Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре - это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее

поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство

гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры

своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это

поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным

традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое

воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто

в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и

отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему.

Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и

гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и

приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.

Задачи нравственно-патриотического воспитания.

2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к

природе родного края – и природе в целом.

3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.

4. Расширение знаний ребенка о городах России.

5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.

6. Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.

7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.

8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.

9. Развитие чувства гордости за

достижения родины.

Эти задачи в детском саду решаются в

играх, на занятиях и в быту, не только

воспитывая в ребятах патриотические

чувства, но и формируя их

взаимоотношения с друзьями и

взрослыми. Нравственно-

патриотическое воспитание является

сложным педагогическим процессом.

 Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам,

монументам, в краеведческий музей и т.д.

Методы патриотического воспитания.

 Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и

родного города.

 Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе,

как изменяется его облик благодаря этому труду.

 Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

 Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц

русского леса или гимн Российской

Федерации.

 Знакомство с русским фольклором –

сказками, пословицами, поговорками,

песнями, играми.

 Знакомство с народным творчеством,

вышивкой, росписью.

 Знакомство с творчеством отечественных

писателей, композиторов и художников.

 Посещение тематических выставок или их

самостоятельная организация.

 Участие в праздниках.

 Участие в посильных общественно-

полезных работах.

1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов

Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате

Формы патриотического воспитания.

родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной

край».

2. Знакомство детей с культурой, бытом и традициями родного края, проведение

обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация

тематических досугов.

3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе,

формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо

стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это

одно из важных слагаемых патриотизма.

4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до

воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут

помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину,

вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-

патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники

Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий

мужества», на кото р ых дети будут о бр ащаться к подвигам российских солдат,

проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена.

Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и

поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы»,

экскурсиями к монументам.

5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и

рисунков на тему «Моя семья»,

«Моя мама – самая лучшая» и

т.д., благоустройство ДОУ,

проведение соревнований,

праздников и утренников,

совместный труд на участке.

Контакт с родителями и семьей

имеет большое значение в

решении задач нравственно-

патриотического воспитания.

 Репродукции картин.

Материалы для работы по патриотическому воспитанию.

 Методическая литература.

 Наглядные и дидактические пособия.

 Иллюстрации различных видов войск, портреты героев.

 Современные средства ТСО.

 Аудиозаписи.

 Карты, атлас, глобус.

 Художественная литература.

 Государственная символика.

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии

личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются

гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре,

обществе и месте человека в нем.

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине являются: усвоение

ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране,

приобщение к отечественной культуре.

Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых

маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет,

с «маленького уголка далекого детства».

1. Необходимо воспитывать в ребенке

бережное отношение к окружающим

вещам, игрушкам и книгам, объяснять

ему, что в каждую из этих вещей вложен

труд человека. Формируйте интерес к

чтению, ходите с ребенком в библиотеку,

показывайте ему, как хранятся книги в

библиотеке, и учите ею пользоваться.

2. Организовывайте экскурсии к

памятникам, рассказывайте ребенку все о

том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно

подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок

заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при

помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.

3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный

материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов»,

ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли

домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.

4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб,

сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят,

как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком,

насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что

хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.

5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что

вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся

его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда

ребенок будет видеть и чувствовать это.

6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто

заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и

развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире.

Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше

всего понравилось на прогулке.

7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного

края. Природа воспитывает в

человеке отзывчивость и

чуткость. Старайтесь как можно

больше времени проводить на

природе, зимой катайтесь на

лыжах, летом – на велосипеде,

или гуляйте пешком, выезжайте в

лес, любуйтесь его красотой,

наслаждайтесь пением птиц и

журчанием ручьев. Приучайте

ребенка охранять и беречь

природу.

1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному

творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.

Содержание патриотического воспитания.

2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи,

своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями

детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом,

знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.

3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов,

кустарников, наблюдение за городом в разное время года.

4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям

предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные

сезоны.

Воспитатели детского са да и ро дители должны тесно со трудничать и б ыть

подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит

эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана

эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле

для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности.

Сотрудничество родителей и

воспитателей предполагает

доверительные деловые контакты,

обучение членов семьи способам

общения с малышом и их активное

вовлечение в педагогический

процесс. Готовый к нравственно-

патриотическому воспитанию

педагог – это человек с должным

уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный

самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно

начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к

детскому саду, который посещает ребенок.

Советы родителям.

1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности

города, на его красоту.

2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах,

аллеях, скверах и парках.

3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций,

таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих

организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.

4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного

участка.

5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.

6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.

7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное

поведение в общественных местах.

8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на

второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения,

согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься

«политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности

происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода

стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток

В заключение.

доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического

воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их

основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо

этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию

молодежи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...