ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
статья (старшая группа) на тему

Каракаш Любовь Александровна

Тема  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, к культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на отечественных традициях в контексте ФГОС ДО.

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников,  в контексте ФГОС дошкольного образования, подразумевает удовлетворение и развитие двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других.  Как говорил Л.Н.Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами». Духовность – это качественная характеристика разносторонне развитой личности.

Д.С.Лихачев отмечал, что для жизни человека важна среда, созданная культурой его предков, которая необходима ему для его духовной, нравственной жизни, «духовной оседлости» привязанности к родным местам, духовно-нравственной самодисциплины и социальности.

Тема  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, к культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Чувство патриотизма формируется  с раннего детства.  Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к своему отечеству.  Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Работая музыкальным руководителем  в детском саду много лет, я всегда старалась прививать детям  любовь к родному краю, его традициям,  расширять представления  о культурном наследии своего народа  посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру,  воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине,  своему народу и его культуре, формированию интереса к истории  Отечества, к образцам личного подвига жителей Петербурга.

Кроме этого очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской.  Яркие примеры былинных героев Руси Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, и других богатырей,  являются для детей ярким образцом любви к Родине, к своему народу, храбрости, самопожертвованию, готовности встать на защиту родной земли.

Так же в своей  работе я использую различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.).   Особенное внимание в русских пословицах уделяю теме любви к Родине и защите Отечества, теме патриотизма, героизма, смелости, трусости, предательства: «С родимой земли умри – не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Храбрость города берёт» и др.

Особое место в моей работе занимают сказки. Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. На примере положительных героев русских народных сказок, дети усваивают духовно-нравственные категории:  добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражду, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простоту – хитрость и др.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Если правильно формировать первоначальные представления ребенка о культуре и жизни русского народа, красоте и благородстве, сочетая с духовно-нравственными качествами через сказку, то можно воспитать творчески развитую, нравственную личность, достойного гражданина России.

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании,  так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Темы занятий: «Дары осени», «Зимние заботы», «Дети и птицы зимой»,  «Воротились пташки», дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней.

Формирование духовно-нравственных чувств,  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Большую роль в формировании духовно-нравственных чувств дошкольников играет совместное переживание детьми и взрослыми православных праздников.  Эти праздники представляются настоящим событием в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. Следует максимально использовать истории и сюжеты православных праздников, доступные восприятию детей.  Праздники богаты образами и впечатлениями. Каждый ребенок является участником праздника, а не простым зрителем. Праздники расширяют сферу детских переживаний, способствуют формированию сопричастности к культуре и истории своего народа.

Таким образом, работа над  духовно–нравственным воспитанием способствует:

  • формированию приобщённости дошкольников к традициям и  укладу жизни русского народа;
  •  созданию у детей представлений об основных событиях отечественной истории;
  • формированию уважения и интереса к родному краю,  к своей родословной, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитанию заботливого и бережного отношения к  растительному, животному и окружающему миру;
  • формированию  бережного отношения к семейным реликвиям;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу.

Включенность в отечественные культурные традиции, которую удаётся создать благодаря работе по  духовно-нравственному воспитанию, постепенно, перерастёт в устойчивое личностное качество, которое характеризуется как патриотизм.

Литература:

Д.С.Лихачев. «Экология культуры» Памятники отечества – 1980 № 2

Л.А.Каракаш Растим патриотов России. Сборник материалов. Сост. Н.В.Нищева

Санкт-Петербург Детство-Пресс 2016 г.

Л.Н.Толстой. Избранные дневники 1895-1910 г. Цитата 511-527 из 675


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»

  Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.  Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...