Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»;
консультация на тему

Лашина Ольга Сергеевна

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. 

В  профессии  педагога  слову  принадлежит  ведущая  роль  —  оно  является  главным  инструментом  воздействия  на  личность  воспитанника,  «орудием»  его  обучения  и  развития.  Педагог – «речевая» профессия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura_pedagoga.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Консультация для воспитателей

«Речевая культура - фактор

формирования имиджа педагога»

Подготовила: Лашина О.С.

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

2017 год

Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся дети, родители и коллеги. Значимость имиджа педагога, воспитателя трудно переоценить.

 Как целостная система, имидж педагога характеризуется устойчивыми связями, существующими между элементами и объединяющими, закрепляющими структуру. 
Формирование имиджа педагога, обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важны и внешний вид педагога, и его внутреннее состояние. 

Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. 

Голос – звучащий имидж педагога. «По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы можем определить степень интеллектуальности человека»,  - утверждал Д.С. Лихачев. Личность педагога в образовании – личность носителя культуры. Особенно большое значение имеет культура устной речи – чистота, грамотность, умение управлять сопутствующими ей мимикой и жестами, интонацией и даже тембром голоса.

        В  профессии  педагога  слову  принадлежит  ведущая  роль  —  оно  является  главным  инструментом  воздействия  на  личность  воспитанника,  «орудием»  его  обучения  и  развития.  Педагог – «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются  научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, другие принципы педагогики.

К  устной  речи  современного  педагога  предъявляем  ряд  требований,  основным  из  которых,  безусловно,  выступает  грамотность.  Рассматриваем  ее  в  наиболее  общем  смысле  —  как  отсутствие  ошибок,  «слов-паразитов»,  умение  изъясняться  кратко,  когда  ситуация  не  требует  детального  уточнения.  Однако,  грамотность  —  не  единственная  значимая  характеристика  устной  речи,  поскольку  владение  ее  выразительными  возможностями  во  многом  обусловливает  эффективность  работы  современного  педагога.  Более  детально  рассмотрим  сущность  и  значение  эмоциональной,  лексической,  фонетической,  грамматической  и  звуковой  выразительности  в  профессиональной  деятельности  педагога.

Эмоциональная  выразительность  —  характеризуется  «насыщенностью»  чувствами  произносимых  слов,  речи  в  целом.  По  некоторым  данным,  понимание  речи  на  40  %  зависит  от  ее  экспрессивной  партитуры.  В педагогической  профессии,  как  ни  в  какой  другой,  важно  выражать  искреннее  отношение  к  произносимому,  значима  —  «артистичность»  интонаций,  поскольку  это  позволяет  оказывать  эффективное  воспитательное  воздействие.  Эмоционально  окрашенные  отдельные  слова  или  произносимые  с  «особой  интонацией»  фразы  делают  речь  педагога  «живой»,  акцентируют  внимание  на  наиболее  важных  моментах.  И  наоборот  —  ровная,  не  насыщенная  чувствами  речь  педагога  не  может  мотивировать  к  изучению  материала,  развитию  интереса  воспитанников  к  чему-либо,  снижая  тем  самым  эффективность  образовательного  процесса;

лексическая  выразительность  —  это  свойство  речи,  основанное  на  использовании  точных,  ярких,  нестандартных,  образных  слов  и  словесных  оборотов,  а  так  же  синонимов,  омонимов  и  терминов.  Потенциал  русского  языка  в  выражении  мысли  человека  —  очень  широк.  В  целях  профессионального  самосовершенствования  необходимо  постоянно  обогащать  речь,  используя  ее  лексическое  богатство; 

фонетическая  выразительность  —  это  умение  педагога  владеть  хорошим  и  грамотным  произношением,  ритмикой,  темпом  и  громкостью.  Не  уместен  для  педагога  «пулеметный»  темп,  еще  хуже  крик,  а  тем  белее  визг.  Старая  восточная  мудрость  гласит:  если  ты  кричишь,  значит,  ты  не  прав  и  слаб.  Не  маловажную  роль  играет  тембр  голоса  —  это  обязательный  атрибут  речи  каждого  педагога  и  не  только.  Бас,  баритон  всегда  ласкают  слух,  а  визгливый,  хриплый,  глухой  голос  портят  восприятие  даже  правильных  по  смыслу  слов. 

грамматическая  выразительность  —  по  мнению  большинства  исследователей  менее  значительна  и  менее  заметна.  Однако  данную  особенность  активно  используют  писатели,  поэты,  расширяя  границы  выражения  своих  эмоций.  Также  и  педагог,  к  примеру,  употребляя  одну  форму  числа  имен  существительных  вместо  другой,  придает  отрицательные,  реже  —  положительные  оттенки  значения  конкретному  слову,  высказыванию…

звуковая  выразительность,  так  же  присуща  педагогам.  Она  заключается  в  сопровождение  высказываний  уместным/неуместным  покашливанием,  вздохами,  хмыканьем,  смехом,  несущими  смысл  звуками  «у-у-у»,  «а-а-а».

Правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения.
  • Педагог должен говорить внятно.
  • Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  • Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  • Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  • Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации. Следует  избегать  бессмысленной  жестикуляции.

Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

Список литературы:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. 2. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150с.
  3. Касаткина  Е.С.,  Имидж  современного  учителя:  гендерный  аспект  /  Касаткина  Е.С.,  Круглова  О.А.,  Кузина  И.В.,  Тюрина  Т.В.//Грани  познания.  —  2010.  —  №  2  (7),  —  С.  30—31.
  4. Катаева И.Н. Речевая культура как фактор формирования имиджа педагога // Управление. – 2016. - №2, С. 106-109
  5. Педагогическая риторика. М.: МГПУ, 2001.
  6. Станкин М.И. Психология общения. М.: МПСИ, 1996.
  7. Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"

Консультация для воспитателей: "Стиль одежды, его влияние на формирование имиджа педагога"...

« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»

В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГА

Специфика профессии педагога заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности воспитанника, выработку определенных правил поведения, интеллектуал...

Повышение речевой культуры и коммуникативных навыков педагогов ДОУ

Семинар-практикум в форме интеллектуально-познавательной игры...

Использования ECERS-R, в формирование имиджа педагога ДОО.

Материал поможет педагогу в построение основных критерии при формирование имджа....

Консультация "Речевая культура как фактор формирования будущего педагога"

Консультация "Речевая культура как фактор формирования будущего педагога"...

Консультация для воспитателей «Речевая культура - фактор формирования имиджа педагога»

Образ педагога обсуждался во все времена; эта тема стала ещё более актуальной сегодня, когда в России реформируется образовательная система. Педагоги - люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними ...