Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стеблянова Елена Васильевна

отчет по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Самообразование по теме «Дидактические игры в обучении детей старшего дошкольного возраста  ФЭМП».

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой  образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

Математика обладает уникальным развивающимся эффектом. «Математика – царица всех наук» она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, воображения, эмоций, формирует настойчивость,  терпение, творческий потенциал личности.   Главная особенность состоит в том, что задания по ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

 Просмотрев литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  можно добиться , используя дидактические игры, занимательные упражнения, загадки, различные виды мозаик.   Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактические игры. Поэтому для углубленного изучения я выбрала тему:

Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ »

Воспитатель: Стеблянова  Е.В.

2014-2015 учебный год

Работая по данной теме я поставила перед собой цель:

организовать работу по ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ    в соответствии с  современными требованиями ФГОС,  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Для достижения обозначенной цели я поставила следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой методической литературы.

2. Разработать  перспективный план на год с детьми  по использованию дидактических игр с математическим содержанием.

4. Оформить в группе уголок «Заниматика».

5. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

6. Разработать конспекты и игры по формированию математических представлений для детей старшей группы.

Мы знаем, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности  является игра.

Как сказал В.А. Сухомлинский «Без игры , нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Свою работу по данной теме я разделила на несколько направлений:

  • изучение  методической литературы;
  • организация предметно- пространственной развивающей среды в группе;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с педагогами в ДОУ.

Первое направление в своей  работе по самообразованию я начала с изучения

              новаторских идей  и педагогических  технологий следующих авторов:

  • Программа «От рождения до школы » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
  • А. М. Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»,
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.,
  • Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006;
  • "Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.
  • «Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.
  • «Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.
  • И.А.Пономарева, В.А. Позина «ФЭМП»
  • Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов

Также  условием успешной реализации программы по ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   является второе направление в моей работе – это организация предметно- пространственной развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС   и строится она таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

С целью  стимулирования  интеллектуального развития детей  мною был оборудован уголок «Заниматика» , состоящий из  развивающих  настольно-печатных  игр ( д\и «Подбери по форме»,  «Целое и части»,  «Цвета», «Один-много», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры» и другие). Пополнен центр познавательного развития, где есть как  дидактические  игры так  и другой игровой занимательный материал: Палочки Кюизенера,  «Логические блоки Дьенеша», простейшие развивающие  игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», Вьетнамская игра и др.  В процессе работы по теме мною была изготовлена картотека игр  по ФЭМП,  демонстрационный материал, подобрала  и систематизировала  загадки, считалки,  и физминутки с математическим содержанием. В уголке разместила  и  магнитную  доску и наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, счетные палочки для складывания узоров геометрических фигур, предметов, животных;  также представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы.  Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  Все игры интересны и занимательны. Такое игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр и  помогает  мне  решать   следующие задачи:

1. целенаправленно  формировать  у детей интерес к элементарной математической деятельности,

2. воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения и  интеллектуального усилия  играми.

Организация развивающей среды осуществлялась  с посильным участием детей , это создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Подбор игрового  материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития  детей группы.

Следующее направление в моей работе по теме   - это  работа с детьми

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Я  продумала  место в группе, где расположить игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.  Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

 В работу с детьми была включена  серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.  Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми я  использовала  логические таблицы. Дети рассматривали и анализировали  ряды фигур, а затем из предложенных образцов выбирали  недостающую фигуру.

Для ориентирования в пространстве  использовала    планкарту, по которой дети закрепляли  знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад.  Такая работа учит детей последовательно строить свой рассказ, например, «Как дойти до домика А».

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.  

Организовала  игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Собери цепочку». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способность  выделить несколько признаков (цвет, форму, размер). Детям очень понравилась игра в «Поезд». Билетами на него служили блоки, а на местах в поезде лежали карточки, кодирующие эти блоки.

Прогулки и экскурсии – это  богатейший источник для расширения математического кругозора детей.  Во время прогулок по улице или в  парке , обращаю  внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?).

 .  Также  детям предлагались  самостоятельные игровые и практические упражнения,  основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний». «Волшебный мешочек». 

Через ознакомление с  художественной литературой  знакомила  с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят»,   стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», и др. . На занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Разработала  несколько  конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включила игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.  На успешность обучения дошкольников  математическим началам    влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Следующее направление в моей работе это работа  с родителями:

Все мы  понимаем  значение семьи, которая может и должна участвовать в подготовке детей к обучению. Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к проведению развивающих математических игр поможет решить ряд педагогических задач. Ведь семья и детский сад – два  воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Работа с родителями:

  • изготовление  дидактических игр совместно с родителями;
  • совместное создание развивающей среды;
  • анкетирование («В какие игры любят играть ваши дети?»  и

«Математика  для     развития вашего ребенка»)

  • папки- передвижки: «Дидактические игры в детском саду» и

«Математика в повседневной  жизни»;

  • участие родителей  в подготовке и проведении НОД : «Путешествие в страну Математика» и «Веселая математика»
  • дни открытых дверей

В начале учебного года  я провела анкетирование     для родителей «В какие игры любят играть ваши дети?» и  выяснила, что их интересует  раздел ФЭМП, а значит,  мнения наши совпадают,  и  в дальнейшем я могла рассчитывать на помощь родителей и как следствие – на наиболее положительный результат в работе.   Это совпало и  с годовой задачей в ДОУ. В   конце сентября  в группе была     проведена  консультация для родителей на тему: "Развивающие игры в семье или создаем домашнюю игротеку".  Оформила буклет с  рекомендациями по организации домашней игротеки и проведению развивающих игр с детьми в семье.  Подготовила  выставку  развивающих игр:          

  • «Колумбово яйцо ";
  • " Волшебный круг";
  • " Танграм ";
  • " Вьетнамская игра ".

И сделала  аннотации к использованию этих игр.

На протяжении всего   учебного года родители   принимали  активное участие в работе по  формированию элементарных математических представлений : это и участие  в изготовлении дидактических игр («Выложи по контуру геометрическую фигуру» - принести мелкие предметы: ракушки, желуди, пуговицы), оказали помощь в  оформлении  фотовыставки  «Изучаем математику дома», совместно подобрали литературу для  «Математической  библиотеки» в группе,   участвовали   в подготовке и проведении НОД : «Путешествие в страну Математика» и «Веселая математика», посещали  детский сад  в день открытых дверей.

 Силами всех родителей  мы пополнили центр познавательного развития разнообразным материалом, который с удовольствием используют в своей деятельности дети.

В конце года  провела итоговое  родительское собрание по теме : «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Работа с родителями по такой форме организации досуга детей, как развивающие игры, способствует формированию у родителей творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Я прилагаю все усилия  к тому , чтобы знания и умения, полученные в детском саду – родители и дети закрепляли дома.

И последнее направление в моей работе по самообразованию: это работа с педагогами.

Я работаю в тесном  сотрудничестве с воспитателями ДОУ.  Выступила  на педсовете по теме  «Математика в детсаду», приняла  участие в  семинаре  «Значение игр в математическом развитии детей дошкольного возраста». В течение года показала  открытое  НОД   молодым педагогам ДОУ «Путешествие в страну Математика», дала  индивидуальную консультацию по теме «ФЭМП. Способы и формы работы», подготовила и оформила папку-передвижку «Веселый счет от 0 до бесконечности», разработала памятку для воспитателей  «Методы умственного воспитания» .   Я рекомендую  воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности.

ВЫВОДЫ:

В результате изучения темы: «Дидактические игры в обучении детей ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ . ” я  сделала следующие выводы,

  • что работа по формирование элементарных математических представлений у детей  должна осуществляться систематически и последовательно,
  • включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., НОД,  трудовую деятельность,  прогулки и экскурсии.
  • Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений.
  • Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс
  • . Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

В  этом учебном  2015-2016 году я планирую:

Перспективы 2015-2016 год

  1. Продолжить работу по теме: «Дидактические игры в обучении детей ФОРМИРОВАНИЮ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ». (согласно возрастной группе)
  2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
  3.  Изучить новинки методической литературы.
  4.  Продолжать работу с родителями по ФЭМП.