Концепция учителя - логопеда
материал на тему

Корженюк Татьяна Викторовна

Концепция на тему: "Использование нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных приемов для  развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

                                                 «Рука – это инструмент всех инструментов»                                             

                                                                                                        Аристотель

                                                 «Истоки способностей и дарования детей – на    

                                                 кончиках их пальцев. От пальцев, образно  

                                                 говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые  

                                                 питают источник творческой мысли»

                                                                                                 А.В. Сухомлинский

         К рукам человека отношение всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки защищали и строили, добывали пищу и измеряли, лечили. По состоянию рук судили о здоровье и положении человека. Не случайно в нашем родном языке очень много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки» и т. д. Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. Одним из условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие ручных умений, или как принято называть, мелкой моторики рук.

        Учёные, изучая психику и деятельность детского мозга, отметили большое значение функции руки. Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие».

        Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот, почему ребенок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

     Развитие функций руки и речи идет параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

И  чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром, тем быстрее начнет развиваться словесная речь ребенка.

       Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

       Задержка речевого развития не позволяет ребенку полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира и отягощает эмоционально – психическое состояние, что оказывает негативное влияние на общее развитие ребенка. Однако если вовремя оказать помощь, то эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

       Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это необходимое условие всестороннего полноценного развития ребёнка.

Проведя диагностику детей в начале учебного года и подводя результаты, я увидела, что  у 30 % детей с нарушением речи,  мелкая моторика развита очень слабо и находится практически на низком уровне.

        Учитывая то, что число детей, имеющих нарушения речи, возрастает с каждым годом, считаю выбранную мной тему важной и  актуальной на сегодняшний день.  

Дети, имеющие речевые нарушения, особенно нуждаются в совершенствовании ручной моторики, которая способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

        К. Ушинский говорил: «Сделать серьезное занятие для   ребенка   занимательным – вот   задача первоначального обучения».      

Именно поэтому в  своей работе я широко использую не только традиционные, но и разнообразные нетрадиционные приёмы и методы развития мелкой моторики  рук. Работая с детьми, я прилагаю все усилия, чтобы развить и укрепить руку и пальчики ребенка, сделав их послушными, подвижными и ловкими. Созданная в кабинете необходимая развивающая среда способствует развитию мелкой моторики у детей, учитывая их возрастные особенности,  и помогает добиваться поставленной цели.

       Занятия с использованием нетрадиционных приемов вызывают у детей большой интерес, и   они с удовольствием выполняют упражнения, потому что занятия превращаются в занимательную и увлекательную игру, оказывают прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие на ребенка,  в большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.

         Работа по развитию движений пальцев и кистей рук проводится систематически. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому сначала отрабатываются упражнения постепенно, в медленном темпе. Затем темп ускоряется, а количество повторений увеличивается. При этом включаются в совместную работу не только тактильный, но и зрительный, слуховой анализаторы, что дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.

        Свою  работу строю на комплексном подходе в сочетании развития речи, знакомством детей с окружающим и предметным миром, привитием эстетических и нравственных норм, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений. Все это обеспечивает саморазвитие каждого ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает именно ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность ребенка.

          Особенность моей работы состоит в её обязательном сочетании с обогащением, уточнением и активизацией словаря, контролем за грамматически правильным оформлением фраз, совершенствованием связной речи и правильным произношением автоматизируемых звуков.

          Поэтому во время игр с нетрадиционным оборудованием много и активно беседую с ребенком, вызываю на разговор, стимулирую вопросами, просьбами, совместно составляем сказки, рассказы, познаем окружающий мир. Сопровождаем движения стихотворными текстами или выполняем под музыку, что позволяет сделать занятие увлекательным, эмоционально – окрашенным, развивающим и познавательным.

     Провожу подгрупповые и индивидуальные занятия, где использую следующие нетрадиционные приемы на развитие мелкой моторики:

— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками,  воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения:

- «котенок кусается» (прищепки бельевые);
- «забавные узелки» (веревка с узелками);
- «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее);
- «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
- «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);

- игры с песком;

- игры с массажным мячом Су-Джок;
- игры с мячом (мяч-прыгун);
- рисуем пальчиками;
- волшебные превращения веревочки;
- рассказываем стихи руками.

          В своей работе всегда пользуюсь известным педагогическим правилом: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Всегда обращаю внимание на то, что у ребенка хорошо получается! И ребенок, чувствуя успех, начинает стараться еще больше, а результаты становятся намного  эффективнее.

Это правило использую в своей деятельности и советую его родителям и педагогам.

          Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без совместного участия логопеда с  родителями и воспитателями. Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач: выступаю на родительских собраниях, провожу семинары – практикумы, консультации, круглый стол, организую выставку игр и пособий по развитию мелкой моторики у детей.  Даю индивидуальные рекомендации родителям по развитию и закреплению речевых навыков через пальчиковые игры дома.

        В родительском уголке систематически  размещаю информацию, рекомендации по развитию мелкой моторики, описание пальчиковых игр, нетрадиционных игр в домашних условиях, оформляю различные памятки по теме.

         Так же активно взаимодействую  с воспитателями:  обмениваемся опытом работы, своими наработками по развитию мелкой моторики детей, охотно делюсь рекомендациями, как правильно развивать речь ребенка в процессе игр с пальчиками. На индивидуальных консультациях, беседах обсуждаем динамику речевого развития каждого ребенка, выясняем, насколько эффективны нетрадиционные приемы развития мелкой моторики в формировании и коррекции речи детей. Организую мастер – классы: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий», «Активизация речи детей с ООВ через нетрадиционные игры и упражнения», организуем взаимопосещения занятий, круглые столы, выставки,  ведем тетради  взаимодействия.

           В результате систематической, совместной работы   по развитию мелкой моторики у детей, сравнив полученные данные на контрольном этапе исследования, получила результаты, показывающие  положительную динамику   развития мелкой моторики у  детей.     Результат проделанной работы показал, что проведенная мной целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через использование нетрадиционных приемов у детей с нарушениями речи положительно влияет на речевое развитие ребенка, способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Речь детей становится более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это помогает быть ребенку общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах и  способствует успешному обучению в школе.          Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.  

     Работа, проведенная мной, способствует полноценному развитию мелкой моторики у детей, влияние которой на развитие речи неоспоримо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Концепция деятельности учителя - логопеда

Концепция деятельности  учителя - логопедаСвоевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью ...

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...