ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ»
проект (старшая группа) на тему

Колмакова Ирина

На дворе 21 век, у всех в домах имеется современная техника: посуда, мебель, люди носят современную одежду. Но, никто из детей не имеет представление о жизни людей в старину. Как одевались, из какой посуды ели и пили, чем вообще занимались. Вот и решили мы знакомить наших детей с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с творчеством народных мастеров, потому как культуру России невозможно представить без народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_yarmarka_nardnyh_remesel.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

ОЧУ «Первая Московская Гимназия»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ»

Воспитатели:

Колмакова Ирина Сергеевна, Русяева Светлана Николаевна

2013 – 2014 учебный год

г. Москва

Название проекта: «Ярмарка народных ремёсел».

Актуальность: дети недостаточно дифференцируют понятия о декоративно-прикладном искусстве и неуверенно используют обобщающие понятия.

Тип проекта: творчески-информационный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  10 – 24 марта 2014. 

Цель: развитие познавательного интереса детей.

Задачи:

Обобщение и расширение знаний детей о декоративно-прикладном искусстве, об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях народных промыслов Гжели, Хохломы, Дымки.

Формирование интереса детей к народному творчеству, умения видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, хохломской и гжельской росписи.

Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей.

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.

Воспитание любви к народному творчеству, уважения к работе народных мастеров.

Предполагаемые результаты

Расширение знаний детей об истории народных промыслов (Дымка, Хохлома, Гжель), об истории возникновения, особенностях.

Формирование интереса к народному творчеству.

Формирование умения ориентироваться в различных видах росписи.

Развитие умения составлять узоры по мотивам народных росписей, используя растительные орнаменты.

Возрастание речевой компетенции.

Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Ярмарка народных ремесел».

Предполагаемый продукт проекта

Выставка декоративно-прикладного творчества «Ярмарка народных ремесел».

«В гостях у народных мастеров» - ярмарка.

Написание статьи «Ярмарка народных ремесел» для журнала «Гимназия. РФ».

Схема реализации проекта:

Познавательное развитие

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Путешествие к мастерам Хохломы», «Гжельская посуда»,  «В гости к Дымковским мастерам».

Цель: познакомить с историей возникновения промыслов, воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства.

Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Где мое место?» (с матрешками).

Речевое развитие

Работа по активизации словаря: растительный орнамент, завиток, травка, элемент, золотая Хохлома, Дымка, Гжель, ярмарка, коробейник.

Чтение: М. Смирнов «Дымка», «Красная девица»; А. Дьяков «веселая дымка»; В. Гаврилов «Водонска», «Индюк»; П. Синявский «Хохломская роспись»; Ю. Николаев «Чаша»; В. Набоков «Хохлома»; Н. Бедник «Хохлома» (чтение отрывков из книги); Л. Яхнин «Веселое слово Хохлома»; А. Тимофеевский «Богородская игрушка».

Знакомство с пословицами и поговорками  о труде и мастерстве.

Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие

Коллективная работа (аппликация) «Матрёшки в хороводе».

Изготовление игрушек для ярмарки: куколки, расписные деревянные лошадки и птички-свистульки.

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Сказочные птицы».

Рисование элементов дымковской и хохломской росписи.

Раскраски «Золотая Хохлома», «Гжель», «Дымка».

Дидактические игры: «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Создай свой рисунок», «Слепи свою тарелочку».

Физическое развитие

Калейдоскоп русских народных игр: «Жмурки», «У медведя во бору», «У дядюшки Трифона», «Золотые ворота».

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: «О чем говорят матрешки».

Настольные игры: «Профессии», «Кому что надо».

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1992.
  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие/Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  3. Дорожин Ю.Г. Дымковская игрушка. – М.: 2000.
  4. Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель. – М.: 2000.
  5. Комарова Т.С. Дети в мире творчества6 Книга для педагогов дошкольных учреждений/Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995.
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.: ЦГЛ, 2005.
  7. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  9. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль: академия развития, 2003.
  10. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  11. Тимофеевский А.П. Богородская игрушка. – М.: Издательство «Малыш», 1987.
  12. Яхнин Л.Л. Веселое слово Хохлома. – М.: Издательство «Малыш», 1987.

Репортаж с ярмарки народных ремесел

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Открывается народное гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка ждет!

НА ЯРМАРКУ! НА ЯРМАРКУ!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Такими словами зазывали дети старшей группы гостей на ярмарку народных мастеров.

 - Что же такое ярмарка?

- Это там, где все покупают, где все продают, веселятся, - отвечают дети на вопрос воспитателей.

В старину на Руси ярмарки бывали несколько раз в году, торговали там всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова – то телегами. В больших городах торги собирали огромное число народу. Были здесь продавцы и покупатели.

Народ приходил на ярмарку не только что-то купить, но и повеселиться, людей посмотреть, да и себя показать. Поэтому надевали на ярмарку все самое лучшее.

Вот и наша ребятня принарядилась: мальчишки в народных рубахах, девчонки – в русских сарафанах, одна краше и красивее другой.

А по торговой площади расхаживают коробейники, наперебой предлагающие свой товар: карамельки и леденцы, мармелад и шоколад, сушки и бублики, горячие пирожки. И, конечно же, девицам-красавицам невозможно пройти мимо коробейников, на лотках которых «ленточки атласные, все по цвету разные, булавки, иголки, в прическу приколки, румяна и помада».

Велика Россия наша

И талантлив наш народ!

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Дымковские, городецкие, хохломские, гжельские, богородские мастера привезли на нашу ярмарку свой товар. Покупатели прохаживаются между лотками с товаром, присматриваются, прицениваются, торгуются, покупают.

 И какая ярмарка может обойтись без веселых скоморохов и Петрушки.

И у нас тоже на ярмарке был Петрушка, он  развлекал и веселил ярмарочный народ. Дети с большим удовольствием с Петрушкой поиграли, да и свое умение показали: спели и сплясали.

А еще на ярмарку ребята принесли свой товар: забавных кукол и лошадок, которых они смастерили сами.

Итак, милости просим на нашу ярмарку.

«Ярмарка народных ремесел»

Перед  музыкальным залом зазывают гостей 4 скомороха.

Скоморох 1:

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Открывается веселое гуляние!

Торопись, честной народ,

Тебя ярмарка ждет!

Скоморох 2:

НА ЯРМАРКУ! НА ЯРМАРКУ!

Спешите все сюда!

Здесь шутки, песни, сладости

Давно вас ждут, друзья!

Скоморох 3:

ЧТО ДУША ТВОЯ ЖЕЛАЕТ –

Все на ярмарке найдешь,

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдешь!

Скоморох 4:

ЭЙ! НЕ СТОЙТЕ У ДВЕРЕЙ!

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Ярмарка открывается!

В музыкальном зале стоят коробейники с лотками товара. Зрители сидят на стульчиках.

1-й Коробейник:

Я веселый коробейник,

А на шапке бубенцы,

Покупайте карамельки,

Покупайте леденцы.

Мятные конфеты

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

2-й Коробейник:

У меня товар не хуже!

Вот орешки, мармелад!

Шоколад кому-то нужен?

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

3-й Коробейник:

А вот – сушки, бублики,

Цена всего два рублика!

Вы их с радостью возьмете,

С ними вы чайку попьете!

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

4-й Коробейник:

Пирожки горячие!

С пылу! С жару!

Подходи, покупай!

Гривенник за пару!

Нажарила – напекла

Акулина для Петра!

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

5-й Коробейник:

Покупайте эскимо:

Вкусное, прохладное!

Лимонное, ванильное!

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

6-й Коробейник:

Ленточки атласные,

Все по цвету разные.

Булавки, иголки,

В прическу приколки.

Румяна, помада –

Все это вам надо!

КОМУ? КОМУ? КОМУ?

7-й Коробейник:

А вот – шелковый платок,

С розочками уголок.

Есть платки любого цвета –

Вам для танца подойдут.

Вы купите, наши гости

Хоровод уже ведут!

Музыкальный номер: Танец «Неваляшки» в исполнении девочек группы.

Ребенок находит шапку.

Ребенок:

- Ребята, а чья это шапка? Давайте, положим ее аккуратно в коробочку. И кто будет ее искать, тому и отдадим!

Ребенок прячет шапку в коробку. В зал вбегает Петрушка. Его роль исполняет взрослый.

Петрушка:

Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!

Здравствуйте, мои друзья!

Петрушка хватается за голову

Что-то голая макушка…

Я без шапки – не Петрушка!

Ребенок:

А ты, Петрушечка, поищи,

А мы тебе поможем!

Игра «Горячо - холодно». 

Дети играют с Петрушкой. Петрушка находит свою шапку.

Петрушка:

- Нашел! Нашел!

А куда же я пришел?

Дети:

На ярмарку!

Петрушка:

На ярмарку?

А что тут можно делать?

Дети:

- Товар покупать!

- Товар продавать!

- Женихов искать!

-Невест выбирать!

Петрушка подходит к коробейнику с музыкальными инструментами.

Коробейник:

Вот свистульки и трещотки!

Бубны, ложки и гармошки!

Инструменты покупайте,

Звонко, весело играйте!

Петрушка:

Берет в руки дудочку

Эти дудки по рублю?

Очень музыку люблю!

Прикладывает дудку то к уху, то к глазу, то начинает ее вертеть: не знает, как на ней играть. Коробейник раздает музыкальные инструменты детям.

Петрушка:

Вы сейчас играть будете? А умеете?

Музыкальный номер: «Оркестр народных инструментов».

Ребенок:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ!

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Музыкальная заставка. Выходят коробейники с товарами народных мастеров, рассказывают стихотворение, показывают свой товар.

ХОХЛОМА:

Ты разгляди-ка, не спеши,

Миски, ложки и ковши!

Там травка вьется, там – цветы

Необычной красоты!

Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришли из сказки,

Где цари и терема,

Золотая хохлома!

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА:

В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся!

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски,

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

МАТРЕШКА:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Раз, два, три, четыре, пять –

Даже всех не сосчитать!

Все расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные:

Складные, ладные!

Матрешки всюду славятся!

Купите! Всем понравится!

ДЫМКА:
Почтенные господа!

Посмотрите все сюда!

Игрушки вятские, на все манеры,

Вот вам барышни и кавалеры!

Хоть всю ярмарку обойдете,

Лучше «дымки» не найдете!

Игрушки наши повсюду славятся!

Подходите! Купите! И вам понравится!

ЖОСТОВО:

Круглые, железные,

В хозяйстве полезные,

Черные, желтые, красные,

Удивительные и прекрасные!

Петрушка:

А теперь пришла пора

Поиграть нам, детвора!

Русская народная игра «Золотые ворота».

Дети:

- День прошел!

- Вечер пришел!

- Так всегда и случается

- Наша ярмарка закрывается!

-А теперь всем на прощанье

ВСЕ:

Скажем дружно: «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Ярмарка народных ремёсел"

Проектная работа с интеграцией областей...

Паспорт проекта "Русская народная игрушка"

Данный материал поможет педагогам спланировать работу по ознакомлению детей с русской народной игрушкой, а так преумножить их знания о традициях и культуре русского народа....

Паспорт проекта «Дмитровская народная игрушка – свистулька».

Паспорт проекта. «Дмитровская народная игрушка – свистулька»....

Проект "Ярмарка народных промыслов" с видео-презентацией

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=gbElxvcGmSE&feature=emb_logo...

Паспорт проекта «Музей народных промыслов»

Паспорт проекта «Музей народных промыслов»...

Паспорт проекта «Русская народная игрушка – матрёшка».

Паспорт проекта «Русская народная игрушка – матрёшка»....