Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Усенко Ольга Сергеевна

Занятия по экспериментированию  в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_eksperimentirovaniyu.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Цель:

- Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается);

- О свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ);

- Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;

- Развивать познавательную деятельность через экспериментирование с магнитом;

- Развитие органов слуха, зрения, обоняния;

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

«Коммуникация»

- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

- Активизировать речь и обогащать словарь детей.

«Социализация»

- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

- Учить делать выводы в процессе эксперимента.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Безопасность»

- Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов.

«Труд»

- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

- Воздушный шар на палочке или с гелием;

-письмо;

- картинки с правилами безопасности;

-ёмкость с водой и стакан;

-ёмкость с холодной и горячей водой;

- пластмассовая бутылка;

- шарик;

- стаканчики по кол. детей с чистой водой;

- стакан с молоком и стакан с водой, картина;

- стаканчики с водой, соль или сахар и ложечки;

- ёмкости разной формы;

-металлические и пластмассовые предметы, крупа на тарелочках по кол. детей;

- стеклянные стаканы с водой и скрепки;

-магниты по количеству детей;

-картон и кнопки;

-халаты для профессоров;

-фартуки по количеству детей;

Ход занятия

Организационный момент«Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)

Вместе будем мы играть. (беремся за руки)

Воспитатель: - Ребята, сегодня,  когда я пришла в детский сад утром, обнаружила вот этот конверт. А на нем написано «Для детей группы №2» (открыть)

«Ребята, мы профессоры страны «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», и хотим пригласить вас к нам в лабораторию. Но сначала вы должны справиться с заданием.

Задание 1. Назовите правильно все предметы на карточках (колба, пробирка, термометр, пипетка, микроскоп и т. д.).

- Ребята, а для чего нужны все эти предметы? А вы любите эксперименты и опыты? А где проводят опыты?

Задание 2.  Вспомните, привила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.

Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.

- Ну, вот теперь мы с вами можем отправляться в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» в лабораторию.

-Но для этого нам понадобится волшебный шарик (воздушный шарик на полочке или гелиевый). Встаньте в круг вокруг меня и возьмитесь за руки (идут по кругу и говорят слова)

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прям в страну чудесную, шарик золотой.

Где чудеса волшебные, где превращения интересные.

Закружи нас унеси и в страну нас отнеси.

-Ой, ребята посмотрите вот мы и оказались в стране «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ», в самой настоящей лаборатории.

- Ребята, что мы должны сначала сделать, чтобы войти в лабораторию? (одеть специальную одежду). Дети одевают фартуки и нарукавники

-Сейчас я вам загадаю загадку, и вы узнаете, с чем мы будем проводить опыты.

О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

- Я сейчас нам покажу эксперимент с воздухом.

Эксперимент № 1:

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Воспитатель: А сейчас я покажу другой опыт. Этот опыт очень опасный т. к. понадобится горячая вода. Встаньте подальше.

Эксперимент № 3(Выполняет воспитатель)

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течение 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете, почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Воспитатель: Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель:  Ребята скажите все эти эксперименты мы провели с чем? (С воздухом) А как мы еще можем увидеть воздух при помощи чего? (пакета, воздушного шарика, вертушки, веера и т. д.)

Зрительная гимнастика

- Ребята, послушайте Милану, она прочитает стихотворение и вы узнаете, с чем мы будем экспериментировать (читает стих)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно.

- А сейчас вы узнаете о свойствах воды. Подойдите вот к этому столу. Возьмите по одному стану с водой и понюхайте её.

Эксперимент № 4:

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.) Значит, какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель:  А как можно узнать какого вкуса вода? (попробовать) Попробуйте и скажите, какого она вкуса? (безвкусная)

Вывод: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим, точно ли она прозрачная и сравним ее со стаканом молока? Поставим за стакан с водой и молоком картинку, ну что, видна?

Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Эксперимент № 5:

Воспитатель: Сейчас нам опять понадобятся стакан с водой и еще соль, сахар и ложка. Нужно положить в стакан ложку соли или сахару и размешать.

Воспитатель: что произошло (соль и сахар растворились)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, имеет ли вода форму.

Эксперимент № 6:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть. Физкультминутка про «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

- Ребята подойдите скорее ко мне. Сейчас я вас познакомлю с одним предметом. А вот с каким, вы постарайтесь отгадать.

Я вам сейчас загадаю загадку:

«Этот жадный предмет все предметы хватает.

Для него нормы нет, прилипанием страдает»

Правильно, это магнит (показать)

Воспитатель: Ребята, а что такое магнит?

Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».

Он очень много хранит в себе секретов

И сейчас мы разгадаем первый секрет.

Эксперимент № 7 «Все ли притягивает магнит?»

- На столе лежат вперемежку предметы, выберите только те предметы на поднос, которые притягивает магнит. А сейчас проверим магнитом.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы.

- А сейчас мы проверим, действует ли магнит через картон.

Эксперимент № 8 «Танец кнопок»

- На картон положить кнопку, под картоном магнит. Движения магнита заставляют двигаться кнопку (на каждого ребенка)

Вывод: магнит действует через бумагу.

Воспитатель: А сейчас мы проверим, действует ли магнит через стекло. Возьмите свой магнитик и подойдите к стеклянным стаканам, в которых опущены скрепы и попробуйте достать скрепку не намочив рук. Проведите по стенке стакана, снизу вверх.

Эксперимент № 9 «Не замочи рук»

У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.

Вывод: магнит действует сквозь стекло.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где используются магниты? Люди используют магниты при строительстве и ремонте подводных сооружений: с помощью магнита удобно удерживать инструменты. С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы.

- Ну, вот мы провели все опыты, и эксперименты что нам приготовили профессора. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять встанем вокруг воздушного шарика и вернемся домой.

Ты неси нас шарик, шарик золотой.

Прямо обратно в детский сад родной,

Где нас ждут игрушки, куклы и мишутки.

Закружи нас шарик и неси домой, шарик золотой.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с детьми старшей группы "Путешествие в страну счастья "Правознайка"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с основами прав человека.Развивать способность анализировать собственные  поступки и поступки окружающих людей, развивать способность к умозаключ...

Конспект занятия по ФЭМП старшая группа " Путешествие в страну математика"

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в старшей группе«Теремок»Тема: «Путешествие в страну математика» Программные задачи:Обучающие зада...

Конспект занятия (мнемотехника) в старшей группе: «Путешествие в страну знаний»

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники...

Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в страну эмоций»

Программное содержание: 1.Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, «языка красок» (желтый, оранжевый – веселое, красный- хорошее, бодрое; зеленый- лень, равнодушие; синий- пок...

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Конспект занятия по экспериментированию на тему: «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»...

Конспект занятия по ПДД. Старшая группа . «Путешествие в страну Дорожных знаков»

Конспет занятия по закреплению знаний о дорожных знаках и их значений....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе "Путешествие в страну Чудес и Превращений".

На этом увлекательном занятии в мини - лаборатории дети познакомятся со свойствами воды. магнита, песка, воздуха и других материалов. Детям будет не только очень интересно, увлекательно и весело, но е...