Консультация для педагогов "Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
консультация на тему

Морозова Наталья Петровна

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, рекомендации по созданию активной сенсорно-развивающей среды, пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».

Воспитатель МБДОУ №2 г.Сосногорск Республика Коми:

Морозова Н.П.

    В среде учащихся школ Республики Коми, также как и целом по России, прослеживается четкая тенденция к ухудшению здоровья: развиваются патологии кардиореспираторного характера, системы кровообращения, нервной системы, возникают заболевания органов пищеварения. Уже не раз говорилось о тех расстройствах здоровья, которым подвергаются учащиеся через внешнюю обстановку учебных заведений: у ребенка появляются неправильности кровообращения, его питание страдает, он делается кривым и близоруким. К сожалению, нужно здесь прибавить, что в течение школьной жизни дитя нередко становится и умственным калекой. Каковы причины происходящего? Во-первых – программы слишком обширны и мало соответствуют возрасту и силам учащихся; во-вторых, число уроков слишком велико, и учащиеся чрезвычайно завалены подготовительными работами; в-третьих,  большинство учителей не имеет понятия о правильном развитии умственных способностей ребенка. Ситуация требует активных действий со стороны органов образования и здравоохранения. Гигиена должна требовать упрощения и сокращения программ. Никак нельзя допустить, чтобы 14-летний ребенок сидел весь день над книгами (в школе и дома) и чтобы он не имел времени для движения на открытом воздухе. В самой школе должно больше, чем до сих пор, заботиться о физических упражнениях. Это мнение одного из основоположников отечественной гигиены профессора Императорского Московского университета Федора Федоровича Эрисмана. Высказанное в конце прошлого века, оно, к сожалению, не потеряло актуальности и сегодня.

   Предупреждать возникновение школьных и дошкольных форм патологий,  укреплять детское психическое и физическое здоровье, способствовать беспроблемному процессу обучения – вот основная задача активной сенсорно-развивающей среды. Радикальная замена традиционной противоестественной статичной рабочей позы детей (в положении «сидя») на более физиологически обоснованную (режим двигательной активности).

   Качество любого процесса определяется соответствием поставленных целей и достигнутых результатов. Под педагогической технологией активной сенсорно-развивающей среды понимают системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. Концепция АРС целью педагогического процесса определяет гармоничное развитие воспитанника. При этом усвоение «ЗУНов» (знаний, умений, навыков) из целей образования плавно превращается в средство психического развития (психическое развитие в нашем понимании включает в себя развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания ребенка).

   Значимость активной сенсорно-развивающей среды определяется комплексом возможностей удовлетворить и развить социальнозначимые потребности личности, и подлинно развивающая образовательная среда в силах обеспечить это всем субъектам образовательного процесса.

   Одним из вариантов организации работы в режиме достаточной двигательной активности является работа со сменой поз деятельности воспитанников. Режим смены рабочих поз – режим деятельности детей, при котором статичная поза ребёнка за учебным столом заменяется вариантом обучения, предполагающим свободное движение ребёнка по группе, в т. ч. работу стоя, лёжа. Основная функция данного режима – выстроить учебный процесс в соответствии с принципом природосообразности, т. е. в режиме, оптимально приемлемом с точки зрения психофизиологии для данной возрастной группы, тем самым предотвратив чрезмерную мышечную утомляемость, накапливаемость статического напряжения. В положении комфортного движения дети чувствуют себя свободно. Их плечевой пояс расслаблен, не наблюдается сдавливания диафрагмы, а значит, нормально работают системы кровообращения и дыхания, что приводит к улучшению кровоснабжения всех органов, в т. ч. коры головного мозга.  

   

Методические пособия для создания активной сенсорно-развивающей среды в ДОУ:

        Экологическое (пейзажное) панно - это выполненный на клеёнчатом полотне (требования СанПиНа) пейзаж с обязательной законовоздушной и линейной перспективой. Панно в группе должно быть закрыто лёгкой тканью в тон стен для того, чтобы сохранять свежесть восприятия ребёнком конкретных образов и не «загружать» зрительный фон детей.

Использование экологического панно позволяет педагогу работать в режиме образного моделирования, который даёт ребёнку возможность раскрыть свой творческий потенциал. Для этого изготовливается специальный съёмный дидактический материал по лексическим темам. Дети подходят к панно и добавляют или убирают отдельные детали композиции в зависимости от поставленной цели. Обучение происходит с использованием зрительно-игровых ситуаций, сюжетов, которые проигрываются, «проживаются» детьми в русле основной содержательной линии занятия. Основной функцией режима является активизация продуктивного воображения детей, ориентация на образность, сенсорную культуру и двигательную активность. Показателем эффективности работы в данном режиме является сформированность высокого уровня таких качеств воображения, как оригинальность продуктивного воображения, целостность, творчески-композиционный способ создания образа. Рассматривание экологического панно дает детям возможность стоять на массажных ковриках, что является  профилактикой плоскостопия.

Сенсорно-дидактические держатели используются для переноса и демонстрации наглядного материала. Держатели выполнены из фанеры (требования СанПиНа 2.4.2.-576-96), размером в альбомный лист в горизонтальном и вертикальном положении (в зависимости от демонстрационного материала). Педагог использует держатель с учебным пособием, плавно передвигаясь в пространстве группы по направлению вправо-влево, вперёд-назад, поднимая вверх-вниз, осуществляя круговые перемещения по группе. Данная технология позволяет работать в режиме смены зрительной рабочей дистанции. Основной функцией режима является профилактика зрительного утомления в органичной связи с реализацией основных задач учебного процесса.

Зрительные метки («Офтальмотренажёр») используются для снятия напряжения и утомления у детей во время учебных занятий. Зрительные объекты располагаются на определённой высоте в углах групповой комнаты. Картинки подбираются с таким расчётом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет. Используются в чётком соответствии с темой, предметом занятия, тем самым органично вливаясь в ткань занятия По мере необходимости сюжеты меняются.

         

         Применение предметов и картинок для работы в режиме поиска– это деятельность, при которой осуществляется смена рабочих поз, а также получение, анализ информации, принятие решения детьми осуществляется в  условиях постоянного сравнения, идентификации, узнавания учебно-методического, наглядного материала. Основной  функцией режима является поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и реализация индивидуальных способностей, позитивных задатков в форме, оптимальной для данной возрастной группы. Данный режим позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в разнообразных игровых и занимательных формах, при этом, проводя профилактику костно-мышечных заболеваний.

       

        Зрительных лабиринты («Офтальмотренажёры») – это линейные траектории, которые начинаются с маленькой амплитуды и  постепенно увеличиваются. Дети путешествуют по лабиринтам, следя глазами по траектории вместе с персонажем, получая удовольствие и пользу для здоровья, так как систематическое использование офтальмотренажёров предупреждает различные формы зрительных патологий, снижает общую психическую утомляемость, избыточную нервную возбудимость, агрессию ребёнка.

        Сенсорно-дидактическая подвеска представляет собой приспособление для крепления наглядного материала, выполненное в виде креста. Дидактический материал по теме занятия подвешивается на крючки за ниточки, тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, что важно для повышения эффективности зрительного восприятия. Данное пособие изготавливается из дерева (требования СанПиНа 2.4.2.- 576-96). При использовании сенсорно-дидактических подвесок, дети работают в поисковом режиме с высоким интересом к учебной деятельности, органично переключаясь от конкретных предметов к абстрактным образам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Материал для районного методического объединения.

Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?  Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель...

Презентация на тему:«Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Дидактическая игра-пособие«Ремесленные подворья».Цель: формировать и обогащать знания детей на тему народное творчество и ремесла России.Задачи: Знакомство с народными промыслами России, а...

Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии применяются в детском саду в разных режимных моментах, на занятиях по физической культуре, а также в ходе непосредственно образовательной деятельности. Но не менее важно...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: «Организация и проведение организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Поэтому педагогу, конструирующему образовательный ...

Консультация для воспитателей по теме Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив детского сада №1 с.Заветное, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост педагоги...