Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника
статья (подготовительная группа) по теме

Данная статья показывает, как экспериментальная деятельность способствует развитию полноценной самомтоятельной личности ребенка, выполняя основные задачи дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое влияние экспериментирования в ДОУ на становление личности дошкольника

«Человек, который никогда не ошибался,

никогда не пробовал сделать, что-нибудь новое»

Альберт Энштейн

За последние несколько лет дошкольное образование претерпело неоднократные преобразования. Этому способствовали: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, который сделал необходимостью разработки ФГОС ДО; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который способствовал формированию Концепции «ТЕМП»; Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП», в свою очередь, также имела приоритетное значение для нашей области, как промышленного региона.

Одна из Базовых идей Российского дошкольного образования – это целостность процесса образования (единства воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе.

Согласно, статьи  64 закона «Об Образовании в РФ» дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры,  развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,  формирование предпосылок учебной деятельности,  сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Все это объединяет основная цель ФГОС ДО - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

   Реализующийся в Челябинской области образовательный проект «ТЕМП», при этом указывает направление вектора образования, и  направлен на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона.

В качестве основных задач, обеспечивающих достижение ранее сформулированной стратегической цели предлагаются следующие позиции: формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования. И использование механизма популяризации системы естественно-математического и технологического образования, что обусловливается стремлением преодолеть тенденцию снижения интереса обучающихся к соответствующему сегменту научных знаний, а также желанием нивелировать индифферентное отношение общественности к инженерным и рабочим профессиям.

Учить для жизни, а не для школы! Вот она цель Российского образования в целом. Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить траекторию психолого-педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников как полноценной и разносторонне развитой личности, при этом свободно развивающейся. Этому способствует реализация следующих принципов: следование за естественным  развитием ребенка на данном возрастном этапе, при сопровождении учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности конкретного ребенка, ориентация на построение ребенком самостоятельно комфортных взаимоотношений с окружающим миром и самим собой.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

- охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Для решения поставленных задач на разных этапах психолого-педагогического сопровождения проводятся:

- консультации для воспитателей, для родителей;

- памятки для родителей по экспериментированию дома;

- картотеки опытов и экспериментов;

- полезные советы;

- презентации;

- проблемно-развивающие упражнения.

В последнее время появилось множество литературы на данную тему. В нашем детском саду широко используются:

  • Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной.
  • Экспериментальная деятельность детей: учеб.-метод. Пособие /сост.: Н.А. Степанова, Е.Н. Ращикулина.
  • Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты в комнате /Мария Яковлева и т.д.

Одно из последних направлений деятельности дошкольников, с учетом ФГОС ДО и образовательного проекта «ТЕМП», которое ведет к выполнению поставленных целей, задач, реализации принципов, этапов и включенности всех субъектов психологического воздействия в ДОУ в тесное взаимодействие друг с другом, это экспериментальная деятельность.

Да, ведущая деятельность дошкольников игровая, но разве экспериментирование в ДОУ не является той самой игрой. При этом у экспериментирования есть одна особенность, а именно задержка внимания, посредством пробуждения интереса, который в свою очередь, появляется во время узнавания, чего-то нового, неизведанного, т.е. получения знаний. Данный вид деятельности развивает в дошкольнике как в субъекте образовательных отношений: уверенность в себе, целенаправленность, усидчивость, стремление к достижению цели, самостоятельность принятия решений, посредством проб и ошибок, что способствует развитию памяти и запоминанию раз и на всегда, т.к. результат достигнут практическим путем, а значит усвоен алгоритм достижения цели. Также работа в команде учит слаженно выполнять поставленную задачу, слушать друг друга, взаимодействовать, договариваться, возможность проявить лидерские и организаторские качества. Все это необходимо современному человеку для достижения профессионального уровня и экономического благополучия.

Таким образом, важнейшей функцией современного образования является формирование у детей готовности к вхождению в социум, воспитание активного, самостоятельного,  социально адаптированного ребенка.

Что достигается  психолого-педагогическим сопровождением процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения с момента поступления ребенка в детский сад и до выпуска в школу. Реализация данной технологии осуществлялась прежде  в соответствии с основными направлениями деятельности педагога-психолога, но в условиях Федерального государственного образовательного стандарта можно говорить о психолого-педагогическом сопровождении детей педагогом в процессе различных видов игровой деятельности, а также в процессе экспериментирования. В процессе опытно-экспериментальной деятельности педагог может помочь раскрепоститься ребенку, помочь вступить в контакт с другими детьми, развить школьно-значимые функции и многое другое. А совместная работа педагога и психолога в ДОУ делает возможным формирование талантливой  полноценной  гармоничной личности.      

Список литературы:

  1. Федеральный закон  от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  / в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва
  3. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» /В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887
  4. Интернет ресурсы:

Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения Кирилова О.А.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/12/tekhnologiya-psikhologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-protsessa

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО Дядчина Ольга

http://www.maam.ru/detskijsad/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-vedenija-fgos-do.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление личности дошкольников средствами фольклора

В данном проекте представлены фольклорные игры. Проект состоит из двух разделов: первый раздел - игры для детей 5-6 лет, второй раздел - игры для детей 6-7 лет....

Патриотическое воспитание и становление личности дошкольника

статья о важности патриотического воспитания дошкольников, о том,  с чего оно начинается...

Влияние телевидения на развитие и становление личности дошкольника

В статье рассказывается о том сколько можете дошкольник проводить времени у элранов телевизоров. Даются рекомендации о том какие мультфильмы можно смотреть...

Важность семейных традиций для становления личности дошкольника.

Консультация для родителей: "Семейные традиции ". Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей...

Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности дошкольника

О влиянии конфликтов в семье на становление личности дошкольника...