Соколова "Триз в детском саду.Программа "Детство".
книга на тему

Назаркина Елена Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ "ДЕТСТВО" В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — теория, которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения изобретательских задач.

Основной постулат ТРИЗ: технические системы развиваются по объективным законам, которые можно изучить и применить для синтезирования новых систем.

Для успешной реализации программы «Детство» в любом детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также спокойную, доброжелательную атмосферу. Предлагаемые конспекты можно использовать, работая и по другим программам.

Очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это позволяет осуществить предварительную подготовку материала к занятиям. Также желательно иметь в группе магнитофон, проигрыватель, серию аудиокассет, различные пластинки, разные виды театров, пособия для развития моторики, изготовленные фабричным способом или самодельные, картотеку загадок, пословиц, небылиц, скороговорок, стихов, физкультминуток, этюдов, пальчиковых гимнастик. В группе должно быть много цветов, комнатных и искусственных, игрушечных и плоскостных деревьев (с кроной, соответствующей сезонам). Из них прямо на занятии или перед ним можно создать обстановку, согласующуюся с характером занятия, местом его проведения (лес, поляна, джунгли, пустыня). А игрушки и куклы, в которые любят играть дети, и куклы-гости (фея, Золушка, Незнайка, Буратино, Мальвина, Карлсон) помогают детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия.

Дети очень любят всякие чудеса. Поэтому на некоторых занятиях я использую аппарат «Смехотрон», который «оживляет» детские рисунки и превращает их в различные предметы. Сделать его просто. Это ящик с двойным дном, оклеенный яркой бумагой, пленкой, украшенный смешной рожицей. В него можно положить музыкальную открытку: когда крышка открывается — звучит музыка. Можно просто использовать любую коробку, в которую кладутся рисунки детей под картонку, а сверху — предмет, который необходимо достать.

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает — мебель, посуда, камешки и листики,— превращается в какие угодно сказочные элементы.

Готовясь к каждому занятию, следует проводить с детьми предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов, создание выставок. В течение недели на занятиях по изобразительной деятельности и в свободное время детьми изготавливаются различные поделки способами оригами, аппликации из бросового материала, различных конструкторов. Итогом планомерной работы является не только получение детьми знаний, но и опыт разыгрывания сценок, сказок, различных историй. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети используют накопленные знания и по данной теме, и по всем пройденным.

Самое главное — вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто не только для ребенка, но и для взрослого. Многие сюжеты нам подсказывают в первую очередь сказки, различные книги, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний. Например, мы часто играем в путешествия и походы:

V поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят, стать ожившими деревьями, повстречаться с Лесовичком, Мальчишкой—Еловой шишкой, королем Боровиком, Кикиморой, Бабой Ягой и др.;

V путешествие по разным сказкам («Гуси-лебеди», «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок» и т, д.);

5 путешествие на сказочном транспорте: на ковре-самолете, на воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и пр.

Главный итог, ради которого совершаются все эти путешествия, — попасть в страну знаний, понять, что знания — это и есть главное богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Не надо допускать чисто развлекательного характера игры на занятии, необходимо разъяснить смысл каждого события, спрашивать детей о том, как они его понимают.

Прежде" чем провести занятие, следует продумать его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной из главных задач в проведении любого из предложенных мною занятий, является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления — способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их. Для развития этих качеств на занятиях используются различные приемы, среди которых: мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками.

Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач, но прежде всего — это развитие речи ребенка. Главное — научить его четко излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придается обогащению лексики (словарного состава языка), не только количественно, но и качественно: увеличению лексического запаса разными частями речи, словами, сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами).

Важнейшим этапом речевого развития является усвоение грамматической системы языка:

— составление простых распространенных предложений;

— критическое отношение к грамматическим ошибкам;

— умение контролировать свою речь;

— составление связных рассказов и т. д. Формируя основы культуры личности дошкольника,

надо дать детям понятия добра и зла, научить их отличать прекрасное от безобразного, постичь истинные глубины культуры, пробудить в детях добрые начала. Для воспитания коммуникативной культуры детей используются следующие приемы.

1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их различных сценок с использованием кукол. Это снимает у детей психическое напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект — куклу. Например, дети с куклами бибабо или обыкновенными разыгрывают различные сценки из жизни семьи, домашних животных, лесных зверей: приветствуют друг друга, спрашивают о здоровье, поздравляют с днем рождения и дарят подарки, ищут выход из необычных ситуаций, прощаются.

2. Разыгрывание различных сценок без использования кукол. Детям предлагается войти в образ какого-либо сказочного персонажа (Буратино, Незнайки, Колобка, Лисы), поздороваться, поговорить о погоде, о жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.

3. Проведение игр на импровизацию диалогов, например, детям предлагается:

^ придумать разговор двух сказочных героев в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками или масками; ^ сочинить разговор двух героев по телефону;

^ придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой (по предложению воспитателя или по самостоятельному выбору ребенка) другому.

4. Проведение игр с предметами быта. Например, детям предлагается:

^ выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот предмет и где он находился; определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент;

^ сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете (Предмет — башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился, кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось.);

^ придумать беседу между выбранными предметами (листик, камень, прищепка и другие предметы беседуют, например, о погоде).

Включение пантомимики помогает ребенку понять внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного мышления и развития речи ребенка.

Все эти задачи помогает реализовать игра «Чудесные вещи». Ребята полюбили эту игру, она дает им возможность и посмеяться, и подумать, и придумать что-то свое, свой вариант решения проблемы, которым можно гордиться.

В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» карточек соответственно изображения: колесо, Лошарик из разных материалов, заячьи ушки, букет цветов, а с другой стороны карточек — различные предметы, которые показывают,

как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.

Картинки, включенные в игру, — не догма, их можно заменить любыми другими, например, в серию «движение» можно добавить карточки с рисунком лягушки, змеи, тюленя, рыбки и т.д.; в серию «материал» — воду, огонь, железо, космическую пластмассу; в серию «звук» — льва, медведя, обезьяну, часы, птицу; в серию «запах» — бензин, нафталин, пирожок, елку.

Кстати, серий может быть и больше. Например, «размер» — от микроба... до небоскреба; «температура» — от айсберга... до солнца и т. д.

Все карточки располагаются на столе картинками вниз, «рубашкой» вверх. Детям предлагается вытащить поочередно по одной карточке из серии (по одному человеку). Все вместе (группой) дети обсуждают, какой получился предмет, что в нем хорошего, что плохого и как это плохое можно изменить, сделать хорошим. Идет продуктивная деятельность детей на основе полученных данных-связок.

Действуя с этими или другими моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы, сочиняют про них истории, сказки, рисуют их, отправляют чудесные предметы в лес, в пустыню, на север, в космос... Иногда даже нельзя предугадать, куда выведет нас свободный полет фантазии. Когда дети вместе со мной освоили игру «Чудесные вещи», я стала побуждать их действовать самостоятельно. Для этого вложила в каждую серию по одной пустой карточке, эти карточки обозначают, что можно самому придумать, как этот предмет будет двигаться, из чего он будет сделан, чем пахнет и какие издает звуки. Таким образом, дети учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь.

В книге представлены конспекты для одного-двух и более занятий. Как же разделить их на отдельные занятия? Необходимо дойти до сознания каждого ребенка, неоднократно выслушать его. Для этого я делю детей на подгруппы, используя материалы диагностики. В начале года проводится обследование детей, устанавливается контакт с каждым ребенком с целью создания благоприятного психологического климата в группе. При этом выявляются уровень развития каждого ребенка, уровень его знаний по программе, выясняются психические возможности. Обследование проводится два раза в год, чтобы убедиться, есть ли динамика. Затем следует продумать, как можно разделить материал на части в зависимости от уровня подготовки детей.

Используя предложенный материал, каждый воспитатель может ввести свои дидактические и развивающие игры в любой конспект, изменить некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала (стихи, загадки, считалки, физкультминутки). Эти конспекты — лишь модель, образец для воспитателей. В каждый из них можно включить что-то свое, развивающее самостоятельность детей. Например, на занятии, «Платье для Золушки» по теме «Одежда» используется готовая схема моделирования платья. Может быть, будет интересно и полезно эту схему составить с детьми прямо на занятии?

В нескольких конспектах используются различные схемы-модели. Эти схемы помогут детям преодолеть различные затруднения:

— самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

— установить последовательность изложения выявленных признаков;

— удержать в памяти эту последовательность, которая является планом рассказа-описания.

Схему можно использовать для придумывания загадок описательного характера.

Конечно, работа ведется в тесном контакте всех взрослых, работающих с этой группой детей, и родителями. С этой целью для родителей целесообразно проводить:

© ежедневные индивидуальные консультации,

© групповые консультации и родительские собрания,

© открытые занятия,

© дни открытых дверей.

Полезно также привлекать родителей к оформлению группы, участка, изготовлению пособий и оборудования.

И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспринимают мир только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...