"Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"
методическая разработка по теме

Поклонова Елена Александровна

Данная консультация раскрывает формы речевого развития детей, а так же формы организации педагогического процеса, благодаря которым обеспечивается развитие саморазвитие личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС.

Сформированная в России в течение многих десятилетий  система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике. Образовательные ситуации могут быть включены в непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, а также в режимные моменты.

А.Г. Арушанова предлагает как форму речевого развития детей  сценарии активизирующего общения  обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ситуация общения  это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, коллизионными (характерными), описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).

Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация – иллюстрация, ситуация – оценка (при составлении рассказов дети учатся оценивать рассказы, составленные сверстниками; при чтении художественной литературы дети учатся оценивать поступки героев произведений.)

  Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивают становление значимых для возраста личностных качеств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

«Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

        В педагогической практике все методы и приемы речевого развития используются комплексно в зависимости от задач, содержания ООД, подготовленности детей, их возрастных...

Презентация "Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"

владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря;развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуково...