"Уголок природы в детском саду (из опыта работы)"
статья (средняя группа) на тему

Людмила Владимировна Шаповалова

            Одним из условий, обеспечивающих ознакомление с природой в детском саду, является организация уголков природы. В  группе, где я работаю, для уголка природы выбрано  хорошо осветлённое место, на котором размещены различные объекты природы для ухода и наблюдений. В нём располагаются: комнатные растения, мини - огород, природный и дидактический материал, календарь природы, макет «Прихопёрье».

            Уголок природы - это одновременно игровая и учебная зона. В уголке природы дети постоянно наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Растения  безопасны для детей, на каждом из них табличка с указаниями, как ухаживать за этим растением. Детям не ограничен доступ к объектам уголка природы. В нашем уголке имеется альбом с фотографиями, демонстрирующими разные времена года.  В нем размещены следующие фотографии: весна - цветут садовые деревья и первоцветы, лето - разноцветные бабочки и благоухающая цветами клумба, осень - трудимся на участке детского сада с детьми: собираем урожай с фруктовых деревьев и на огороде, убираем листву, зима - подгребаем снег к деревьям, расчищаем дорожки.

            Наш уголок природы изменяется в соответствии со временем года. Осенью на стене уголка природы можно наблюдать листопад. Также здесь располагается  выставка «Парад овощей», осенняя берёза из бисера и поделки из природного материала «Чудесные превращения», сделанные руками детей и родителей. Муляжи овощей и фруктов использую в дидактических играх и упражнениях типа «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Чей плод?»…Зимой в уголке природы появляются снежинки, рябина из бисера в снегу с зимующими птицами нашего края на ветках (снегири, синицы, воробьи), поделки ёлок из природного материала. Весной – цветущие первоцветы, яблоня из бисера, выставка рисунков «Весна идёт». Летом – разнообразные насекомые нашего края (бабочки, стрекозы, муравьи, божьи коровки), зелёная ива из бисера, склонившаяся над мини прудиком. В уголке природы комнатные растения находятся в двух зонах: в первой зоне растения, которые цветут в данное время, а в другой – вообще не цветущие и не цветущие в данный период. Это необходимо для того, чтобы дети могли оценить необыкновенную красоту цветущих растений, бережно относились к ним, своевременно ухаживали, т.к. они требуют особенного внимания по отношению к себе. 

Детям постоянно рассказывается о  пользе комнатных растений. Уход за ними способствует экологическому и эстетическому развитию ребёнка. В своём уголке природы мы постарались поместить такие растения, чтобы дети видели их красоту, разнообразие красок и форм.

           Осенью мы вместе с детьми выкопали из грунта ещё цветущие растения: бархатцы, герань, бегонию. Эти цветы мы разделили на две части. Одну часть цветов посадили в горшок с землёй, а из второй составили букет и поставили в вазочку с водой. Разместив цветы в уголке природы, мы с детьми  заботились о них (наливали воду в вазу, меняли ее, поливали  выкопанные растения, рыхлили землю).  Вместе с детьми обсуждали, что необходимо растениям. Через несколько дней мы с детьми сравнили состояние растений, отметили, что растения в вазе уже завяли и установили причину увядания — отсутствие корней и земли. В группе провожу и другие опыты (выявление потребностей растений в свете, почвенном питании, тепле). Интерес у детей вызывают простые опыты, с помощью которых они убеждаются  в том, что растения — живые существа. Они питаются, двигаются, размножаются, растут, приспосабливаясь к окружающей среде.

Чтобы выяснить, живы ли растения на улице в зимний период, провели с детьми опыт по проращиванию срезанных веток смородины. Зимой срезали ветки смородины и поставили их в вазу с водой в уголке природы. Наблюдая, заметили через некоторое время, что на срезанных ветках появились почки, затем листья, цветы и даже вызрели плоды. Это значит, что растения зимой живы. Сравнив состояние растений в уголке природы и на улице, определили причины его различия. Таким образом, объекты уголка природы помогают детям приобретать знания природоведческого характера.

Вместе с детьми выращиваю в группе лук. Для этого использую удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними.

В уголке природы имеется природный материал: жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы), скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки, каштаны, листья, цветы. Природный материал дети собирают сами и приносят в группу, мы его засушиваем , а затем используем в творческих работах. Познавательному развитию детей способствует творческий подход и экспериментирование с природным материалом.

Постоянные наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Ежедневно мы с детьми беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Работа с календарём развивает наглядно-образное мышление дошкольников.

             Основной задачей макета «Прихопёрье» является формирование представления о взаимосвязях между всеми обитателями, об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Дети также знакомятся с изменением жизни живых организмов в разные сезоны. Ребёнку можно наглядно показать цепочку взаимодействия всех живых организмов. Если уничтожить один из компонентов живой природы, то нарушается цепочка взаимосвязи.

             Создание всех вышеописанных компонентов уголка природы, помогает мне более точно дать знания детям о том, как велико взаимодействие человека с природой. Наши дети много знают о природе, умеют видеть её красоту. Но чтобы эта красота была всегда рядом, они  учатся о ней заботиться. А главное в том, что дети делают это с большим удовольствием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. ...

Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"

Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС....

Уголок книги в детском саду (из опыта работы)

Любой воспитатель сталкивался с проблемой - как правильно оформить уголок книги? Литературы много, но перечитать и перебрать книги всегда не хватает времени. Четкие, конкретные рекомендации даны в кни...

Уголок природы в детском саду .

Рекомендация для воспитателей . Уголок природы в детском саду....

«Природный уголок в детском саду». Из опыта работы

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природойположительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы...

Консультация для педагогов детского сада «Уголок природы в детском саду»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...

«Природный уголок в детском саду». Из опыта работы

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природойположительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы...