ГОТОВИМ РУКУ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ
консультация (подготовительная группа) по теме

При подготовке детей к школе взрослые чаще обращают внимание на овладение ребенком первоначальными навыками чтения и счета. И забывают о подготовке руки дошкольника к письму, развитии мелкой моторики. А от этого зависит успех обучения в школе. Предлагаемые игры и упражнения помогут подготовить руку дошкольника к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_k_pismu_pedagog_i_rodit_dlya_publikats.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Готовим руку к письму. Абросимова О.А.

ГОТОВИМ РУКУ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ

При подготовке ребенка к школе некоторые родители, обращают внимание на то, что умеет ли ребенок читать и считать. И забывают о подготовке руки к письму, развитии мелкой моторики. А от этого зависит успех обучения ребенка в школе.

Развитие моторики – понятие более обширное. Мелкая моторика она нужна не только для письма. Она влияет на мышление, речь.

Любые упражнения на развитие моторики готовят ребенка к письму. Некоторые задания на подготовку к письму не имеют отношения к моторике.

Этапы подготовки руки к письму.

Как сделать так, чтобы маленькие руки выдержали нагрузку, которая будет на них в школе?

  1. Делаем пальцы сильными. Необходимо подготовить мелкие мышцы руки к работе. Для того, чтобы удерживать ручку и при этом совершать множество мелких движений мышцы должны быть сильными. Делает мышцы сильными тренировка.
  2. Делаем пальцы ловкими. Нужно сделать пальчики способными управляться с мелкими предметами, т.е. ловкими. Нужно научить мозг подавать правильные сигналы пальцам. Пальцы не слушаются, не потому что не хотят, а потому что не знают, что от них требуется. Если давать им работу постоянно, то они быстро научатся.
  3. Учимся держать ручку. Нужно научить пальцы правильно держать ручку, сидеть за партой, размещать перед собой тетрадь.
  4. Выполняем графические упражнения. Выполнение графических упражнений позволит будущему первокласснику привыкнуть к новому виду деятельности.
  5. Ориентируемся на листе бумаги. Простой лист бумаги в клеточку является отличным тренажером для подготовки к школе. Необходимо научить ребенка на нем ориентироваться.

Развиваем мышцы руки

Тренажеры, необходимые для развития ручной мускулатуры: пластилин, ножницы, бумага, проволока, тесто и др.

Занятия делятся на: творческую работу, пальчиковую гимнастику.

Творческая работа это - лепка из пластилина, вырезание из бумаги, аппликации, работа с тестом, моделирование из проволоки.            

Ножницы - отличный тренажер, хоть и опасный. Важно показать ребенку, как правильно ими пользоваться.  Бумагу полезно не резать, а рвать пальцами. Из такой рваной бумаги получаются необычные аппликации.

В быту полезно привлекать детей к лепке из теста. Можно дать кусочек теста для личного пользования ребенка, с которым он потом играет, лепит, раскатывает, разминает.

Очень интересно заниматься с проволокой. Из нее тоже можно сделать: колечки, разные фигурки. Ребенок сначала делает каркас, а потом его сверху замазывает пластилином.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика может быть с речевым сопровождением и без него. Существует много разных игр и упражнений для пальцев. Предлагаю вариант - система «Супер – пальцы!», заимствованные у одного автора.

Система «Супер-пальцы»

Это - сюжетно-ролевая игра. Главные участники – это руки взрослого и руки ребенка. Кладем руки на стол, и они оживают. Разговаривают друг с другом нашими голосами. Очень веселая игра.

Руки взрослого– это тренеры, а ребенка пришли в фитнес клуб спортом заниматься. Тренер показывает, что нужно делать, остальные повторяют.

Этапы тренировки:

  1. «Разминка». Трем ладошки друг о друга, чтобы разогреться перед тренировкой пока не станут теплыми.
  2. «Тренируем пальцы». Исходное положение – ладони на столе пальцы вытянуты вперед. И раз – мах вверх мизинцем одной руки, и два – мах безымянным этой же руки, и три – мах средним пальцем. И так до мизинчика второй руки доходим, а потом обратно. Далее начинаем махать двумя мизинцами, двумя безымянными пальцами и т.д.
  3. «Штанга». Ладони на столе, пальцы вытянуты. Между вторыми фалангами указательного и среднего пальцев зажимаем карандаш. Пытаемся удерживать карандаш пальцами и поднимать вверх.
  4. «Спортивная ходьба». Указательный и средний пальцы – это как будто ножки. Между ними зажат карандаш. Удерживая карандашик, начинаем пальцами ходить по столу.
  5. «Ролики». Ролью - крышечки от пластиковых бутылок. Надеваем «ролики» на указательный и средний пальцы и катаем их по столу.
  6. «Упражнения с мячом». Вместо мячика можно использовать контейнеры из-под киндеров. В них насыпаем соль, чтобы были потяжелее. И просто перекатываем из одной руки в другую.
  7. Развлечение - паучьи бега. Подготовка - из счетных палочек выкладываем дорожки, по которым будут бегать руки-пауки. Ставим руки на старт. Ладони от стола приподняты опора на все пять пальцев. Передвигаем пальцы, как будто бежит паук.

Ловкость пальцев

Чтобы научиться действовать с мелкими предметами нужны мелкие предметы.

Бисероплетение, вязание, вышивание, конструктор «Лего» с маленькими деталями – все это влияет на развитие моторики.

Так же для развития ловкости пальцев ребенку можно предложить: нанизывать бусины на нитку, завязывать шнурки и бантики на ленточках, наматывать нитки на клубок, перебирать зернышки или выкладывать из них картинки.

Правильно держим ручку

В пенале ребенка могут быть только простые и цветные карандаши и ластик.

Это нужно для того, чтобы дети сильно не переживали из-за ошибок и могли их исправить.

Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит карандаш, когда рисует.

Правильное положение руки. Карандаш удерживается средним и большим пальчиками, а указательный прикрывает карандашик сверху. Мизинчик прижат к бумаге. Ладонь повернута к столу. Удерживаем карандаш на расстоянии 2 см от грифеля. А свободный конец карандаша смотрит на плечо.

Если вы видите, что ребенок держит карандаш неправильно, то это обязательно нужно исправить.

Пять разных способов научить ребенка правильно держать ручку.

Чтобы ребенок понял, как правильно ручку держать, рекомендуется встать за его спиной, правильно вложить карандаш в его руку, взять его руку в свою и писать вместе.

Так же стоит позаботиться об осанке. Следить за тем, чтобы ребенок сидел правильно. Спинка ровная, корпус чуть вперед, но не лежит грудью на столе. Ноги не висят, не задраны на стул, а стоят на полу. Бедра параллельны полу. Левая рука придерживает тетрадь. У левшей – правая.

Тетрадь размещается перед ребенком под углом, под наклоном. Лампу ставим для правшей слева, для левшей – справа.

Графические упражнения

К графическим упражнениям относятся: штриховка, раскрашивание, обводка.

Для выполнения графических заданий можно приобрести специальную литературу для подготовки к школе, прописи, раскраски.

С точки зрения развития мелкой моторики картинки раскрашивать лучше не фломастерами, а цветными карандашами. Так как при рисовании карандашами, на них приходится нажимать. Следите, чтобы картинка была раскрашена аккуратно, равномерно, без выступов за линии.

Раскраски можно использовать и для упражнений на штриховку. Штриховать картинки нужно в разных направлениях. Вертикально, горизонтально, по диагонали. Во время штриховки нужно учиться управлять рукой, а не листом бумаги, не переворачивать лист. Развивают точность движения рук задания, где предлагается обвести что-нибудь. Например, рисунок, который изображен пунктирной линией.

Много графических упражнений можно найти в детских журналах.

Ориентация на листе бумаги

Для развития ориентации используем лист в крупную клетку.

Для начала нужно объяснить ребенку, что такое клетка. Показать где у клетки верхняя сторона, нижняя, правая и левая, посчитать клеточки.

Так же с листом бумаги. Где у него центр? Где верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы? Предлагайте ребенку задания, например: в центре и в трех углах нарисуйте какие-нибудь фигуры, а один уголок оставьте пустым. Пусть в этом углу ребенок сам что-нибудь нарисует. Спросите его, в какой части листа находится его рисунок?

Виды упражнений: рисование по клеточкам, копирование узоров, зеркальное рисование.

Рисование по клеточкам

Поставьте на листе точку. Это начало рисунка. В точку ребенок ставит карандаш. А вы говорите, куда ему нужно двигаться. Например, 2 клеточки вниз, одна налево, три вверх и т.д. Ребенок слушает и рисует.

Например:

  • одна клеточка вверх
  • одна клеточка вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • шесть клеточек вверх;
  • пять влево;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вверх;
  • две вправо;
  • одна вверх;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • две вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • одна вправо;
  • одна вниз;
  • пять влево;
  • семь вниз;
  • одна влево;
  • одна вниз;
  • две влево.

Закончили упражнение! Расскажи, пожалуйста, что за картинка у тебя получилась?

Узоры также рисуются по клеточкам. В них можно добавлять творческие элементы, круги, волны, точки, крестики. Задача взрослых начать узор, задача ребенка – продолжить его по образцу. Можно найти образцы узоров в прописях.

Зеркальное рисование

Это когда нарисована только половина симметричного рисунка. Ребенок, опираясь на нарисованную часть и считая клеточки должен нарисовать рисунок целиком.

Игра «Твистер» специальная для пальцев. Задания такие: большой палец на красное, средний на синее, мизинец на желтое и т.п.  Это только кажется, что все просто. На самом деле игры не простая.

Чтобы ребенок охотно занимался нужно превратить занятия в удовольствие и веселые игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Готовим руку дошкольника к письму».

Многие родители согласятся с тем, что первоклашке труднее всего приходится на уроках русского языка. Причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет т...

Готовим руку дошкольника к письму

В статье описаны разнообразные  задания, направленных на подготовку руки ребенка к письму...

Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»

Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»...

Консультация для педагогов на тему "Готовим руку дошкольника к письму"

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....

консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"

консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"...