конкурсе «Призвание воспитатель», где был представлен  опыт работы по программе бумажного конструирования «Бумажная сказка» получил высокую оценку жюри - золотую медаль.

Полученные в течение года  результаты работы убедительно
доказывают, что уже с трех лет малыши способны творить из бумаги чудо.
Их поделки оригинальны по форме, колоритны, имеют определенный характер. Дети младшего дошкольного возраста способны самостоятельно
составить из частей целое, творчески выразить себя, чувствовать гармонию,
а самое главное - они увлечены работой, довольны результатом своего труда.

Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они
развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и
сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем
мире, обогащают словарный запас, формируют навыки общения со
сверстниками. Кроме того, в процессе изготовления игрушки развивается
мелкая моторика руки, что положительно сказывается на развитии ребенка.

Эта работа  проводится легко и непринужденно, я нахожу доступные слова и
образные выражения, чтобы занятия вызвали интерес и желание продолжить
работу. При организации работы с бумагой я объединяю такие виды детской
деятельности, как игра, труд  и обучение, что помогает обеспечить единство
решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли
последних. Особое значение имеет информация о природе, технике и предметах, окружающих детей.

Бумажные поделки помогают установить добрые отношения не только
с детьми, но и с родителями, они создают атмосферу открытости и доверия.
Я дарю забавные поделки в первый день посещения детского сада: пусть
бабочка порадует малыша после его выздоровления, добрый гномик
поздравит с Днем рождения и навсегда останется с ним.

При изготовлении поделок использую игровые приемы, загадки,
считалки, скороговорки, музыкальное сопровождение, фантазирую вместе с
детьми: вот лягушата квакают на болотце, белый медвежонок угощается рыбой.

Большую радость доставляет оживление игрушки: бабочка проснулась, когда дети нарисовали или приклеили глаза; зайчик прижал ушки, когда испугался волка. В такой обстановке ребята раскрепощаются, раскрывается их внутренний мир, они полны положительных эмоций.

Очень важно при выборе объектов для работы с бумагой, учитывать
уровень развития детей, познавательных интересов. Наиболее
целесообразным является вариант, при котором каждая последующая
игрушка дополняет предыдущую, подсказывает игровые действия,
активизирует творческую деятельность, открывает перед детьми перспективу
дальнейшего развития игры.

         Для активизации внимания и интереса детей к изготовлению игрушки я
использую в своей работе технологические истории и сказки, позволяющие
«оживить» лист бумаги. Показ изготовления поделки из бумаги  подробно комментирую.  Скучную схему действий заменяю сюжетной
историей, которая активизирует не только пространственно-логические
операции, но и ассоциативно-образное мышление ребенка. Дети с легкостью
запоминают этапы работы, активно стремятся к воспроизведению знакомых
действий, причем  поделка с каждым разом становится всё более
сложнее.На таких занятиях
стирается межпредметная грань, ребенок запоминает план действий не
автоматически - он проживает вместе с бумажными героями, создаваемыми
своими руками и игрой воображения, игровые ситуации, вымышленные
сюжеты. В такие минуты я вижу счастливые лица своих воспитанников!

Используя изготовленные поделки, вместе с детьми включаемся в
совместный труд-игру по созданию коллажей, фотографий, сюжетных
картин, талисманов. Предметно-игровая среда, в изменении которой
принимают участие дети, оказывает положительное влияние на их
поведение, эмоциональное благополучие, бережное отношение к окружающим игрушкам и предметов.

Вокруг меня всегда были и есть творчески работающие коллеги, которые находятся в постоянном развитии и поиске. Постепенно совершенствовалось   и мое мастерство.

Размышляя о своей жизни, и о своей профессии я вдруг понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь.  Что же  значит, для меня быть воспитателем  в детском саду?

 В ребенке воспитывается любовь к прекрасному через творчество.  Рисуя или выполняя поделку, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка или поделки, выполненной своими руками свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, видят не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками , отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать учить детей и каждый день, общаясь с ними, открывать для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих воспитанниках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них  ответственность. Любить… 

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель как учителя – выявить одаренность каждого ребенка. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность. Моя задача – помочь каждому ребенку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а, может быть, и талант. Я понимаю, что это  требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои занятия интересными и полезными, но самым  главным  на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.  Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт. Очень важным мне кажется  стиль отношений с детьми, родителями, коллегами, людьми, меня окружающими. Если педагог страдает от синдрома эмоционального выгорания, то работать в образовании нельзя.

Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим воспитанникам, на занятиях,  создать уютную обстановку, всегда доверяю детям, и они отвечают мне благодарностью.

 Я искренне верю в то, что если каждый из нас будет просто профессионально и вдумчиво  выполнять свои обязанности на своём рабочем месте, а будет развивать в себе мастерство и стараться воспитывать личность, прежде всего нравственную, всё в нашей стране станет на свои места.

В детском саду созданы все условия для повышения моего профессионального уровня: ежемесячно предоставляется возможность участия в городских конкурсах, регулярно проводятся консультации по проблемным темам среди педагогов ДОУ, приглашают и другие детские сады на методические объединения педагогов и самое наверное главное – это участие в «школе молодых педагогов» и т.д.

Сеять разумное, доброе, вечное, что может быть прекраснее! Ведь какое это счастье видеть, что крошечные росточки, твоей заботы, любви и надежды взошли и тянутся к солнцу, к миру. Работа с детьми дает возможность человеку проявить все самое хорошее, что в нем заложено: и душевные качества, и способности.

Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого своя палитра настроений и эмоций, с которой они засыпают и просыпаются.  Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а так же удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Мой секрет успеха заключается в вере, а я искренне верю, если в общении с ребёнком, я полна любви, понимания и уважения, то он так же, подражая мне, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. И все же это удивительная профессия!

Я часто задаю себе вопрос,  что для меня моя жизнь? Свою жизнь  я хочу посвятить  детям! Почему так думаю? Не всем об этом скажу, но своей профессией, как богатством своим дорожу.

Чего я хочу? Хочу каждый день слышать детские голоса, видеть их счастливые улыбки. Хочу, чтобы дети были здоровы, и они будут здоровы – это одно из важных составляющих в моей работе с детьми. Ведь только от нас взрослых зависит, будут ли наши дети хорошими людьми, когда вырастут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики детей через художественный труд"

Средства развития мелкой моторики пальцев рук:- массаж пальцев рук, массажёры,- пальчиковая гимнастика,- упражнения с мячами,- рисование,- игры с пуговицами,- игры - шнуровки.- игры с конструктором,- ...

Учебно методическое пособие Тема: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)".

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики провести с детьми углубленную работу в этом направлении....

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».

В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей....

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Развитие мелкой моторики детей, как подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования.

Мастер – классдля педагогов, родителей и детей подготовительной группы...