Перспективное планирование творческой мастерской "Волшебный мир шахмат".
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Радаева Александра Сергеевна

Перспективное планирование творческой мастерской "Волшебный мир шахмат" рассчитано на 1 год, в процессе работы педагоги совместно с родителями знакомят детей с волшебным миром шахмат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование творческой мастерской «Волшебный мир шахмат» на 2015-2016г.

Сентябрь

Занятие 1

Тема: Шахматные фигуры.

Цель: Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету.

Занятие 2

Тема: Удивительные клетки.

Цель: Знакомство с шахматной доской. Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски.

 Занятие 3

Тема: Белая ладья.

Цель: Освоить ход ладьи. Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные.

Октябрь

Занятие 4

Тема: Бить или не бить?

Цель: Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит под боем.

Занятие 5

Тема: Белые слоны.

Цель: Освоить ход слона. Научить детей, что очень важно, чтобы слон точно передвигался наискосок. Учить, что по белым полям передвигаются белопольные слоны, а по черным клеткам ходят чернопольные слоны.

Занятие 6

Тема: Слон против слона.

Цель: Объяснить детям, что если белый и черный слоны ходят по клеткам одного и того же цвета, то это одноцветные слоны, а если слоны перемещаются по полям разного цвета, то это разноцветные слоны.

Ноябрь

Занятие 7

Тема: Ладья против слона.

Цель: Освоить борьбу с разнохарактерными фигурами. Учиться нападать на фигуру партнера, ограничивать ее подвижность, уводить из-под боя свою фигуру, занимать по возможности центральные поля, на которых сила ладьи и слона возрастает.

Занятие 8

Тема: Белый ферзь.

Цель: Освоить ход ферзя.

Занятие 9

Тема: Черный ферзь.

Цель: Научить детей сражаться самыми сильными шахматными фигурами – ферзями. При аккуратной игре этот поединок завершиться вничью.

Декабрь

Занятие 10

Тема: Ферзь против ладьи и слона.

Цель: Учить детей играть ферзем против ладьи, ладьей против ферзя, ферзем против слона, слоном против ферзя на шахматной доске «восемь полей на восемь»

Занятие 11

Тема: Белый король.

Цель: Обучить детей ходу короля.

Занятие 12

Тема: Бей, король.

Цель: Учить детей, что королей в шахматах не бьют, но под бой их ставить нельзя.

Занятие 13

Тема: Белая пешка.

Цель: Обучить детей ходу пешки.

Январь

Занятие 14

Тема: Превращение пешки.

Цель: Научить детей как можно пешку превратить в другую фигуру. Объяснить, что ферзь – самая сильная фигура, поэтому чаще всего выгоднее превращать пешку именно в ферзя.

Занятие 15

Тема: Бьем наискосок.

Цель: Учить детей, что пешки ходят по вертикали, а бьют по диагонали.

Февраль

Занятие 16

Тема: Король, ладья и слон против пешки.

Цель: Объяснить детям, что трудно пешке сражаться против иных фигур на шахматной доске «восемь на восемь клеток», причем чем дальше находится пешка от поля превращения, тем она слабее.

Занятие 17

Тема: Белый конь.

Цель: Обучить детей ходу коня.

Занятие 18

Тема: Конь против коня.

Цель: Учить ребенка играть конем против коня.

Март

Занятие 19

Тема: Ферзь, ладья и слон против коня.

Цель: Научить, что лишь ферзь способен в любой позиции на доске «восемь полей на восемь» укротить неприятельского коня и побить его. Ладья и слон лишь в отдельных случаях (при условии, что конь оттеснен на одну из двух любых крайних линий) способны одолеть коня. Для достижения ничьей коню надо держаться поближе к центру доски.

Занятие 20

Тема: Короли и пешка против коня.

Цель: Убедить детей, что король может одолеть коня лишь в исключительных случаях – когда конь занимает одно из угловых полей, а король находится в непосредственной близости от коня.

Занятие 21

Тема: Шах.

Цель: Научить детей, что шах – важное шахматное понятие. Если одна из фигур напала на неприятельского короля – это шах. Если короля атакуют одновременно две фигуры – это двойной шах.

Апрель

Занятие 22

Тема: Ставим шах.

Цель: Учить детей ставить шах.

Занятие 23

Тема: Не иди король под шах.

Цель: Учить детей, что короля нельзя ставить под бой, под шах.

Занятие 24

Тема: Защита от шаха.

Цель: Учить, что в шахматах надо своего короля беречь. А если королю дали шах, надо спасать его из-под боя…

Май

Занятие 25

Тема: «Умный шах»

Цель: Учить детей из нескольких вариантов шаха выбирать лучший.

Занятие 26

Тема: Мат.

Цель: Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл.

Занятие 27

Тема: Ферзь, ладья, слон дают мат в один ход.

Цель: Научить ребенка ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном.

Июнь

Занятие 28

Тема: Конь, пешка и король дают мат в один ход.

Цель: Научить ребенка ставить мат в один ход конем, пешкой и королем.

Занятие 29

Тема: Начальное положение.

Цель: Научить детей расставлять фигуры в начальное положение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование художественно-творческого кружка "Радуга" (нетрадиционные техники рисования, старшая группа)

Календарно-тематическое планирование кружка по рисованию с использованием нетрадиционных техник для старшей группы....

Перспективное планирование «Творческая мастерская» (средняя группа)

Предисловие.В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем бол...

Перспективное планирование творческой мастерской "Делаем своими руками"

Перспективное планирование творческой мастерской "Делаем своими руками" рассчитано на 1 год, способствует установлению сотрудничества и партнерских отношений с родителями воспитанников....

Перспективное планирование творческой мастерской Семицветик

Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышл...

Перспективное планирование творческой мастерской "Умелые ручки" в подготовительной группе на 2019-2020 г.г.

Данное  планирование является  составной  частью  системы образовательной  деятельности по  развитию  творчества  через  использование  нетрадиционных...

Перспективное планирование «Творческая мастерская» (младший, средний дошкольный возраст)

Перспективное планирование «Творческая мастерская» (младший, средний дошкольный возраст)...