Консультация для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Лукьянова Елена Викторовна

О развитии таланта у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

О развитии таланта у детей дошкольного возраста

 

Талант, несомненно, есть у каждого ребенка. Но проблема в том, что не всегда детские способности находятся на поверхности. В большинстве своем таланты скрыты и их нужно развивать. А для этого нужно заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный метод выявления детских талантов.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако, опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству.

Бытует мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обусловливает актуальность этой проблемы.

Но, как бы ни был ребенок одарен, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребенка следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно развивать задатки ребенка, обязательно появятся и способности. Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации детей.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то зачем он это делает, что заставляет его действовать, то есть для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности. Талантливость и одаренность обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить об одаренности ребенка, например, к рисованию, если его этому еще не учили. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у ребенка талант.

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему достичь ее.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Необходимо создать условия для творческого самовыражения, организовать работу с детьми с применением экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Опыт показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и самостоятельный выбор. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, семена растений. Можно рисовать чем хочешь, и как хочешь, даже можно придумать свою необычную технику. Дети раскрывают свои уникальные способности, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

С помощью нетрадиционных техник рисования можно научить детей нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами».

Все педагоги, работающие с детьми, должны работать в тесной взаимосвязи друг с другом, учитывая, что процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Построение плана проводится таким образом, что все виды деятельности детей тоже тесно взаимосвязаны и в единстве своем пробуждают творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее всё новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Успешному решению задач по развитию талантов детей способствует совместная работа с родителями. Необходимо заинтересовать и привлечь родителей к этой работе: проводить индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являются открытые мероприятия по рисованию. Родители видят динамику у детей, как они проявляют инициативу в процессе творчества и всегда прислушиваются к советам, как в домашних условиях помочь ребенку развить свои способности. Чем теснее взаимосвязь педагога, родителей и ребенка, тем больше успехов у малыша.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Рисование является одним из важнейших средств познания, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Список использованной литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой.

2. Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразитель-
ной деятельности»,С-Пб,2009.

3. К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет», М.,2005.

4.Г.П.Есафьева «Учимся рисовать», Ярославль, 2006.

5.О.А.Белобрыкина «Маленькие волшебники или пути к творчеству»,
Новосибирск,1993.

6.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2006.



Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей

О развитии таланта у детей дошкольного возраста

 

Талант, несомненно, есть у каждого ребенка. Но проблема в том, что не всегда детские способности находятся на поверхности. В большинстве своем таланты скрыты и их нужно развивать. А для этого нужно заметить талант малыша, помочь ему в выборе нужного направления, оказать поддержку. Педагогическое наблюдение – главный метод выявления детских талантов.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако, опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми, выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у сверстников, со способностями к творчеству.

Бытует мнение, что талантливые дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако, в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам. Всё это обусловливает актуальность этой проблемы.

Но, как бы ни был ребенок одарен, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Ребенок не терпит давления, притеснения, окриков. С дошкольного возраста ребенка следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества. И если правильно развивать задатки ребенка, обязательно появятся и способности. Главной задачей на пути выявления таланта является создание благоприятных условий для самовыражения и самореализации детей.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то зачем он это делает, что заставляет его действовать, то есть для проявления способностей необходима мотивация. Именно наличие одаренности в сочетании с мотивацией и упорным трудом дают возможность говорить о таланте. Без мотивации одаренный ребенок может так и не проявить свои способности. Талантливость и одаренность обнаруживаются только в деятельности. Нельзя говорить об одаренности ребенка, например, к рисованию, если его этому еще не учили. Только в процессе специального обучения может выясниться, есть ли у ребенка талант.

Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему достичь ее.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Необходимо создать условия для творческого самовыражения, организовать работу с детьми с применением экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками. Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Опыт показывает, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает их многообразие и самостоятельный выбор. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, семена растений. Можно рисовать чем хочешь, и как хочешь, даже можно придумать свою необычную технику. Дети раскрывают свои уникальные способности, они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.

С помощью нетрадиционных техник рисования можно научить детей нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами».

Все педагоги, работающие с детьми, должны работать в тесной взаимосвязи друг с другом, учитывая, что процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Построение плана проводится таким образом, что все виды деятельности детей тоже тесно взаимосвязаны и в единстве своем пробуждают творческую активность, стимулирует воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее всё новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Успешному решению задач по развитию талантов детей способствует совместная работа с родителями. Необходимо заинтересовать и привлечь родителей к этой работе: проводить индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являются открытые мероприятия по рисованию. Родители видят динамику у детей, как они проявляют инициативу в процессе творчества и всегда прислушиваются к советам, как в домашних условиях помочь ребенку развить свои способности. Чем теснее взаимосвязь педагога, родителей и ребенка, тем больше успехов у малыша.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение. Рисование является одним из важнейших средств познания, так как связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Список использованной литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией
М.А.Васильевой.

2. Ю.В.Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразитель-
ной деятельности»,С-Пб,2009.

3. К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка
с детьми 3-7 лет», М.,2005.

4.Г.П.Есафьева «Учимся рисовать», Ярославль, 2006.

5.О.А.Белобрыкина «Маленькие волшебники или пути к творчеству»,
Новосибирск,1993.

6.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...