«Использование дидактических игр в младшем возрасте для развитие мелкой моторики.»
консультация (младшая группа) на тему

Гасанова Гюльбениз Ахмед кызы

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ МОК им.В.Талалихина СП-10

Консультация для родителей

«Использование дидактических игр в младшем возрасте  для развитие мелкой моторики.»

Подготовила воспитатель :

Гасанова Г.А.

Москва 2015г.

Содержание.

Введение.

1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста.;  роль мелкой моторики в развитии ребёнка.

2. . Практическая часть.

3. Работа с родителями по формированию основ речевой  моторики.

.Заключение.

.Список литературы.

Введение.

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

 Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют другие психические функции – мышления, памяти, внимания.  Систематические упражнения по тренировке пальцев являются средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию звукопроизношения и фонематического восприятия. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Функция человеческой руки уникальна и универсальна.

Актуальность темы определяется тем, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких - либо пусть и не ярко выраженных проблемах, возникают трудности в школьном возрасте . У детей раннего возраста еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движения ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Развитие этого навыка зависит от качества мелких движений пальцев кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений. Ребенок, имеющий высокий уровень степени сформированности  тонких движений пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

1.Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ; роль мелкой моторики в развитии ребенка.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. 6 Исследования Г.Л.Розенгард - Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл «руки»- видимой частью полушарий  головного мозга.

Опыт моей работы состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики  детей, в подборе методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, было решено провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Для этого были поставлены следующие задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Предполагаемый результат:

- усовершенствована предметно – развивающая среда;

- положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Чтобы развить мелкую моторику у детей в группе по средствам дидактических игр были использованы следующие принципы:

1. Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

2. Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю  своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

2. Практическая часть

 Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. . Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использовала игровые приемы, они нам очень помогали заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась  создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики .

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и  с помощью родителей.

Работу с детьми проводила  по следующим  направлениям:

- игры с предметами,

- дидактические игры.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

«Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки  шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. 

Для успешного решения развития мелкой моторики  подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы.

Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики в младшей группе;

Оформила картотеку дидактических игр.

Дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом.

 Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Сенсорный дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работу за дидактическим столом провожу с небольшой группой детей и индивидуально. Побуждая детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь.

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны. В доступности находятся молнии и другие виды застежек. В зоне изодеятельности: трафареты

3. Работа с родителями по формированию основ речевой  моторики.

Важнейшими условиями успешного развития мелкой моторики является общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей. Есть семьи, в которых родители понимают и учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей и соответственно стремятся применять методы воспитания.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорного воспитания детей. Поэтому взаимодействуя с семьей, я  использовала  следующие методы и формы :

1.Беседа.

2. Консультации для родителей.

3. Родительское собрание.

4. Анкетирование.

5. Стенды (уголок родителей).

6. Подборка и рекомендации методической литературы по проблеме.

Заключение

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. К одним из них является дидактическая игрушка.

Дидактические игрушки – это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада смогли добиться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла  к заключению, что дидактическая игрушка способствует развитию действий руки, формирует ручную умелость, совершенствует мелкую моторику пальцев.

Список литературы.

1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 2012.

2. Белая А.Е. Дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников / А.Е. Белая. – М.: Издательство ГНОМиД, 2013 .

3. Белая А.Е. Игры для развития мелкой моторики / А.Е. Белая. – М.: Педагогика, 2013.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2011. 12

5. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011.

6. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику / И.А. Ермакова. – М.: Педагогика, 2014.

7.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./В.А.Сухомлинский.-М.Педагогика,1981.

8.. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: Педагогика, 2012. .

9. Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей / Е. А. Янушко-Мозаика. – М.: Синтез, 2010.

10.  Давайте поиграем / под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 2012.

11. Дидактические игры и упражнения для дошкольников / под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1998.

.12. .Савина П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 13..Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» - М.: Мозаика- Синтез 2008г.

14. .Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: Просвещение: АО «Учебная литература» 1996г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Цель: развить мелкую моторику рук у детей через специальные упражнения. Для осуществления данной цели, я определила Задачи: Улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Активизировать и об...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....

Использование традиционных, инновационных и авторских дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики детей с ОНР

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких точных движений кистями и пал...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Использование дидактических пособий в работе по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста

Дидактическая игра "Дружная семейка" на развитие мелкой моторики рук....