РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) на тему

Лузина Людмила Александровна

Проблема самосознания является одной из центральных в психологии, представляя интерес для научных исследований уже много десятилетий подряд.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта сформулированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка можно выделить следующие: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Развитие всех структурных компонентов личности дошкольника осуществляется внутри ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игре. Именно игра способствует формированию основных психических новообразований дошкольника: развивает когнитивные процессы, дает возможность действовать в плане представлений, расширяет познавательные интересы, формирует произвольность поведения и другие сферы личности.

Опираясь на эти требования современности, мы считаем актуальным исследование особенностей формирования самосознания ребёнка в  старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре, так как самосознание играет ведущую роль в развитии    социально – нормативных возрастных характеристик ребёнка  и обеспечивает его успешную адаптацию к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Осинский профессионально-педагогический колледж»

Курсовая работа

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Лузина Людмила Александровна

Специальность  050144

 Дошкольное образование

Заочное отделение

Курс 3, группа   ДО – 3

 Руководитель:

                                                                          Глухова Светлана Юрьевна                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

        

г. Оса, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы развития самосознания дошкольников

  1. Понятие самосознания и его структура……………………………………5
  2. Этапы, условия и механизмы развития самосознания……………………7
  3. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….11

Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как механизм развития самосознания старших дошкольников

2.1. Понятие сюжетно-ролевой игры………………………………………….16

2.2. Структура сюжетно-ролевой игры……………………………………….17

2.3. Виды сюжетно-ролевых игр………………………………………………18

2.4. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии самосознания………………...19

Заключение………………………………………………………………………...22

Список использованных источников…………………………………………..24


ВВЕДЕНИЕ

Проблема самосознания является одной из центральных в психологии, представляя интерес для научных исследований уже много десятилетий подряд.

Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.

В рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта сформулированы целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка можно выделить следующие: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Развитие всех структурных компонентов личности дошкольника осуществляется внутри ведущего вида деятельности – сюжетно-ролевой игре. Именно игра способствует формированию основных психических новообразований дошкольника: развивает когнитивные процессы, дает возможность действовать в плане представлений, расширяет познавательные интересы, формирует произвольность поведения и другие сферы личности. 

Опираясь на эти требования современности, мы считаем актуальным исследование особенностей формирования самосознания ребёнка в  старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре, так как самосознание играет ведущую роль в развитии    социально – нормативных возрастных характеристик ребёнка  и обеспечивает его успешную адаптацию к школе.

    Исходя из актуальности данного вопроса, нами определена тема исследования: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии самосознания детей старшего дошкольного возраста»

Объект исследования – развитие самосознания.

Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как механизм развития самосознания.

Контингент: дети старшего дошкольного возраста

Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в развитии самосознания ребёнка старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Подобрать и проанализировать литературу по теме исследования;
  2. Рассмотреть понятие самосознания и его структуру;
  3. Проанализировать этапы развития, механизмы и условия формирования самосознания;
  4. Изучить теоретические основы сюжетно-ролевой игры;
  5. Проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в развитии самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Работа носит теоретический характер и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Поставленные задачи решались с помощью теоретических методов исследования: анализ научной, психолого-педагогической, методической, литературы, имеющей отношение к теме исследования.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

  1. Понятие самосознания и его структура

В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных трудов, в которых обстоятельно рассматривается самосознание. Так, происхождение, сущность самосознания, его структура и эмоционально-ценностная характеристика рассматривается в трудах Столина В.В., Чесноковой И.И., Рубинштейна С.Л., Кона И.С., Божович Л.И., Лисиной М.И. и др.

Согласно С.Л. Рубинштейну, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания [8, с.583].

Благодаря самосознанию человек воспринимает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Необходимо отметить, что самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; поэтому оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, самосознание включается в этот процесс развития личности как реальный субъект в качестве его момента, стороны, компонента. [8, с.562].

Самосознание – представляет собой ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности [6, с.55].

В психологической науке существуют разные мнения по поводу компонентов, входящих в структуру самосознания. Особого внимания заслуживает концепция В.С. Мухиной.

Структура самосознания личности - совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентации и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе [6, с.58].

     Самосознание личности представляет такое понятное единство, которое находит свое выражение в каждом из пяти следующих звеньев:

  1. Имя собственное - первое звено структуры самосознания. Имя –

личное название человека, даваемое ему, прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя имеет психологическое значение: оно становится тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность.  Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону.  

  1. Притязание на признание - предъявление человеком своих прав на      

общественное уважение со стороны людей. С раннего возраста ребенок открывает, что все его поступки делят на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка возникает стремление быть хорошим, начинается развитие активного стремления научиться тому, что одобряется окружающими его людьми.  

  1. Половая идентификация - несет в себе ценностные ориентации

человека на свой пол как социальную роль, как сексуальную потенцию и сексуальное поведение, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане. Половая идентификация — единство самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль.

  1. Психологическое время личности - индивидуальное переживание

своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни.

  1. Социальное пространство личности - условия развития и бытия

человека, которые психологически вводят его в сферу прав и обязанностей. В качестве условий выступают:

1) место, где протекает жизнь человека;

2) стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой принадлежит человек;

3) внутренняя позиция самого человека по отношению к истории своего этноса, к культуре как целостному, исторически обусловленному явлению [6, с.59-73].

Есть и другие подходы к структуре самосознания. По мнению С.Л. Рубинштейна, личность не сводится к сознанию и самосознанию, но и невозможна без них [8, с. 636]. Самосознание личности включает чувство само тождественности, особая психологическая конструкция - «Я», самооценку и уровень притязаний. Чувство идентичности обеспечивает целостность личности, противостоит ее раздвоению. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я». Совокупность психических явлений, отражающие для личности ее «Я», получили в психологии название «Я-концепции», которая включает следующие компоненты:

когнитивные - образ «Я», представление о собственных качествах, способностях, возможностях;

эмоциональные - само отношение, самоуважение, самолюбие

оценочно-волевые - самооценка, само регуляция.

Самосознание формируется в процессе психического развития ребенка.

  1. Этапы, условия и механизмы развития самосознания

Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивной информации и о состоянии движения органов кинестетической информации). Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении (одежда). Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, т. е. то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

Второй этап в формировании самосознания связан с началом ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ».

Третий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка поло ролевой идентичностью, т. е. отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, т. е. уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Четвёртый этап важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, т. е. из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них [2, с.70].

Развитие самосознания происходит и на последующих возрастных этапах.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания ребенка:

1) опыт общения ребенка с взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт;

4) умственное развитие.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер.

Опыт общения со сверстниками Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания Одно из важнейших условий развития самосознания — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания [4, с.119].

  «Интериоризация» самосознания ребёнка происходит следующим образом:

  1. Прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями

образа или само отношения. Образ и отношение к ребенку, сложившиеся у родителей, предшествуют развитию собственного образа "Я" и отношения к себе у ребенка. Свой образ и отношение родители транслируют ребенку либо в прямой словесной форме, либо в косвенной форме – в форме такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка.

     Важнейшими чертами, выделяемыми родителями в ребенке и одновременно являющимися объектом их внушающего воздействия, являются:

  • волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленности;
  • дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, подвластность ребенка родительскому авторитету;
  • моральные качества – доброта, правдивость;
  • интересы, прежде всего интерес к учебе;
  • способности – «ум», память.

Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными, ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен. Так и отрицательными груб, неумен, неспособен.  

  1. Формирование стандартов и уровня притязаний. Родители и другие

взрослые вооружают ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий. Частными и более общими целями к которым стоит стремиться. Образцами и идеалами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать.

  1. Контроль и самоконтроль. Контроль как фактор, влияющий на развитие

самосознания, предполагает наличие стандартов, ожиданий, планов, норм, идеалов. Однако контроль имеет и свое собственное «измерение», так как подразумевает способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением.

  1. Система межкомплиментарных отношений. Косвенное управление

формированием самосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.

  1. Вовлечение в реальные взаимоотношения. Вовлечение ребенка в такое

взаимодействие с взрослыми и в такие более широкие социальные отношения, в которых происходит усвоение реально действующих правил поведения, моральных норм.

  1. Идентификация. Встречный процесс, с помощью которого ребенок сам уподобляет себя взрослым, связан с феноменом идентификации [2, с.70].

1.3. Особенности самосознания детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой: "захотел — сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел — осознал — сделал". Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

     Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе — большие, а в детском садике — только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [10, с. 72].

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли.

Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в различных видах деятельности приближается к адекватной.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний. [10, с. 83].

Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть").

Формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.

Таким образом, самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а совсем не осознание своего сознания [8, с.583]. В структуру самосознания входят следующие компоненты: имя собственное, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности. Самосознание поэтапно формируется в процессе психического развития ребенка. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела. Второй этап в формировании самосознания связан с началом ходьбы. Третий этап связан с формирующейся у ребенка поло ролевой идентичностью. Четвёртый этап важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания ребенка: опыт общения ребенка с взрослыми, опыт общения со сверстниками, индивидуальный опыт,  умственное развитие ребёнка.  «Интериоризация» самосознания ребёнка происходит следующим образом:

прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или само отношения, формирование стандартов и уровня притязаний, контроль и самоконтроль, система межкомплиментарных отношений, вовлечение в реальные взаимоотношения, идентификация.

        

                                                                                                                                                             

                                                                                                                             

                                                                                                                                               

ГЛАВА 2.   СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Понятие сюжетно – ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игровой деятельности, наиболее характерный для детей дошкольного возраста. Основой этой деятельности является мнимая или воображаемая ситуация, заключающаяся в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке [ 5, с. 283].

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.  Дети сами выбирают  тему игры,  определяют  линии ее развития,  решают,  как  станут  раскрывать роли,  где  развернуть  игру,  и  т.п.  Каждый  ребенок  свободен  в  выборе  средств  воплощения образа.  При  этом  нет  ничего  невозможного:  можно,  сев  в  кресло  -  «ракету»,  очутиться  на Луне,  при помощи палочки -  «скальпеля» -  сделать операцию.  Такая свобода  в  реализации замысла  игры  и  полет  фантазии  позволяют  дошкольнику  самостоятельно  включаться  в  те сферы  человеческой  деятельности,  которые  в  реальной  жизни  еще  долго  будут  ему недоступны.  Объединяясь  в  сюжетно-ролевой  игре,  дети  по  своей  воле  выбираю партнеров,  сами устанавливают  игровые  правила,  следят  за  их  выполнением,  регулируют взаимоотношения.

Но самое главное  -  в игре ребенок воплощает свой взгляд,  свои представления,  свое отношение к тому событию,  которое  разыгрывает. Творческий  характер  сюжетно-ролевой  игры  определяется  наличием  в  ней  замысла, реализация  которого  сопряжена  с  активной  работой  воображения,  с  развитием  у  ребенка способности отображать  свои впечатления  об окружающем мире.  При разыгрывании  роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана  с личным опытом играющего,  степенью развития  его чувств,  фантазии,  интересов. Дети  проявляют  большую изобретательность,  подбирая  игрушки,  предметы,  необходимые для игры,  старшие  дошкольники  сами  мастерят  игрушки,  помогающие  полнее  реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

Как  всякая  творческая  деятельность,  сюжетно-ролевая  игра  эмоционально  насыщена  и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом [5, с. 284].

2.2. Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

Главным  компонентом  сюжетно-ролевой  игры  является  сюжет,  без  него  нет  самой сюжетно-ролевой  игры.  Сюжет – это  та  сфера  действительности,  которая воспроизводится  детьми.  Сюжет  представляет  собой  отражение  ребенком  определенных действий,  событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

        Содержание  игры,  отмечает  Д.  Б.  Эльконин,  -  это то,  что воспроизводится  ребенком  в качестве  центрального  и  характерного  момента  деятельности  и  отношений  между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Разнообразие  содержания  сюжетно-ролевых  игр  определяется  знанием  детьми  тех сторон  действительности,  которые  изображаются  в  игре,  созвучностью  этих  знаний интересам,  чувствам  ребенка,  его  личному  опыту.  Наконец,  развитие  содержания  игр зависит  от  умения  ребенка  выделять  характерные  особенности  в  деятельности  и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для  ребенка  роль  -  это  его  игровая  позиция:  он  отождествляет  себя  с  каким-либо персонажем сюжета  и  действует  в  соответствии  с  представлениями  о  данном  персонаже. Всякая  роль  содержит  свои  правила  поведения,  взятые  ребенком  из  окружающей  жизни, заимствованные  из  отношений  в  мире  взрослых.  Подчинение ребенка правилам ролевого поведения  является важнейшим  элементом  сюжетно-ролевой  игры.  Отступление  кого-либо  из  играющих  от этих правил  вызывает  протесты у партнеров  по игре:  «С капитаном  нельзя  спорить!»  Таким  образом, для дошкольников роль -  это образец того,  как надо действовать.  Исходя  из  этого  образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное [5, с. 283-288].

2.3. Виды сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры могут иметь различную тематику своих сюжетов. В соответствии с этим выделяют следующие виды игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в. которых ребенок заставляет говорить выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками [3, с. 9-10].

2.4. Роль сюжетно – ролевой игры в развитии самосознания

 Игра  —  эффективный  метод  в  развитии  у  дошкольников  самосознания  и  самооценки,  нравственных  качеств.  В  результате  игровой  деятельности  формируется  «Я»  ребенка  и  нормы  поведения  в  обществе  сверстников.  

В  игре  внимание  ребенка  обращается  на  самого  себя.  Игра     ставит  ребенка в  ситуацию,  когда  он  должен  как-то  отнестись  к  себе  —  оценить  свои  умения,  подчиняться  определенным  правилам  и  требованиям,  проявлять  те  или  иные  качества  личности.  Когда мы общаемся с другими людьми, мы отражаемся в них, как в разных зеркалах. Подобно тому как, глядя на себя в зеркало, мы составляем мнение о своей внешности, так же по реакции на нас наших партнёров по общению, по их отношению к нам мы составляем мнение о себе как о личности. Точно так же влияет на развитие личности ребёнка и отношение, к нему со стороны сверстников, которое выражается в сюжетно – ролевой игре, особенно в старшем дошкольном возрасте. Таким образом, у ребёнка возникает уверенность в себе, которая перерастает в самооценку [12, с. 54-55].

Экспериментальные данные Л.И. Уманец свидетельствуют о том, что самооценка, формирующаяся в игровой деятельности, предполагает развитие у ребенка способности оценивать по достоинству партнеров в игре, умело согласовывать с ними свои действия, не нарушая при этом правил, быть доброжелательным, оказывать нужную помощь, считаться с мнением других, не ущемлять их прав [11, с. 61 – 67].

В  игре  малыши  узнают  мир  и  усваивают  систему  отношений  в  обществе,  развиваются,  учатся  премудростям,  формируются  как  личности.

Через  игру  дети  знакомятся  с  поведением  и  взаимоотношением  взрослых  людей,  которые  становятся  образцом  для  его  собственного  поведения,  и  в  ней  ребенок  приобретает  основные  навыки  общения,  качества,  необходимые  для  установления  контакта  со  сверстниками.  Игра  способствует  развитию  чувств  и  волевой  регуляции  поведения  [6,  с.  124].

В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры, ребёнок постигает ценность своего имени через утверждение своего достоинства. Обращение по имени, поощрение имени приучают ребёнка ценностно относится к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребёнка имени и духовной индивидуальности. [6, с.216].

 В самой игре и в реальных отношениях по поводу игры в первую очередь отрабатываются притязания на признание. В игре потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и формы поведения сверстников. Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня.

Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола, которое осуществляется в сюжетно – ролевой игре. У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу,  имитировать в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность.

Кроме вышесказанного, выполняя те или иные роли, ребенок готовит себя к будущей жизни, прогнозирует свое социальное пространство и дальнейшую деятельность, место в обществе, тем самым формирует в своем сознании психологическое время личности.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развиваются его познавательные способности.

                                                                                                                                                         

                                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы по теме исследования показал; самосознание поэтапно формируется в процессе психического развития ребенка. 

  • Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела.
  • Второй этап в формировании самосознания связан с началом ходьбы.
  •  Третий этап связан с формирующейся у ребенка поло ролевой идентичностью.
  • Четвёртый этап важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания ребенка: опыт общения ребенка с взрослыми, опыт общения со сверстниками, индивидуальный опыт,  умственное развитие ребёнка.  

Игра  —  эффективный  метод  в   формировании  у  дошкольников  поло ролевой идентичности, самосознания  и  самооценки,  нравственных  качеств.  В  результате  игровой  деятельности  формируется  «Я»  ребенка  и  нормы  поведения  в  обществе  сверстников, овладение речью, формирование индивидуального опыта, умственное развитие.  

В результате исследования было выявлено значение сюжетно – ролевой игры в развитии самосознания старшего дошкольника:

  • В самой игре и в реальных отношениях по поводу игры в первую очередь отрабатываются притязания на признание;
  •  Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует умственное  развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня;
  •   У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу,  имитировать в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения;
  •  Выполняя те или иные роли, ребенок готовит себя к будущей жизни, прогнозирует свое социальное пространство и дальнейшую деятельность, место в обществе, тем самым формирует в своем сознании психологическое время личности.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению. Развиваются его познавательные способности.

Важность сюжетно – ролевой игры  показывает, что педагог, работающий со старшими дошкольниками должен владеть современными методиками сюжетно-ролевой игры, иметь методическую базу для проведения всех видов  игровой деятельности, чтобы обеспечить оптимальную сформированность самосознания воспитанника к школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абрамян,  Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян, Т. В, Антонова, С. Л. Новосёлова. – М.: Просвящение, 1989. – 286с.  
  2. Аверин,  В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А,  1999. – 89 с.
  3. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. -  Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251с.
  4. Кулагина,  И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений  /  И. Ю. Кулагина,  В. Н.  Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  5. Козлова, С.  А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т.  А. Куликова. – 4 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
  6. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  7. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - В 3кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2 – е изд. – М. : Просвещение: Валдос, 1995. – 576 с.
  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб : Питер, 2000. — 720 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  9. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - Издательство: Московского университета, 1983. - 288 с.
  10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : Практикум / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 703 с.
  11.  Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л.И. Уманец //Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – с. 61 – 67.
  12.  Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова,Е. Н. Денисова. – 2 – е изд. – М.: Просвящение, 2003. – 144с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………..3ГЛАВА I. Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..……..71.1. П...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Первые шесть-семь лет жизни ребенка — наиболее ответственный период его развития, когда формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»....

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста ...