"Экологическое воспитание дошкольников в соответствие с ФГОС "
рабочая программа по теме

Брюханцева Екатерина Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx39.69 КБ
Файл programma_ekologiya_v_detskom_sadu.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Принято на                                                 Утверждаю

Педагогическом совете  № 1                        заведующий  МКДОУ -

«09» сентября 2016 г. _                                детский сад «Ромашка»

                                                        ________ Г. Ф. Нестюшенко

                                                        «09» сентября 2016 г.

                                             Утверждена приказом

                                            от 12.09.2016 № 32/1

Рабочая Программа

на 2016 – 2019 учебный год

 « Экология в детском саду»

МКДОУ – детский сад «Ромашка»

с. Луговое Каменского района

2016 год

Содержание

I. Целевой раздел        3

1.1. Пояснительная записка         3

1.2. Методические принципы работы с дошкольниками        5

1.3. Ожидаемые результаты        6

II.Содержательный раздел        7

2.1. Программное содержание старшей разновозрастной группы        7

2.2. . Программное содержание младшей разновозрастной группы         9

III. Организационный раздел        12

3.1. Условия  реализации программы        12

3.2. Материально – техническое обеспечение программы        12

IV. Дополнительный раздел        12

4.1. Используемая литература         12

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том,  что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

  •  принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность);
  •  формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии);
  • средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).

Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
  • Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
  • Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
  • Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами;
  • Развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
  • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Воспитывающие:

  • Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
  • Воспитывать ответственность за свои поступки;
  • Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью;
  • Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

 Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

3-й – участок детского сада;

4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

1.2. Методические принципы работы с дошкольниками

Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:

  • Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.
  • Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
  • Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
  • Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.
  • Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.
  • Системность. Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

1.3. Ожидаемые результаты

           К семи годам ребёнок:

  • Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды.  Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
  • Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
  • Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.
  • Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями.
  • Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.

II. Организационный раздел

3.1. Содержание программы для младшей разновозрастной группы

Месяц

п/п

Тема

Содержание

Сентябрь

1

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

2

 «Что нам осень подарила»        

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Октябрь

3

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

4

«Домашние животные»        

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Ноябрь

5

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

6

«Воробей»        

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие,  перелетные.

Декабрь

7

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

8

«Зимняя

красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Январь

9

«Наблюдение за снегом и льдом»        

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии

 (снег, лед).

10

«Жизнь птиц зимой»        

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Февраль

11

«Выращиваем

 лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание

 наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.

12

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

                                         Март

13

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

14

«Забота о здоровье»        

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Апрель

15

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

16

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Май

17

«Что такое облака, дождь, гроза?»        

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

18

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

3.2. Содержание программы для старшей разновозрастной группы

Месяц

п/п

Тема

Содержание

Сентябрь

1

Экскурсия в осенний парк

Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

Беседа «Почему птиц стало меньше»

Наблюдения детей за изменениями в природе.

2

«Перелетные птицы»

Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».

Октябрь

3

«Дождь»

Беседа о дожде как о природном явлении.

Загадывание загадок о дожде, зонте.

4

«Как увидеть воздух»

Беседа о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом.

Ноябрь

5

«Здравствуй ветер»

Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения, о роли в жизни организмов, в том числе и человека.

Экспериментирование с ветром.

6

Природная стихия – огонь

Беседа о пользе и вреде огня; экспериментирование.

Декабрь

7

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».

Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

Беседа «Почему птиц стало меньше»

Наблюдения детей за изменениями в природе.

8

«Зимующие птицы и животные»

Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.

Январь

9

«Лес и его значение в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».

10

Что где растет, кто где живет?

Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды.

Февраль

11

«Вода в природе и в жизни человека»

Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой.

12

Космос. Вселенная. Звезды.

Беседа о космосе, работе космонавтов.

Март

13

«Весенний уход за комнатными растениями»

Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.

14

Взаимодействие человека с природой

Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.

Апрель

15

«Солнце и облака»

Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень».

Беседа об облаках. Отгадывание загадок об облаках.

16

Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания.

Беседа о млекопитающих, их росте и развитии.

Май

17

Экскурсия в весенний парк

Беседа о весенних изменениях происходящих в природе.

Наблюдения детей за изменениями в природе.

18

Жизнь растений и животных в сообществе

Беседы: лес как экосистема; пруд, озеро, река как экосистема; луг как экосистема.

III. Организационный раздел

3.1. Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

1.Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.

2. Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

3.Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:«Уголок природы», календарь природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).  Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.

3.2. Материально – техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы:

  • столы, стулья;
  • интерактивная доска;
  • дидактические игры;
  • природный уголок;
  • мольберт;
  • инструменты для проведения опытов и экспериментов (лупа, воронки, горшочки, лейки, декоративные грабельки, палочки, полиэтиленовые пакеты, стаканчики, шприцы, банки и т.д.)  
  • природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.)
  • дидактические материалы (картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.)

IV. Дополнительный раздел

4.1. Список использованной литературы

1. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

2. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016.

4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.  – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016. – 112с.

5. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная группа. – М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2017. – 112с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Ромашка» Рабочая программа « Экология в детском саду» Подготовила: Брюханцева Екатерина Владимировна 2017 год

Слайд 2

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.А.Сухомлинский .

Слайд 3

Проблема экологического воспитания Дошкольное детство – ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.

Слайд 4

Актуальность Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Слайд 5

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы .

Слайд 6

Задачи Обучающие: Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях. Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие). Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы. Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Слайд 7

Задачи Развивающие: Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

Слайд 8

Задачи Воспитывающие: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать ответственность за свои поступки. Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью. Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, села.

Слайд 9

Методы и приёмы работы с детьми практические (игры, ребусы, загадки, акции, проекты) наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д .) словесные (художественное чтение, беседы) и спользование ИКТ

Слайд 10

Уровни развивающей среды в ДОУ: групповой – уголок природы в детском саду; межгрупповой – коридоры, холлы; участок детского сада; территория, примыкающая к детскому саду.

Слайд 11

Принципы экологического образования : Гуманность Доступность Научность Деятельность Целостность Системность

Слайд 12

Условия реализации программы Организовано «экологическое пространство» Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов. Развивающая экологическая среда

Слайд 13

Ожидаемые результаты Должен знать представителей почвенной, наземной, водной и воздушной среды. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Должен приобрести знания навыки правильного ухода за домашними и дикими животными. Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года. Ребенок должен называть условия, необходимые для жизни, роста и развития растений, животных, человека.

Слайд 14

Должен знать, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Должен объяснять экологические зависимости, относится гуманно ко всему живому, правильно вести себя в природной среде.

Слайд 15

Реализация программы в МКДОУ – детский сад «Ромашка» Экологические занятия как специально организованная форма обучения

Слайд 16

Совместная деятельность педагога и детей

Слайд 17

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 18

Выставки совместно с детьми и родителями

Слайд 20

Развивающая среда

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Инновации в экологическом воспитании дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Постоянное использование в педагогической практике инновационны...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Презентация "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС

Экологическое воспитание - это сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно возникло из актуальной проблемы современности - взаимодействия человека с природой и уже достигло наиболее ...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Экологическое ...

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Экологическое воспитание дошкольников по программе   С.Н. Николаевой «Юный эко­лог»...

Современные образовательные технологии по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

laquo;Ребенок про­являет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется при­чинно-следственными связями, пытается са­мостоятельно придумывать объяснения яв­лени...