Особенности организации народных подвижных игр с дошкольниками
консультация (старшая группа) на тему

Бушуева Ольга Викторовна

В данной статье подробно рассказывается о том, как организовать народную игру, сохранняя все традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystupl.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

С  ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

О.В. Бушуева, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка «Зорька — детский сад №16» г. Железногорск, Курская обл.

 «Подвижная игра — естественный спутник                                                 жизни ребёнка, источник радостных эмоций,

 обладающий великой воспитательной силой»

А.В. Кенеман

В последнее время в современном мире материальные ценности стали преобладать над духовными, тем самым вызывая у детей искажённое представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Одним из основных принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства [с.7]. Кроме того, Стандарт направлен на  укрепление физического и психического здоровья детей [4, с.8]. Вопрос о воспитании здоровой и гармонично-развитой личности стоял всегда, но особенно актуален он в современной педагогике. Одним из решений этого вопроса является введение в педагогическую деятельность русских народных подвижных игр.

 Игра занимает особое место в жизни каждого человека. С самого раннего детства ребёнок познаёт окружающий мир через игру. Народная игра отличается от других тем, что она не существует сама по себе, а вытекает из определённых обрядов и праздников. В силу этого она помогает осваивать определённые морально-нравственные ценности.

 В современной практике народные игры, особенно  с песнями, не занимают должного места, а припевки и считалки  совсем забыты. И, мне кажется, если сказать, что русские народные подвижные игры — это не только традиционное, но и  инновационное средство для решения задач социально-коммуникативного, речевого, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста, - это будет отчасти правдою. Так вот, чтобы не растерять до конца народное богатство, необходимо вернуть  в детский сад народные игры в их подлинном виде и значении, а также обратиться к их поучительным традициям. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста, поэтому перед педагогами встаёт задача  сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Я с успехом использую их в работе с детьми во время прогулок, на  физкультурных паузах, динамических минутах, на занятиях физической культурой.

 В играх ярко отражается образ жизни народа, его быт и труд в определенный отрезок времени. Они учат и наставляют, способствуют расширению кругозора, развивают сообразительность и смекалку, находчивость, выдержку, стремление к победе. В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка: быстроты, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию,  вестибулярный аппарат, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Дети  учатся   соблюдать правила игры, а в них заложено  большое  воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, а также развивается внимание, мышление, воображение, память, обогащается словарный запас.                                                                                            

Опыт работы показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а главное - с пользой играют в них, ведь игра формирует у них уважительное отношение к культуре своей страны, развивает духовные и патриотические чувства.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Методика проведения, в целом, ничем не отличается от любой другой подвижной игры. Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Подбор и планирование игр зависит   от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры.  Я изготавливаю их вместе с детьми, это создаёт радостное настроение в предвкушении игры.

Чтобы игра получилась максимально полезной, я стараюсь соблюдать следующие условия.

- Содержание игр подбираю соответственно уровню развития и подготовленности играющих, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире.

- Игровые образы должны быть понятны и интересны детям.

- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин, я не  разучиваю его с детьми заранее, а ввожу в ход игры неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного знакомства с игровым элементом. Дети вслушиваются в ритмичное сочетание слов и быстро запоминают текст [1, с.8].

- В играх, не имеющих сюжета, и построенных лишь на определенных игровых задачах, также много познавательного материала. Такую игру   объясняю кратко, лаконично, эмоционально и выразительно. Даю представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры.  А после объяснения сразу перехожу к ходу игры, так как дети стремятся начать быстрее играть.

- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего   беру на себя.

- Для выбора водящего можно использовать  считалку, а при делении на команды провести жеребьёвку или использовать сговорки.  

- При объяснении игры   применяю средства выразительности: мимику, жесты, интонацию, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать их, создать атмосферу радости.

- В процессе игры  слежу за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила,  приостанавливаю  игру и объясняю, в чём ошибка.

Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка, формирует у него правильную самооценку своих действий, взаимоотношений детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. В конце игры я положительно оцениваю поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

В ходе игры перед взрослым ставятся  следующие задачи:

-следить за движениями, которые должны соответствовать правилам игры (если надо, подсказать ребёнку, как лучше выполнить то или иное движение),

-следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно),

-делать краткие указания  лучше в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу),

-поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих,

-приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку,

-приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям, надо:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;

- использовать различные загадки, потешки, считалки, атрибуты;

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;

- не сердиться, если игра не получилась, а найти причину неудачи;

-участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;

- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

К подведению итогов я стараюсь привлечь всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков и вызывает желание добиться еще лучших результатов. А иногда для анализа игры  выбираю ребенка-судью. Это усиливает важность момента.

Играя с детьми, всегда необходимо помнить о том, что наша главная задача, как педагогов, заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Ведь только в этом случае они научатся сами в любой  ситуации находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение. То есть, наши дошкольники приобретут те важные качества, которые будут  необходимы им в дальнейшей жизни.                    

Литература:

1. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» - М.:    Просвещение, 1988. - 239 с.

2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.

3. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей «Организация народных подвижных игр с детьми 2 младшей группы»

Я работаю по оздоровительному проекту «Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста» с детьми 2-ой младшей группы.  Мой проект  пред...

Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры....

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».

Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...

Консультация для родителей "Особенности организации народных подвижных игр"

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры.Вспомните, пожалуйста, в какие народны...