Игры и упражнения на развитие творческого воображения дошкольников по всем возрастам
картотека на тему

Попова Светлана Александровна

Подборка игр и упражнений на развитие творческого воображения для дошкольников всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_napravleniyu.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:



                    Дидактические игры на развитие воображения дошкольников младшей группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Какая игрушка»

Придумывать разные варианты ответов, основываясь на одном и том же схематическом изображении.

«Найди такую же ягоду»

Развивать мышление, находить предмет определённого цвета.

«Какая игрушка»

Придумывать разные варианты ответов, основываясь на одном и том же схематическом изображении.

«Золушкины игры»

Выкладывать пуговицы по контуру, подбирая их по цвету.

октябрь

«Дети на прогулке»

Создавать образы на основе схематических изображений.

«Составь красивый букет»

Закрепление знаний основных цветов,

«Дети на прогулке»

Создавать образы на основе схематических изображений.

«Разложи листья по цвету»

Формировать цветоощущения, цветовые представления.

ноябрь

«Какая игрушка»

Придумывать разные варианты ответов, основываясь на одном и том же схематическом изображении.

«Собери котёнка»

Собирать картинку из нескольких частей (по образцу)

«Что это такое?»

Создавать в воображении новые образы на основе предметов заместителей.

«Весёлые зайчата»

Составлять картинку из нескольких частей (по образцу).

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

«Что это такое?»

Создавать в воображении новые образы на основе предметов заместителей.

«Собери снежинку»

Составлять целое из частей

«Складываем ёлочку» на основе «Танграм»

Видеть часть и целое

«Укрась ёлочку»

Формировать цветовые представления

январь

«Складываем ёлочку» на основе «Танграм»

Видеть часть и целое

«Собери бусы»

Формировать цветовосприятие, соотносить цвета разных предметов

«Весёлый гном»

Создавать образы на основе схематического восприятия предметов

«Каждой фигуре – своё место»

Выделять часть из множества, называть её

февраль

«Что это такое?»

Создавать в воображении новые образы на основе предметов заместителей.

«Красивые букеты»

Формировать цветовосприятие, соотносить цвета разных предметов

«Камушки на берегу»

Создавать в воображении образ объекта на основе контурного изображения

«Золушкины игры»

Выкладывать пуговицы по контуру, подбирая их по цвету


март

«Конфеты для мамы» - «Танграм»

Выполнять словесное задание, видеть части и целое

«Найди девочке рукавичку»

Подбирать гармонирующие цвета

«Складываем дом» на основе «Танграм»

Видеть часть и целое

«Назови пальчики»

Развивать память, речь, правильно называть пальцы на руке

апрель

«Пароход» 1

Составлять из частей целое методом наложения

«Телевизор»

Выбирать фигуры в соответствии с сюжетом, определять действия по позе.

«На что похоже?»

Создавать в воображении образы предметов по схемам

«Телевизор»

Выбирать фигуры в соответствии с сюжетом, определять действия по позе.

май

«Дети на прогулке»

Создавать образы на основе схематических изображений

«Весело – грустно»

Определять настроение картинки по цветовой гамме

«Пароход» 1

Составлять из частей целое методом наложения

«Красивые букеты»

Формировать цветовосприятие, соотносить цвета разных предметов


Дидактические игры на развитие воображения дошкольников средней группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«Какая игрушка?»

Придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении.

«Телевизор»

Выкладывать фигуры  в соответствии с сюжетом, определять действие по позе.

«Что это такое?»

Создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

«На что похожи облака?»

Находить среди облаков изображения предметов живого и неживого мира.

октябрь

«Камушки на берегу»

На основе контурного изображения создавать в воображении образ того или иного животного, объекта, развивать речевую активность.

«Осенние ветки»

Закреплять представления о красном, жёлтом, оранжевом цветах, упражнять в подборе листьев по форме.

«Дети на прогулке»

Создавать новые образы на основе схематических изображений, называть их.

«Где лето, а где осень»

Различать на картинах времена года, различать краски периодов осени.

ноябрь

«Что это такое?»

Создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

«Сложи такой же предмет»

Видеть в предметах детали

и        формы, действовать точно по образцу.

«Строим дом» («Танграм»)

Учить выкладывать предмет методом наложения на образец, учить видеть части и целое.

«Поймай и опиши рыбку»

Находить рыбок, одинаковых по форме, но разных по цвету.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

«Весёлый гном»

Создавать образы на основе восприятия схематического изображения предметов, создавать целостный образ на основе контуров.

«Цветные краски»

Выделять и закреплять цвета, с помощью которых художники изображают зимнюю природу.

«На что это похоже?»

Создавать в воображении образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

«Найди одинаковые ёлочки»

Учить находить предметы, одинаковые по цвету, размеру, форме.

январь

«На что это похоже?»

Создавать в воображении образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

«Выложи животных по контуру»

Развивать моторику, умение видеть целостное изображение.

«Волшебная мозайка»

Создавать в воображении образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

«Закончи узор на коврике»

Подбирать недостающие элементы узора (   ,     ) такого размера и оттенка, чтобы получить симметричный узор.

февраль

«Волшебная мозайка»

Создавать в воображении образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

«Узор из снежинок»

Выкладывать узор из снежинок разной формы и величины на квадрате, закреплять понятие «узор».

«Поможем художнику»

Изображать предметы на основе заданной схемы.

«Найди другого снеговика»

Находить различия и сходства в деталях одинаковых предметов.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

март

«Поможем художнику»

Изображать предметы на основе заданной схемы.

«Орнаменты»

Видеть нарушения ритма, если оно есть, видеть последовательность по форме, цвету.

«Волшебные картинки» 5 шт.

Изображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

«Выбери      , выбери         »

Группировать фигуры по форме, отвлекаясь от цвета, величины, видеть в геометрических фигурах форму знакомых предметов.

апрель

«Волшебные картинки» 5 шт.

Изображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

«Забавные человечки»

Развивать фантазию, воображение, умение самостоятельно выкладывать фигуру человека.

«Весёлый гном»

Создавать образы на основе восприятия схематического изображения предметов, создавать целостный образ на основе контуров.

«Птицы из кружков»

Развивать творческое воображение, использовать в работе круги, полукруги, сегменты.

май

«Подарок» («Танграм»)

Учить видеть целое изображение и его части.

«Цветы»

Развивать чувство симметрии и ритма, развивать воображение, использовать круги и полукруги.

«Собери фигуру»

Поощрять самостоятельные действия, не используя образцы, развивать умение придумывать различные фигуры.

«Разложи правильно»

Развивать мышление, воображение, находить ошибки художника и исправлять их.

Дидактические игры на развитие воображения дошкольников старшей группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

Д/и «Волшебные картинки» (5)

Воображать предметы и ситуации на основе схематических изображении отдельных деталей предметов

Д/и «Подбери цвет и оттенок»

Закрепить представления о цветах и оттенках овощей и фруктов, упражнять в употреблении названий оттенков (тёмно – красный и т.д.)

Д/и «Волшебные картинки»

Воображать предметы и ситуации на основе схематических изображении отдельных деталей предметов

Д/и «Собери яблоки в корзины»

Упражнять в различии оттенков(тёмно-красный, ярко-красный, бледно-красный…) классифицировать, группировать предметы по цвету

октябрь

Д/и «Перевёртыши»(2)

Создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

Д/и «Осенние ветви»

Закрепить оттенки желтого, оранжевого, красного, упражнять в выборе листьев по определённому цвету

Д/и «Перевёртыши»(2)

Создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

Д/и «Придумай пейзаж» -фланелеграф

Составлять композицию на основе единого содержания, закреплять знания о сезонных изменениях в природе

ноябрь

«Монгольская игра»«Кот»

Складывать из геометрических фигур заданную по образцу, развивать воображение, умение дополнять изображение  деталями

Д/и «Рисовальный конструктор»

Соединять и комбинировать м/у собой различные фигуры, составлять изображения,  объединённые  

 единым сюжетом

«Монгольская игра» - «Ты сложи, я угадаю»

 Развивать  воображение, фантазию, использовать знания, полученные ранее

Д/и «Рисовальный конструктор»

Соединять  и  комбинировать м/у собой различные фигуры,  составлять изображения,  объединённые единым сюжетом

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

Д/и «Дети на прогулке»

Создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений, придумать оригинальный образ, историю

Д/и «Оденем кукол на прогулку»

Подбирать оттенки темнее или светлее заданного цвета, называть их

Д/и «Что это такое»

Создавать в воображении но-

вые образы на основе восприятия предметов – заме-

стителей, называть элемен-

тарные действия, если персонаж одушевлён

Д/и «Закончи узор на коврике»

Соблюдать симметрию, ритм узора, понимать пространственные отношения между

 предметами

январь

Д/и «Перевёртыши»(2)

Создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

Д/и «Составь узор на круге»

Закреплять понятие «узор», понимать пространственные отношения м/у предметами, развивать чувство ритма

Д/и «Перевёртыши»(2)

Создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

Д/и «Составь узор на квадрате»

Закреплять понятие «узор», понимать пространственные отношения м/у предметами, развивать чувство ритма

февраль

Сл. игра «Сочиняем сказку»

Создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов, рассказать о них

Д/и «Придумай пейзаж»

Составлять композицию на основе единого содержания, закреплять знания о сезонных изменениях в природе

Д/и «Кому что нужно»

Создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе схематических изображений предметов

Д/и «Придумай пейзаж»

Составлять композицию на основе единого содержания, закреплять знания о сезонных изменениях в природе

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

март

Д/и «Разные постройки»

Варьировать в воображении образы предметов

Д/и «Составь узор из цветов»

Развивать творчество, чувство симметрии, наблюдательность, оттенки тёплых и холодных цветов

Д/и «Волшебные картинки»

Воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей и предметов

Д/и «Составь узор из цветов»

Развивать творчество, чувство симметрии, наблюдательность, оттенки тёплых и холодных цветов

апрель

Д/и «Кому что нужно»

Создавать в воображении образы предметов и ситуаций на основе схематических изображений предметов

Д/и «Мой бумажный самолёт» («Пифагор»)

Выкладывание по образцу, развивать зрительную память

 

Сл. Игра «Сочиняем сказку»

Создавать в воображении ситуации, основываясь на использовании отдельных заместителей предметов, рассказать о них

Д/и «Ракета» («Монгольская игра»)

Развивать воображение, фантазию, использовать навыки, полученные ранее

май

Д/и «Дети на прогулке»

Придумать и дорисовать оригинальный образ, придумать историю

Д/и «Придумай пейзаж»

Составлять композицию на основе единого содержания, закреплять знания о сезонных изменениях в природе

(фланелеграф, магнитная доска)

Д/и «Камушки на берегу»

На основе контура создавать новые образы, рассказывать о них

Д/и «Составь натюрморт»

Развивать воображение, фантазию, находить интересные цветовые решения (фланелеграф, магнитная доска)

               


Дидактические игры на развитие воображения дошкольников подготовительной к школе группы

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь

«На что это похоже?»         (8 – 10 карточек)

Продолжать учить создавать в воображении образы предметов, основываясь на их схематическом изображении

Выкладывание натюрмортов

Учитывать форму, величину, цвет предметов и фона, работа над композицией

Конфеты – «Танграм»

Действие без образцов, умение конструировать, фантазировать, развивать воображение

«Подбери краски»

Развивать зрительное восприятие, творческое воображение, закреплять знание цветов и оттенков

октябрь

«Волшебные картинки»

10 картинок (№1)

Воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов

«Придумай пейзаж»

Составление композиций с многоплановым содержанием, выделение главного размером, развивать творческую фантазию, наблюдательность

«Деревенская картина» - коллективная, геометрическая мозайка

Развивать фантазию, воображение, умение действовать в коллективе

«Придумай пейзаж»

Составление композиций с многоплановым содержанием, выделение главного размером, развивать творческую фантазию, наблюдательность

ноябрь

«Чудесные превращения»

Создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей

Выкладывание по контуру (крупа, бусы)

Развивать творческую фантазию, мелкую моторику рук

«Составь животное» (2 а)

Учить выбирать из множества, действовать по схеме, выделять целое и его части

«Закончи цепочку»

Закреплять умение видеть ритм узора, развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность

 

         

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

декабрь

«Разные сказки»

Воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

«Угадай сказочный персонаж»

Угадывание по контуру; развивать воображение, закреплять представление об особенностях изображения сказочных героев

«Жила – была собака» («Танграм»)

Выкладывание по частично размеченному контуру с цифрами

«Чего не хватает в портрете?»

Развивать зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги, закрепить знание о жанре живописи - портрет

январь

«Перевертыши»

Создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов

«Найди пейзаж» - действия по схеме

Учить работать по схеме, развивать зрительное восприятие, внимание, активизировать речь, закреплять знания о пейзаже

«Снегурочка» - («Танграм»)

Учить логически мыслить, сопоставлять, выделять часть из целого, работать парами

«Найди пейзаж» - действия по схеме

Учить работать по схеме, развивать зрительное восприятие, внимание, активизировать речь, закреплять знания о пейзаже

февраль

«Чудесный лес»

Создавать в воображении  и на рисунке ситуации на основе схематического изображения

«Разные дома» - выкладывание из счетных палочек

Работа над разнообразием форм и деталей

«Построй свой дом» - («Танграм»)

Работа с силуэтом, развивать способность видеть целое и часть, планировать результат

«Разные дома» - выкладывание из счетных палочек

Работа над разнообразием форм и деталей

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

март

«Волшебные картинки»

10 картинок (№1)

Воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов

«Составь целое» (разрезные картинки)

Развивать внимание, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы

«Аквариум» (волшебный круг)

Действие по образцу (показали – убрали), развивать способность запоминать общее изображение и его детали

«Повтори узор»

Развивать чувство ритма, симметрии, зрительное восприятие, внимание, память

апрель

«Чей дом?»

Учить воображать ситуацию на основе схематических изображений отдельных предметов, активизировать речь детей

«Подбери цвет?»

Закрепить знание о тёплых и холодных цветах и оттенках

«Строим кораблик» («Танграм»)

Развивать внимание, наблюдательность, умение видеть часть и целое

«Составь невиданное животное» - соединение по точкам

Развивать творческое воображение, способность комбинировать, создавать новые образы

май

«Вывески»

Развивать способность передавать сложный фрагмент действительности с помощью символов, знаков

«Найди свой натюрморт» - работа со схемами

Продолжать учить работать со схемами, развивать творческое воображение, мышление

Выкладывание по желанию («Монгольская игра»)

Развивать внимание, наблюдательность, умение видеть часть и целое

«Найди свой натюрморт» - работа со схемами

Продолжать учить работать со схемами, развивать творческое воображение, мышление

                                                                                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для развития ТВОРЧЕСКОГО воображения у дошкольников 5 – 7 лет»

Данная консультация адресована воспитателям, в ней описываются игры развивающие творческое воображение дошкольников....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Ниже представлены игры и упражнения на  развитие творческого воображения у дошкольников. Данные средства целесообразно проводить еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие&ra...

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет...

Консультация Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

В консультации представлено несколько игр для развития творческого воображения дошкольников...