Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Носкова Екатерина Геннадьевна

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на ознакомление дошкольников с произведениями искусства.

Определи жанр картины

Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрета, натюрморта, пейзажа, признаках и особенностях изображения.

Материал: репродукция картин по разным жанрам – натюрморт: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».

Ход игры: из предложенных репродукций ребёнку предлагается отобрать заданный жанр (портрет, натюрморт, пейзаж) и объяснить свой выбор.

Найди лишнюю

Цель: Закрепить представления детей о жанрах живописи

Материал: репродукция картин по разным жанрам живописи –натюрморты: Машков И. И. «Малинка», Головин А. «Купавки», Левитан И. И. «Одуванчики»; портреты: А. А. Мыльников «Веронька», Венецианов «Захарка», А. Архипов «Девушка с кувшином»; пейзажи: Левитан И. «Весна - большая вода», Куинджи «Берёзовая роща», И. К. Рерих «Горное озеро».

Ход игры: Из четырёх предложенных репродукций убрать лишнюю (не соответствующую заданному жанру живописи).

Разрезные картинки

Цель: Развивать образное восприятие, внимательность, знакомить с жанрами картин.

Материал: репродукции с сюжетами из различных жанров живописи, разрезанные на 6 частей. Портрет: Ф. Хальс «Смеющийся мальчик»; натюрморт: Машков И. И. «Синие сливы»; книжная графика Васнецов «Богатыри»; пейзаж: Нисский Г. «Подмосковье»

Ход игры: составить картинку из отдельных разрезных частей, определить жанр картины.

Из чего состоит … натюрморт (портрет, пейзаж)

Цель: закрепить знания детей о жанрах живописи (портрет, пейзаж) и их составных элементов.

Материал: картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды; репродукции: Шишкин И. И. «Цветы на опушке» (пейзаж, Репин И. «Стрекоза» (портрет, Кончаловский «Поднос и овощи» (натюрморт).

Ход игры: отобрать предметные картинки, на которых изображены элементы, присущие определенному жанру.

Где происходит действие

Цель: учить определять по рисунку картины, где происходит отображаемое действие, обосновывать свой ответ.

Материал: репродукции - портрет: Венецианов А. Г. «Спящий мальчик пастушок»; жанровая живопись: Дайнека А. «Будущие лётчики», Попова И. «Первый снег», Васнецов М. «Алёнушка»; пейзаж: Шишкин И. «Дубы», Васильев Ф. А. «Деревенская улица», Коровин К. А. «Мостик».

Ход игры: назвать место действия, изображённое на картине, объяснить свой ответ, выделяя выразительные средства (элементы рисунка).

Найди следы времён года

Цель: учить определять по цвету, его оттенкам, элементам рисунка время года; описывать его в 3-4 предложениях.

Материал: репродукции – пейзаж: Васильев Ф. «Мокрый луг», И. Левитан «Летний вечер», Нисский Г. «Подмосковье», Саврасов А. «Грачи прилетели».

Ход игры: выделять выразительные средства (цвета и оттенки, элементы рисунка) с помощью которых художник отображает то или иное время года.

Из какой сказки герой

Цель: упражнять в умении соотносить героя иллюстрации с литературным произведением

Материал: картинки с героями: баба Яга, Айболит, Чипполино и т. д.

Ход игры: рассмотреть иллюстрацию, назвать изображенного героя литературного произведения, объяснить свой ответ.

Вспомни потешку

Цель:упражнять в умении узнавать литературное произведение по иллюстрации

Материал: фольклор Ю. Васнецова.

Ход игры: рассмотреть иллюстрацию, прочитать потешку.

Сравни картины

Цель: упражнять в умении сравнивать по выразительным средствам схожие репродукции между собой.

Материал: Кончаловский П. «персики»; Мане Э. «Персики»; Хальс Ф. «Мальчик - рыбак»; Тропинин В. А. «Портрет А. В. Тропинина, сына художника»; Васильев Ф. «Болото в лесу»; Левитан И. «Золотая осень».

Ход игры: рассмотреть иллюстрации, найди общее и разное в предложенных репродукциях.

О чем рассказывает портрет

Цель: упражнять в умении описывать героя портрета

Материал: Архипов А. «Девушка с кувшином»; Хальс Ф. «Поющие мальчики»; Хальс Ф. «Смеющийся мальчик»; Суриков И. «Смеющийся солдат»; Хальс Ф. «Цыганка»; Аргунов Н. «Портрет неизвестной в русском костюме»; Серов А. «Портрет Мики Морозова»; Рейнолдс Д. «Плутовка».

Ход игры: рассмотреть репродукцию, назвать изображенного, описать в 2-3 предложениях.

Расскажи историю

Цель: упражнять в умении анализировать картину

Материал: Шишкин И. «Дубы»; Грабарь И. Э. «Хризантемы»; Коровин К. А. «Зимой»; Айвазовский И. «Волна».

Ход игры: рассмотреть репродукцию, составить повествовательный рассказ по сюжету картины.

Палитра

Цель: развивать художественное восприятие, закрепить знания о цветах, оттенках

Материал: Левитан И. «Март»; Рерих Н. «Гималаи»; Левитан И. «Озера»; Шишкин И. «Рожь»; Шишкин И. «Сосновый сбор».

Ход игры: анализируя картины, подобрать из цветовых карточек те оттенки, которые присутствуют в ней.

Скульптура

Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать предметы, находя общее и различие, закрепить знания жанра искусства «Скульптура»,

Материал: образцы скульптуры малой формы

Ход игры: анализируя скульптуру, объединять их в группы по схожести отдельных признаков (материал, цвет, отображение движения, принадлежность к группе животных, людей, предметов… и т. д.)

Виды натюрморта

Цель: развивать художественное восприятие, умение анализировать картины, находя общее и различие, определять вид натюрморта.

Материал: репродукции натюрмортов

Ход игры: анализируя картины, определить вид натюрморта

Угадай форму предмета в натюрморте

Цель: развивать художественное восприятие, творческое воображение, уточнение представлений о выразительных средствах картины: рисунок.

Материал: репродукции натюрмортов.

Ход игры: определить форму названного элемента натюрморта.

Кто, что делает

Цель: развивать художественное восприятие, уточнить представления о некоторых выразительных средствах передачи движения.

Материал: иллюстрации книг, с изображением животных, людей, у которых ярко передано действие, жест, поза.

Ход игры: по рисунку определить, что делает герой иллюстрации на картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Жанры изобразительного искусства"

Вашему вниманию предлагается игра , которая включает в себя игровые методы, элементы соревнования, способствует лучшему осмыслению изобразительного образа.Она в игровой форме закрепляет знания детей о...

Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса

   Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование ...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека развивающих и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование знаний о родном городе.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне ...

Мастер - класс: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на воспитание у детей коммуникабельности и воспитания доброжелательности"

В презентации представлены игры с дошкольниками старшего возраста, применяемые на правтике для равзития комуникабельности в детском коллективе, снятия агрессии  или  развития уверенности у р...

Консультация: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на воспитание у детей коммуникабельности и доброжелательности"

В консультации представлен материал из опыта работы, в котором представлено несколько игр способствующие воспитанию доброжелательных отношений между детьми, сплочению детского коллектива, умению дейст...