Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность
рабочая программа на тему

Аржанова Татьяна Александровна

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

«Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки

специалистов социальной сферы»

Программа профессиональной переподготовки

«Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Дисциплина: Актуальные проблемы по подготовке детей к школе

Выполнил:

 слушатель Аржанова Т.А.

Преподаватель:

к.п.н. Бологова О. Б.

г. Волгоград - 2016

программа диагностики готовности к школьному обучению

Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Актуальность

Особое значение в психологическом развитии старшего дошкольника и будущего первоклассника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих, развитие умения произвольно регулировать свою деятельность.  

Ребенка ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Рост самосознания прежде всего проявляется в самооценке: как ребёнок оценивает свои успехи и неудачи, ориентируется ли он на то, как оценивают его поведение другие. Этот факт является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению.

Пояснение

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.

Волевые качества, которые должны быть сформированы у ребенка при поступлении в школу:

  • дисциплинированность (подчиняется ли общественным правилам поведения и деятельности; как реагирует на требования взрослого; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности);
  • самостоятельность: умеет ли действовать без посторонней помощи, не умеет;
  • настойчивость: умеет ли достигать цели, доводить дело до конца в ситуации не успеха, затруднений; как реагирует на препятствия в деятельности;
  • организованность: умеет ли рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно выполнять ее;
  • инициативность: выполняет ли какую-либо деятельность по собственной инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера.

Эмоционально-волевая готовность предполагает:

1.  Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);

2.  развитие эмоциональной устойчивости;

3.  сформированность небоязни трудностей;

4.  умение ограничивать эмоциональные порывы;

5.  умение систематически выполнять задания (произвольность).

6. особенности общения детей со сверстниками и взрослыми;

7. сформированность новой внутренней позиции;

8. особенности самоконтроля и произвольности у детей

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А.Афонькина,

Г.А.Урунтаева)

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность.

Материал: подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые (7 разных и 1

парную разрезать на 4 части по диагоналям).

Процедура исследования: проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят

собрать из этих частей как можно больше открыток.

Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение.

Время выполнения задачи не ограничивается.

Обработка результатов: важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с

трудностями.

Изучение новой внутренней позиции (А.Л.Венгер, Д.Б.Эльконин)

Цель: Определить сформированность новой внутренней позиции.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы "Об отношении к школе и будущей учебе". Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задают первый вопрос:

1. Что тебе в школе нравится больше всего? Что для тебя самое интересное и привлекательное в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже было, а что могло

бы случиться. А ты будешь мне говорить, чтобы ты сделал(а) или сказал(а), если бы такая история произошла с тобой".

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты у меня

маленький, тебе будет трудно ходить в школу. Не хочешь ли ты отложить

поступление в школу? Что ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала, не стала тебя отправлять в

школу. Что бы ты стал делать в то время, когда другие ребята будут учиться в школе?

4. Представь себе, что ты вышел гулять и встретил мальчика. Ему тоже

6 лет, но он не ходит ни в детский сад, ни в первый класс. Он тебя спрашивает: "Что нужно делать, чтобы хорошо приготовиться к школе?" Что ты

ему ответишь?

5. Представь себе две школы - школа "А" и школа "Б". В школе "А" расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка и физкультура бывают редко. В школе "В" наоборот ежедневно физкультура, музыка и рисование, уроки математики, письма и чтения по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?

6. Представь, что тебе предложат учиться не в школе со всеми, а учительница будет приходить к тебе каждый день. Ты бы согласился заниматься дома?

7. В школе "А" от первоклассников строго требуют внимательно слушать учительницу и делать все так, как она велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку если надо что-то сказать или выйти. А в школе "Б" не сделают замечание, если ты встанешь во время урока поговорить с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе ты хотел бы учиться?

8. Представь себе, что в какой-то день ты хорошо и старательно работал на всех уроках, и учительница сказала тебе: "Сегодня ты учился хорошо, даже замечательно, и я хочу наградить тебя за такое хорошее учение. Выбирай: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнале хорошую отметку?".

9. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить другую учительницу на это время или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе учительницей". Как по-твоему будет лучше, чтобы пришла другая учительница или ее заменили мамы?

Обработка результатов: показателем новой внутренней позиции при

переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

- положительное отношение к поступлению в школу, пребыванию в

ней как к необходимому событию в жизни;

- особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

- отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций деятельности и поведения;

- признание авторитета учителя.

Каждый ответ ориентирован как школьный или дошкольный вариант.

Сформированность новой внутренней позиции определяют следующим

образом:

I. Общее отношение к поступлению в школу и учению:

1. Положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе.

2. Наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного

посещения школы, отказ от предполагаемого отпуска или отсрочки.

II. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:

1. Предпочтение занятий по математике, чтению занятиям по рисованию, труду и прочему времяпрепровождению вне школы.

2. Содержательное представление по подготовке к школе.

3. Отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания (школы, в

которой занятия по грамоте и счету заменены уроками художественно-

физкультурного цикла).

III. Ориентация на новые, собственно школьные формы организации

деятельности:

1. Предпочтение коллективных занятий индивидуальной форме обучения.

2. Предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным.

3. Предпочтение отметки другим видам поощрения (сладостям, игрушкам).

IV. Признание авторитета учителя.

Количественные результаты оформляют в таблицу:

Фамилия

имя

Возраст

Элемент внутренней позиции

I II III IV

1  2  1  2  3  1  2  3

Карта проявлений самостоятельности

(А.М. Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда - 2 балла, часто - 4 балла.

Показатели самостоятельности

Частота проявлений

никогда

иногда

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстникам

Не обращается за помощью к взрослому

Стремится все делать сам

Доводит начатое дело до конца

Без указания взрослого убирает посуду, игрушки,

вещи

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится о том, чтобы всегда находиться в

согласии с большинством

Негативно относится к какой-либо помощи со

стороны взрослого или сверстников

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий - 0-12 баллов; средний - 13-24 балла;

высокий - 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Карта проявлений инициативности

(А.М. Щетинина)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко - 1 балл; часто - 2 балла и всегда - 3 балла.

Показатели инициативности

Частота проявлений

никогда

редко

часто

Берет на себя главные роли в играх

Выступает инициатором какой-либо

 деятельности

Перехватывает у сверстников инициативу в

выполнении задания

Принимает участие во всех делах

Любит высказывать свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит находиться в центре внимания

Стремится быть первым во всем

Не боится взяться за незнакомое ему дело

Испытывает радость от внимания к нему со

стороны взрослого и сверстников

Не соглашается с мнением других, настаивает

на своем

Легко заинтересовывается

Не любит занимать второстепенные роли

Экспрессивен

Проявляет упрямство

Говорит быстро, громко

Обработка и интерпретация данных.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие

у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от

23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22 баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

Тест для родителей или близких ребенка.

            Цель: изучения уровня развития волевых привычек – стойких способов саморегуляции деятельности ( трудовой, учебной ) и общения, что является основой произвольной памяти, внимания, мыслительных навыков.

1. Достаточно ли сформированы у ребенка гигиеничные навыки (чистить зубы утром, мыть руки перед едой )?

а) делает всегда сам, без напоминания;

б) делает всегда, но иногда приходиться напоминать;

в) без специального напоминания не делает.

2. Помогает ли ребенок дома по хозяйству ( моет посуду, убирает постель, накрывает на стол ) ?

а) делает постоянно;

б) делает часто;

в) делает очень редко.

3. Есть ли у ребенка  навыки самообслуживания (может сам себе                           приготовить бутерброд, одеться по погоде ) ?

а) в достаточной мере;

б) есть некоторые;

в) нет.

4. Умеет ли ребенок удерживать внимание ( 15 – 20 мин. ), когда находится один ( при рисовании, чтении вслух )?

а) очень часто умеет;

б) умеет редко;

в) не умеет.

5. Умеет ли ребенок управлять своими желаниями?

а) умеет в достаточной мере;

б) умеет редко;

в) не умеет.

6. Умеет ли ребенок вести себя за столом ?

а) как правило умеет;

б) умеет, но делает далеко не всегда;

в) не умеет.

7. Есть ли у ребенка более – менее стойкие интересы ?

а) есть и достаточно стойкие;

б) интересы есть, но все время меняются;

в) определенных интересов нет.

8. Умеет ли ребенок вести себя в обществе?

а) умеет;

б) умеет, но иногда приходится напоминать;

в) не умеет.

9. Придерживается ли ребенок определенного режима дня?

а) как правило, да;

б) в общем придерживается, но иногда нарушает;

в) не придерживается.

10. Если ребенок задает вопрос, всегда ли он выслушивает ответы?

а) как правило с интересом выслушивает;

б) иногда при ответе отвлекается;

в) иногда спрашивает просто так, не требуя ответа.

Анализ результатов.

Первый вариант ответа (а) в каждом вопросе оценивается 3 баллами, второй (б) – 2, третий (в) – 1 баллом. Потом находят сумму баллов, полученных во всех десяти вопросах.

  Уровень сформированности волевых качеств определяется по таким критериям:

 высокий – 30-27;

 хороший – 26-22 баллов;

 средний – 22-18 баллов;

 низкий – 18 и ниже.

Методика «Графические фигуры» (1).

Цель: диагностика произвольности действий и поведения.

Материал: альбомный лист разделен по полам, в верхней половине рисунки по возрастающей степени сложности (рис. № 3).

Рисунки: елка, снеговик, солнце, робот (сочетание круга, прямоугольника, треугольника).

Ребенку надо повторить рисунки на второй половине листа.

Результаты:

В ходе выполнения задания в протоколе отмечается, может ли ребенок самостоятельно проанализировать образец, прежде чем начать работу, отмечает ли недостатки в работе и как на них реагирует, обращается ли за помощью, дополнительными объяснениями, стремиться ли закончить задание незавершенным, как реагирует на оценку взрослого.

О проявлении произвольности деятельности и поведения можно судить по умению понять (повторить) инструкцию и выполнить указания экспериментатора (повторить все элементы рисунков как можно точнее), а также по количеству отвлечений в ходе обследования.

Рис. № 3.

Методика «Действия в 2, 3 и 4 хода» (1).

Цель: оценка произвольности действий и поведения.

Материал: игрушки.

Инструкция для действия в два хода: «Подойди, пожалуйста, к столу, возьми со стола льва и положи его на полку шкафа».

Инструкция для действия в три хода: «Подойди, пожалуйста, к окну, возьми с подоконника жирафа и принеси мне. А я тебе дам крокодила, которого ты должен будешь отнести на место жирафа».

Инструкция для действия в четыре хода: «Подойди, пожалуйста, к шкафу, возьми со шкафа бегемота и положи его на подоконник, а с подоконника возьми крокодила и положи его на стол. Затем возьми с полки льва и принеси его мне».

Инструкция может в случае невыполнения повторяться до 3 раз.

Оценка результатов та же, что и в методике «Графические фигуры».

Методика «Рисунок человека»

При исследовании психологической готовности к обучению рекомендуется проводить одну из этих методик (лучше «Нарисуй человека») стразу же после знакомства с ребенком и небольшой беседы. Это дает ребенку время и возможность привыкнуть к ситуации, раскрепоститься и довериться исследователю.

Цель: прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Материалы: лист белой бумаги (формат А4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый (некоторые авторы предлагают только простой карандаш), ластик.

Инструкция для КРС: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», т.к. этим искажается суть исследования.

Инструкция для методики «Рисунок человека»: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

 Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, взрослый должен просто повторить инструкцию.

Время: не более 20 минут.

После выполнения задания обычно задаются следующие вопросы:

Для методики «рисунок человека».

  • Кто здесь нарисован?
  • Как его зовут?
  • Сколько ему лет?
  • Он ходит в школу или в садик?
  • Ему навиться в школе? Что?
  • Он веселый?
  • У него есть друзья? С кем он дружит? И т.п.

Отвечая на эти вопросы, ребенок проецирует самого себя и свои отношения.

Интерпретация.

Показатели личностной сферы по методикам

 «Рисунок человека».

Показатели общения.

Руки – ведущий показатель сферы общения. Редуцированные кисти рук или отсутствие кистей свидетельствует о сниженной практике общения. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть высокой, но подавленной. В КРС рисование семьи с соединенными руками является индикатором психологического благополучия. Ребенок нарисовал руки у всех членов семьи, но «забыл» нарисовать их себе (или нарисовал непропорционально маленькими) – это может быть связанно с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

Голова. Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Уши обозначают открытость восприятия или настороженность к окружающему миру. Открытый рот признак агрессии или вербальной активности агрессивного характера. Рисование зубов и выделение рта часты у детей, склонных к вербальной агрессии. В КРС если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Поза – интровертная или экстравертная говорит о широте круга общения. Интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении. Сочетание интровертной позы с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук интерпретируется как предельно широкое, но крайне формальное, поверхностное общение.

Резкая преувеличенность кистей при экстравертной позе – это, как правило, показательно очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.

Грубые искажения пропорций фигуры человека (резкая вытянутость, сплющенность, подчеркнутая геометричность, роботообразность) отчасти связаны со сферой общения и обычно указывают на шизоидный вариант развития ребенка. Некоторые авторы полагают, что эти признаки в рисунке человека отражают отклонения в схеме собственного тела.

Показатели тревожности.

Тревожность хорошо прочитывается в рисунке человека. На нее указывают подчеркнуто прорисованные, преувеличенные глаза (особенно зачерненные). Тенденция к штриховке (особенно – к размашистой) здесь, также свидетельствует о тревожности. Самоисправления (особенно частые, бессмысленные: когда они не ведут к улучшению результата) – показатель тревоги не только в рисуночных пробах, но и практически во всех поведенческих проявлениях. «Тревожная линия» - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок как бы боится ее провести всю сразу. К показателям тревоги относиться линия с сильным нажимом и преувеличенное внимание к деталям.

Показатели демонстративности.

Наличие украшений, необязательных деталей (сорочки, цветочки на платье, перья на шляпке, цепочки, бантики и пр.) При выраженной демонстративности дети изображают «демонстративных персонажей» (клоунов, принцесс, бандитов, фей).

Дополнительные показатели по изображению человека.

Девочки больше чем мальчики уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки. Пухлые губы у девочки, также, - признак половой идентификации. Если мальчик хорошо прорисовывает лицо, то это может указывать на озабоченность своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.

Длинная шея может означать любопытство.

При высокой технике рисования (и только в этом случае) высокодиагностично отсутствие или редуцированность в рисунке человека каких-либо первостепенных деталей. Так, например, отсутствие или чрезвычайно примитивное изображение ног может указывать на низкую бытовую, житейскую ориентацию ребенка, на возможность ухода от реальной деятельности в сферу воображения.

Дополнительными диагностическими показателями могут служить размеры фигуры и ее расположение на листе. Так, очень маленькая фигурка (особенно – загнанная в угол) рассматривается как признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Иногда маленькую фигурку рисует ребенок с конфликтной самооценкой, надеясь, что на мельком изображении несовершенства техники рисунка не так заметны. Резкое увеличение фигуры может говорить о тревоге, если оно сочетается с другими показателями тревоги.

Литература:

Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое

пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. «Диагностика и формирование психологической готовности. детей к обучению в школе»