Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Данный материал является текстом выступления на научно - практическом семинаре "Оценка развития детей с интеллектуальной недостаточностью: проблемы и решения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования гендерной идентичности у детей с интеллектуальной недостаточностью

Процесс полового воспитания детей и подростков является актуальной проблемой современно общества, так как в данный момент прослеживается утрата истинно мскулинных качеств у мальчиков и юношей и фемининных у девочек и девушек.

Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Э. Эриксон в 1967 году обобщил результаты своих многолетних исследований идентичности в книге «Идентичность: юность и кризис». В ней он представляет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, существующую в контексте непрерывного развития личности и выполняющую адаптационные функции. Идентичность - это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации.

Гендерная идентичность - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека.

Гендерная идентичность является продуктом социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка.  

        Формирование гендерной идентичности делятся на несколько периодов. Раннее детство и дошкольный возраст являются ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности. Дети знакомятся и усваивают те эталоны, к которым общество приближает девочек и мальчиков (особенности поведения, речи, внешнего вида, игр, социальных ролей и пр.) Гендерная идентичность, как считают некоторые исследователи (R. Stoller, 1985; S. Thompson, 1975), устанавливается у обоих полов к трем годам. Дети могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, и правильно ответить на вопрос: «Ты девочка или мальчик?» (S. Thompson, 1975). В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.  Период от 4-х до 5-лет – это время активной социализации, когда ребенок примеряет социальные роли и демонстрирует соответствующее его полу поведение. Итак, как только ребенок начинает замечать различия, существующие между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса, который Л. Колберг (1966) назвал «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки - поведению женщин.

Результаты исследования Л. Э. Семеновой (1999) свидетельствуют о том, что у старших дошкольников имеется определенная система знаний о характере полоролевых различий представителей мужского и женского пола. Ими осознаются и выделяются конкретные отличительные признаки поведения: сила и первенство у мужчин, слабость, заботливость, потребность в защите у женщин.

На процесс гендерной социализации и, соответственно, становления гендерной идентичности влияют различные факторы, или институты:

  1. детский сад и школа;
  2. литература;
  3. средства массовой информации;
  4. сверстники;
  5. семья.

Роль названных факторов опосредуется влиянием гендерных стереотипов. Т.е. гендерные стереотипы представляют собой внешние, социокультурные условия развития гендерной идентичности.  

Детский сад и школа являются одним из важных факторов становления полоролевой идентичности ребенка, так как используют разные подходы к воспитанию и обучению мальчиков и девочек.

Как в детском саду, так и в школе порицаются фемининность у мальчиков (слезы) и маскулинные качества у девочек (неряшливость, агрессивность, излишняя двигательная активность).

Цель данного исследования: выявить возрастные особенности гендерной идентичности у детей с ИН.

Задачи данного исследования:

  • изучить особенности понимания ребенком гендерных ролей;
  • изучить особенности формирования Я-концепции у детей с ИН;
  • изучить особенности соблюдения гендерных стереотипов детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Методика констатирующего эксперимента опирается на следующие основные положения:

  1. Культурно – историческая теория развития личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.), согласно которой, в психическом развитии человека социальное преобладает над натурально – биологическим.  Формирование психики человека происходит путем передачи опыта от взрослого, как носителя социально – культурного опыта, к ребенку. Одним из факторов, влияющих на формирование гендерной идентичности ребенка, является фактор семьи.
  2. Фактор влияния сверстников рассматривается в концепции психосексуальной идентичности Э.Эриксона, его идеи о делении идентичности на два основных типа – личностную и социальную (В.С. Агеев, В.А. Ядов, Э. Фромм, В.Н. Павленко и др.), о социальном происхождении «Я». Важным фактором, влияющим на формирование гендерной идентичности ребенка, является фактор социального окружения, а так же опирается на теорию социального конструирования гендера через социальное научение, имитации (З.Фрейд), теория когнетивного усвоения поло- ролевого поведения (Ж.Пиаже).
  3. Возрастной аспект идентичности опирается на идею Н.И. Алексеева, Е.М. Дубовской о том, что гендерная идентичность, как одна из базовых структур личности, является многокомпонентной и многоуровневой системой, и ее развитие происходит в течение продолжительного периода жизни человека, а так же на идею о непрерывности процесса становления гендера на протяжении жизни человека, проблеме самоопределения личности (С.Л.Рубенштейн), постепенном формировании самосознания (А.Р.Лурия).

Для решения экспериментальных задач были подобраны следующие методики:

  1. Карта наблюдения за проявлениями гендерного поведения, составленная на основе теоретической дифференциации критериев сформированности гендерной идентичности (изучение особенностей понимания гендерных ролей, изучение особенности соблюдения гендерных стереотипов детьми с интеллектуальной недостаточностью)
  2. Опросник «Идентификация детей с родителями», автор А.И. Захаров (изучение особенностей понимания гендерных ролей, изучение особенностей формирования Я-концепции у детей с ИН);
  3. Тест «Проективный рисунок человека», автор Махорвер Карен (изучение особенностей формирования Я-концепции у детей с ИН);
  4. Тест «Кто Я?» Тест двадцати высказываний, автор М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой.

        Данная часть экспериментального исследования проходила на базе ГБДОУ Д/С №45 компенсирующего вида Красногвардейского района г.СПб.

В xoдe проведения исследования была сформирована выборка испытуемых из 20 человек (14 мальчика и 6 девочек в возрасте от 5 до 6 лет с диагнозом по МКБ-10 F83).

По результатам обработки собранных данных можно сделать вывод, что лишь у 10 % детей уровень сформированности гендерной идентичности приближен к уровню нормально развивающихся сверстников, 90% детей показали средний уровень сформированности гендерной идентичности. Разницу в уровнях сформированности гендерной идентичности возможно объяснить влиянием различных факторов: состав семьи, наличие в коллективе детей того же пола, год и уровень обучения.

        Данное исследование является не полным, так как планируется дальнейшая диагностика еще 90 детей, объединенных в 3 группы. 30 человек – нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста, 30 человек – нормально развивающиеся дети младшего школьного возраста, 30 человек – дети с ЗПР младшего школьного возраста.

        Формирование гендерной идентичности является естественным процессом, протекающим в течение достаточно долгого периода жизни человека: от рождения и до 25-30 лет, а иногда и позже. Но у детей с ИН данный процесс протекает особенным образом в отличие от нормально развивающихся сверстников. Потому, процесс формирования половой идентичности должен являться совместной работой педагогов ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе

Статья содержит описание опыта работы воспитателя подготовительной группы по формированию гендерной идентичности у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста Вступление Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определя...

Особенности наглядных форм мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью

Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет мышление, оно обеспечивает весь процесс обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы фун...

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

      В наше время вопросы гендерного воспитания как никогда актуальны. Современная популярная культура, мультфильмы, компьютерные игры, детские игрушки нивелируют феминные и мас...

Формирования гендерной идентичности у детей в ДОУ

Модель образовательного пространства в Дошкольном образовательном учреждении для формирования гендерной идентичности у детей.Модель педагогического процессаМодель образовательной средыМодель работы с ...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...