проект
проект (старшая группа) на тему

Демидова Антонина Александровна

проект "Чудесные свойства воды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnye_svoystva_vody.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей

Название проекта: «Чудесные свойства воды»

Авторы проекта:  Скалкина Татьяна Александровна, Демидова Антонина Александровна

Актуальность проекта:

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?). Участие детей и их родителей в создании лэпбука «Чудесные свойства воды» позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развивать связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность. Сейчас интересы детей повышаются и им  уже не достаточно элементарных знаний о свойствах воды, их растущие потребности требуют углубленного обновления представления о неживой природе. Поэтому мы сочли возможным и полезным включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс. Основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», он способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Цель проекта: формирование знаний детей о свойствах воды, формирование навыков исследовательской деятельности

Задачи проекта:

  1. Создать  лэпбук
  2. Привлечь родителей к совместной деятельности  с детьми
  3. Развивать познавательную, поисковую деятельность детей

Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

По количеству участников: 10 человек

Основные целевые группы, на которые направлен проект: Данный проект, включает совместную деятельность детей старшего дошкольного возраста и их родителей

Сроки реализации проекта: средней продолжительности (2 – 3 недели)

Форма итогового мероприятия: создание лэпбуков на тему «Чудесные свойства воды»

Этапы реализации проекта:

Интеграция образовательных областей (Указаны образовательные области)

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей (формы организации)

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

1

3

4

5

1 этап Мотивационно-диагностический

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Проведение родительского собрания, цель: привлечение внимания родителей к проблеме развития познавательной активности детей, вовлечения их в проектную деятельность

Проведение консультации «Лэпбук, как результат деятельности детей»

Разработка шаблона лэпбука на тему «Чудесные свойства воды». Воспитатель рассказывает о значении лэпбука в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Оповещение родителей о проекте (цели, задачах, сроках реализации проекта)

Создание проблемной ситуации для детей: Можно ли воду перенести в решете?

 Проблемное обсуждение: Какими свойствами обладает вода? Почему тает снег? Почему вода замерзает?

Подбор материала для создания шаблона лэпбука поиск загадок,  иллюстраций по теме.

Рассматривание шаблона лэпбука.

Участвуют в родительском собрании

Участие в создании шаблона лэпбука.

Участвуют в консультации  

2 этап Организационный

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

В процессе создания шаблона лэпбука проводится консультация для родителей по работе с ним.

Консультация для родителей на тему: «Как можно самостоятельно сделать лэпбук?»

Воспитатель объясняет родителям, как и из чего изготовить лэпбук, что в него поместить, какие задания необходимо выполнять и где эти задания найти, как необходимо заполнять лэпбук.

Этапы выполнения лэпбука совместно с родителями:

  1. Составление плана лэпбука на тему «Чудесные свойства воды»
  2. Показ макета готового лэпбука для наглядного восприятия
  3. Беседа о вариантах оформления содержания лэпбука (кармашки, блокноты, книжка – гармошка, книжки простые, вращающиеся круги, конвертики фигурные)
  4. Беседа о необходимых материалах для лэпбука (картонная папка – основа, обычная и цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, степлер, скотч, фломастеры, карандаши и т.д.)
  5. Беседа о поиске необходимой информации по теме, где ее можно найти. Воспитатель предлагает энциклопедии и различные книги: (Николай Ватагин «Над водой, на воде, под водой; Людмила Рыжова «Детское экспериментирование»; Елена Марудова «Ознакомление детей с окружающим миром»; Тугушева, Чистякова «Экспериментальная деятельность детей» и т.д.). Предлагает различные интернет – ресурсы, в которых  есть необходимые иллюстрации и т.д.

Поиск информации по теме «Чудесные свойства воды», поиск иллюстраций, загадок, стихотворений, игр для оформления лэпбука

Участие в консультации по работе с лэпбуком, поиск информации, иллюстраций, загадок, подбор материалов  для оформления  лэпбука (кармашки, конверты и т.д.) по теме лэпбука.

3 этап Содержательно-практический

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Организация экспериментальной деятельности детей:

Эксперимент «Пресная и соленая вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, что она бывает пресная и соленая

Эксперимент «Жидкая и твердая вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, при каких условиях вода остается жидкая, а при каких замерзает

Эксперимент «Прозрачная и цветная вода»

Цель: ознакомление детей со свойствами воды, выяснение проблемы: имеет ли вода цвет? Какие вещества она в себя впитывает?

Эксперимент «Яйцо утонет или всплывет»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, подвести детей к понимаю, что вода бывает пресная и соленая. В пресной воде яйцо тонет, а в соленой не тонет.

Эксперимент «Животворное свойство воды»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь другому (веточка дерева)

Эксперимент «Пар – это тоже вода»

Цель: ознакомление детей с процессом конденсации (превращение воды из жидкого в газообразное состояние и наоборот)

Эксперимент «Запах воды»

Цель: выяснить имеет ли какой то запах вода

Эксперимент «Вкус воды»

Цель: выяснить имеет ли вкус вода

Организация интеллектуальной игры для детей, воспитатель задает вопросы, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная вода станет соленой;
  • воду вынести на мороз;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Фиксация результатов эксперимента с помощью схем

Беседы с детьми: «Что мы знаем о воде», «Вода нужна всем». Предложить детям найти информацию о местах на земле где не хватает воды.

Рисование листовок на тему: «Берегите воду!»

Составление сказки «Путешествие капельки»

Дидактическая игра «Какой бывает вода?», «Воздух, земля, вода?»

Консультация для родителей: «Как организовать опыты с водой дома»

Беседа с родителями: «Интересные эксперименты с водой ».

Объединение детей в рабочие группы: исследователи, художники, писатели.

Исследователи: выполняют эксперименты

Художники: зарисовывают схемы проведения эксперимента

Писатели: описывают экспериментальную деятельность, воспитатель фиксирует результаты

Затем при проведении другого эксперимента дети меняются ролями.

Участвуют в экспериментальной деятельности

Рисуют схемы организации эксперимента

Оформление лэпбуков детьми с помощью подобранного материала (иллюстрации, загадки, схемы проведения с результатами экспериментов и т.д.)

Участие детей в интеллектуальных играх

Рассматривание картинок «Вода в природе»

Дети находят информацию о пустынях, о последствиях недостатка воды

Выставка рисунков «Чудесные свойства воды»

Подбор материала для украшения лэпбука

Помощь в подборе материала для дидактических игр

Внесение материалов и иллюстрации для создания лэпбука

Родители помогают детям найти информацию об опытах с водой, проводят опыты дома

Участие в создании лэпбука

Домашнее экспериментирование: «Очищение воды»

Подготовка презентации   «Вода»

Участие  родителей в  совместной с ребенком деятельности: оформление лэпбука, подбор иллюстраций, проведение домашних экспериментов с водой, подбор загадок, стихов и т.д.

Помощь родителей в поиске оборудования для дидактических игр

Помощь в поиске материалов и иллюстрации по теме «Чудесные свойства воды»

Участие родителей в консультации

4 этап Итоговый

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Итоговым материалом является готовый, оформленный  лэпбук. Формой  защиты проекта является рассказ о свойствах воды, детям предлагается рассказать про исследовательскую деятельность, про совместное создание с родителями лэпбука, на страницах которого он может видеть опорные иллюстрации, он может рассказать о результатах эксперимента. Выставка представленного лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды»

Защита проекта

Помощь в создании и оформлении   лэпбуков

Ожидаемый результат:

  1. Совместное создание с воспитателем, детьми и родителями лэпбука на тему: «Чудесные свойства воды»
  2. Презентация детьми совместно созданного лэпбука
  3. Выставка лэпбуков
  4. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.

Описание лэпбука:

Лэпбук (lapbook) или как его еще называют интерактивная тематическая папка - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. 

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Наш лэпбук на тему «Чудесные свойства воды» предназначен для оформления результатов экспериментирования детей с водой, он познакомит детей со свойствами воды, расширит их кругозор, будет способствовать развитию познавательной и поисковой деятельности детей.

В лэпбук входит 13 элементов:

  1. Кармашек «Опыты с водой», предложены различные опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста
  2. Кармашек «Схемы проведения экспериментов»
  3. Мини – книжка «Свойства воды»
  4. Интересные факты о воде «Сколько воды на Земле?», «Где вода прячется в твоем теле?», «Сколько в тебе литров воды?»
  5. Календарь для фиксации проведенных опытов и экспериментов с водой
  6. Блокнотик разрезной с  народными приметами о воде
  7. Конвертик «Дидактические игры»
  8. Книжки гармошки с загадками о воде
  9. Лист сложенный в два раза ( круговорот воды в природе)
  10. Полоса, сложенная в несколько раз, здесь представлены интеллектуальные игры (что будет, если: вся вода исчезнет с Земли; пресная вода станет соленой; воду вынести на мороз; воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.)
  11. Вращающие круги «Кто живет в воде?», «Какие есть свойства у воды», «Где может быть вода?»
  12. Термометр для измерения температуры
  13. На обратной стороне лэпбука оформлена доска с заданиями, где отмечается дата и конкретная работа в этот день.

Информационные ресурсы: 

интернет ресурсы, программа «От рождения до школы», энциклопедии и книги такие как, Николай Ватагин «Над водой, на воде, под водой; Людмила Рыжова «Детское экспериментирование»; Елена Марудова «Ознакомление детей с окружающим миром»; Тугушева, Чистякова «Экспериментальная деятельность детей»; картотека экспериментов, художественная литература.

Материально технические ресурсы:

бумага обычная и цветная, картон, ножницы, степлер, карандаши, краски, шаблоны для оформления содержания лэпбука (кармашки, фигурные кармашки, конверты, движущиеся круги), материал для дидактических игр, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...