Сообщение из опыта работы на тему: "Применение современных педагогических технологий при адаптации дошкольников к социальным условиям жизни"
статья на тему

Гамзина Ирина Григорьевна

В данном материале предоставлены сведения о проведенных мной мероприятиях на данную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ БГО ЦРР детский сад № 19

Сообщение из опыта работы

«Применение современных педагогических технологий при адаптации

дошкольников к социальным условиям жизни».

 Подготовила

воспитатель 1кк

Гамзина И.Г.

2017

  Социализация представляет собой целый комплекс социальных и психических процессов. Происходит усвоение человеком тех знаний, норм поведения, личностных ценностей, которые определяют человека полноправным членом общества. Процесс социализации начинается с того момента, когда человек только появляется на свет и продолжается всю жизнь до самой его смерти.

  Для ребенка, впервые переступившего порог детского учреждения, начинается новый этап жизни, который, возможно, изменит коренным образом его самого и всех, кто окружал его до этого знаменательного события. Теперь все его отношения со взрослыми и сверстниками будут рассматриваться через призму обязанностей, моральных принципов и определенных норм поведения в обществе. В этом довольно сложном процессе социализации у ребенка будет складываться определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов – это образ Родины, образ семьи, образ родного края, образ счастливого человека.

  Привыкание ребенка к новым обстоятельствам и новой обстановке зависит от нескольких факторов: психофизические и личностные особенности ребенка, семейные отношения, условия пребывания в дошкольном учреждении. В зависимости от этого у каждого ребенка время адаптации будет разным.

  Даже взрослому человеку нужно время, чтобы адаптироваться в новом коллективе…И как же должно быть тяжело ребенку, оказавшемуся совершенно в незнакомом месте, где нужно будет научиться жить в коллективе, найти свое место в этом мире, реализовать себя, как личность. Естественно, что в этой ситуации большую роль должен сыграть взрослый человек, т.е. воспитатель.

  В старшем дошкольном возрасте необходимо научить ребенка правильному общению со сверстниками в детском коллективе. Это очень важно для формирования личности ребенка, его характера. Этот сложный процесс становления человека и его социализации зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей. Как правило в процессе адаптации участвует несколько сторон: ребенок, сверстники, родители, взрослый персонал детского учреждения. При участии всех этих сторон именно в дошкольном возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Происходит первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом, именно в этом возрасте формируется большинство жизненно важных психических образований. Ошибки и просчеты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребенка. При социальной адаптации, ребенок, который входит в коллектив сверстников, принимает нормы и правила поведения, существующие в обществе, приспосабливается к условиям пребывания, в процессе которых формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самообслуживанию, самоконтролю, адекватным связям с окружающими.

  Для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к условиям дошкольного учреждения, необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду, а для этого особое внимание нужно обращать на развитие его коммуникативных навыков задолго до прихода в детский сад. Совершенно необходимо, чтобы ребенок, как только это может стать возможным, начал свое общение с детьми во дворе, дома. Можно время от времени создавать ему безопасные трудности, чтобы ребенок учился не пасовать перед проблемами, не бежал бы сразу за помощью, но и не отвечал на обиду агрессией.

  С конца первого года жизни вводить некоторые запреты и правила, не отгораживать ребенка от реальной жизни, формировать уверенность в себе. Необходимо научить ребенка говорить ,,нет,, тем взрослым, которые предлагают неприемлемые для него вещи. Очень важно научить ребенка не идти за незнакомым человеком в целях своей безопасности. И своим сверстникам тоже надо научиться отказывать, если они подбивают на какой – то неблаговидный поступок.

  В своей работе я использовала игру, как подлинную практику ребенка в его реальной жизни в обществе сверстников. Использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирует у него положительные качества личности. Самым эффективным способом социализации детей в детском саду являются коммуникативные игры. Направление программы по ФГОС включает раздел «Социально – личностное развитие» образовательная область «Социализация», это я взяла за основу в своей работе для приобщения дошкольников к реальному миру с применением современных технологий в воспитании. Прежде всего я поставила перед собой ряд задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

  В своей деятельности я проводила такие сюжетно – ролевые  игры как «Пожарные», «Семья» с сюжетами: «Детский сад», «Мамин день рождения», «8 марта», «Прогулка по лесу»; «Магазин» с сюжетами: «Продукты», «Одежда», «Супермаркет», «Магазин игрушек», «Подарки к новому году»; «Следопыты», «Библиотека» с сюжетом «Выставка книг о лесе»; «Больница» с сюжетом «Аптека»,  «Поликлиника», «Лесная больница»,  «Я ветеринар»; «Ателье», «Салон красоты», «Строим дом», «Я в деревне буду жить», «Веселая семья», «По реке на теплоходе», «День рождения друга»,

 «Юные экологи», «Школа» с сюжетом «Спортивная школа», «Школа фигурного катания», «Художественная школа»; «Путешествие по золотому кольцу», «Путешествие на северный полюс», «Полярные исследователи», «Путешествие по океану», «Почта», «Путешествие по сказкам», «Дом моделей», «Автобус», «Шоферы» и др. В процессе этих игр закреплялись уже полученные   представления о многообразии профессий, их значении; дети учились общаться в коллективе, действовать в интересах товарищей, решать возникшие проблемные ситуации, уступать друг другу, договариваться между собой в каких – то вопросах. С помощью сюжетно – ролевых игр снимаются телесные зажимы, происходит эмоциональная разрядка, активизируется внимание, развивается воображение, мимика, жестикуляция и как правило, повышается самооценка.

  Хочу отметить, что прежде чем предложить детям сюжет игры, я проводила предварительную работу. Она заключалась в том, чтобы дать детям первоначальные представления о профессии или разобраться всем вместе в какой – либо ситуации. Я беседовала с детьми на темы: «Доброта добром вернется», «Первый раз в первый класс», «Огонь -  друг, огонь – враг», «Дорожное движение», «Что мы теряем в сгоревшем лесу», «Безопасность в доме», «Моя радость, моя семья», «Генеологическое древо», «Как хорошо, когда рядом друг», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Не ругаемся, грубо не выражаемся», «Я и мои друзья»; просматривали презентации: «Россия -  Родина моя», «Есть такая профессия», «Безопасность на льду», «Жить здоровым – здорово!», «Охраняем природу», «Поход в супермаркет», «Мой родной город», «Русская культура, «Одежда славян», «Жители крайнего Севера», «Что за прелесть эти сказки». Развлечения: «Дарите людям доброту», «Русская ярмарка», «В стране народных песен». Краеведение: «В бабушкиной избушке», «Освоение севера» - презентация.  Музыкально – театрализованная деятельность: «Светофор», «Мама дорогая я тебя люблю», «Зимняя сказка», «Путешествие по маршруту добрых дел»; досуг «Витаминная семья».

   Вместе с детьми мы решали различные проблемные ситуации: «Воробей попал в беду», «Если я обидел друга», «Заблудился в лесу», «Встреча с незнакомцем», «Необычная находка», «Мама заболела», «Я потерялся!», «Злая собака», «Звонит звонок – откройте дверь», «Необычный пешеход», и др. Дети самостоятельно искали выход из предложенных непростых ситуаций, выбирали правильный вариант с точки зрения нравственности, этики и здравого смысла.

  Проводила с детьми словесные игры: «Вежливое слово и кошке приятно», «Подарки для всех», «Волшебный цветок», «Веселые соседи», «Коврик дружбы», «Дружно за руки возьмемся», разучивали пословицы и поговорки о дружбе, о семье, о родной стране.

  Читала детям литературные произведения советских, российских и зарубежных писателей, в которых добро побеждало зло, всегда торжествовала справедливость, где герои рассказов и сказок были всегда вежливыми, культурными, смелыми. После прочтения мы обязательно обсуждали поступки героев произведений, делали выводы и детям непременно хотелось быть похожими на положительных героев.

  Родители тоже не остались в стороне и принимали активное участие в жизни детей. С помощью них были организованы акции: «Пусть прогулки станут интересней» (благоустройство участка детского сада), «Птичья столовая», «Поздравление бабушек и дедушек с праздником», «Не ходи по тонкому льду», «Пасхальная открытка», «Профилактика туберкулеза», «Подарим радость детям» (книги в подарок библиотеке); проекты: «Осенние посиделки», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», «Рождественские встречи», «Я и моя семья», «Красная книга – сигнал опасности», «Наши предки – славяне», «Белый цветок», «Природа родной земли»; игры – тренинги: «Улицы города» (обыгрывание ситуаций), «Оставьте проблемы за дверью, станьте образцом восхищения и подражания для своего ребенка», «Физкульт – ура…» -  творческая семейная презентация; «Чего не должно быть», фотовыставка «Семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей», буклеты для родителей  «Правила доброты»; спортивный досуг «Мамы всякие важны», семейный конкурс  «Рождественская открытка», фотосессия «Не боимся стужи со здоровьем дружим», «Модный показ», оформление альбома «Профессии мам и пап» и многое другое.

  Большое внимание уделяла воспитанию в детях патриотических чувств через чтение художественной литературы, просмотр слайдов о войне, проводила экскурсии по местам боевой славы, в музей, встречи с ветеранами.

  Особое внимание уделяла направлению по профориентации. В этом разделе была проведена огромная работа. Дети узнали много нового и интересного о профессиях на производстве, в учреждениях, в сельском хозяйстве. Дети без труда могут рассказать о таких профессиях как хлебороб, агроном, журналист, сталевар, животновод, ветеринар, оператор, диктор, режиссер, архитектор, плотник, дизайнер, спортивный тренер и многих других. Вместе с детьми мы выращивали семена злаковых культур: пшеница, рожь, ячмень, соя, горох, фасоль, чечевица; ходили на экскурсию на местную телестудию, брали интервью у ее работников; делали свою телепередачу; создавали проект здания; ходили на экскурсии в библиотеку, пожарную часть, аптеку, в спортивный комплекс, посещали театр, цирковые представления. В своих рисунках, аппликациях дети изображали то, что им понравилось и запомнилось. Соответственно после всего увиденного и услышанного у детей складывалось целостное представление о людях, которые посвятили себя той или иной профессии. Все это способствует формированию у детей отношения к людям труда, к тому, что в жизни каждый человек должен найти свое место и заниматься своим любимым делом.

В заключении хочется отметить, что дети на данном этапе своей жизни, полностью адаптировались к социальным условиям. Они многое узнали, многому научились. При поступлении в школу у них не возникнет серьезных проблем в общении с незнакомыми людьми ни со взрослыми, ни со сверстниками. Адаптация в школе, я уверена, пройдет для них безболезненно, а знания, навыки и умения, приобретенные в детском саду, помогут им без особого труда осваивать школьную программу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...

Описание опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

На первый взгляд ИКТ технология - тема знакомая многим педагогам, и с развитием прогресса с каждым годом появляется большое разнообразие средств ИКТ технологии. В своей работе я применяю, как традицио...

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

Приложение1.3. к описанию опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"Инструкция "Голосово...

современные педагогические технологии для адаптации детей к условиям ДОУ

laquo;Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...