Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»
материал на тему

Стефанцева Эльвира Алекандровна

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_stefantseva_e.a.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида № 58"

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на инновационной площадке

Тема: «Инновационные  технологии по речевому

развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

        

Подготовила:  

воспитатель

Стефанцева Эльвира  Александровна

Первая квалификационная категория

Декабрь , 2016

Нижнекамск

В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Использование  новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Одним из эффективных методов развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой  является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Синквейн – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Синквейн:

-обогащает словарный запас;

-подготавливает к краткому пересказу;

-учит формулировать идею (ключевую фразу);

-позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

-получается у всех.

Правила написания синквейна:

первая строка -  одно слово, существительное, отвечает на вопрос кто?,что? отражающее тему синквейна;

вторая строка -  два слова, прилагательные, отвечает на вопрос какой? описывающие основную мысль;

третья строка -  три слова, глаголы, отвечающий на вопрос что делает? описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка -  фраза из четырёх слов, отвечающий на вопрос что автор думает о нем?показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим ребенком фраза в контексте с темой.

пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, отвечающий на вопрос кто?, что? связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.

Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу или прочтенной художественной литературы.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов из героев сказок.

Лиса

Хитрая, коварная

Обманывает, льстит, лукавит

Лиса всегда добивается своего

Плутовка

Дюймовочка.

Милая, жизнерадостная.

Помогает, заботится, ухаживает.

Не отступает перед трудностями.

Доброе сердце.

Матроскин

Домашний, хозяйственный.

Ухаживает, управляет, советует.

Находит выход из трудных ситуаций.

Надежный друг!

Айболит

Заботливый, справедливый

Лечит, спасает, дружит

Всегда готов прийти на помощь

Доктор

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"

Цель:Развитие и воспитание личностных качеств детей дошкольного возраста на примере героев художественной литературы. Задачи:1.Развивать креативность, творческие способности, умение анализировать...

Опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы»

В реалиях современного мира дети становятся более чёрствыми, не откликаются и не сопереживают. В связи с этим представлен опыт работы по теме: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старше...

Перспективный планирование развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературы

Разработка перспективного плана по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы....

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой.

   Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во–первых, в связной речи реализуется основная функц...

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления через художественную литературу».

                Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, пост...

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой".

Проект "Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"....