Рабочая программа “Составные и динамические игрушки как средство развития предметно-игровой деятельности детей раннего возраста
рабочая программа (младшая группа) на тему

антонова оксана николаевна

 

“Составные и динамические игрушки как средство развития

предметно-игровой деятельности детей раннего возраста”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavnye-i-dinamicheskie-igrushki.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

“Составные и динамические игрушки как средство развития

предметно-игровой деятельности детей раннего возраста”

Пояснительная записка

Актуальность:

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить с ними ряд разнообразных действий. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него. В раннем детстве дети начинают различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать. Ребёнок овладевает речью. Игрушки являются неотъемлемой частью его жизни, а так же действенным средством развития личности ребёнка. Вот почему вопрос, как организовать предметно-игровую деятельность детей раннего возраста приобретает особое значение.

Огромную роль в развитии ребёнка раннего возраста занимают составные и динамические игрушки. Так как они обеспечивают познавательную, исследовательскую, двигательную, социально-коммуникационную активность детей.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается в живительный исток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк “пытливости и любознательности”, считал В.А. Сухомлинский.

Цель:

Формирование всестороннего развития детей средством предметно-игровой деятельности,  через использование составных и динамических игрушек.

Задачи:

  • Развивать навыки действия с составными и динамическими игрушками.
  • Формировать любознательность, восприятие окружающих объектов и явлений.
  • Способствовать развитию речи, интеллекта и волевых качеств детей раннего возраста.
  • Формировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, количестве).
  • Развивать пространственные представления о расположении предмета.
  • Вызвать интерес к данной игровой деятельности.
  • Развивать глазомер, крупную и мелкую моторику рук.

Условия:

  • Взаимосвязь предметно-игровой деятельности с другими видами деятельности в жизни детей раннего возраста.
  • Обеспечение предметно-развивающей средой, игрушками.
  • Соответствующая методическая литература.
  • Сотрудничество детей и взрослых.
  • Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
  • Сотрудничество с семьёй.
  • Создание благоприятных условий для данной игровой деятельности, её безопасность.

Нормативно-правовые источники:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российский Федерации”

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013г. N 1155).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

«От рождения до школы» (авторы – А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарёва: М.М. Борисова, Н.Е. Веракса, В.В. Гербова и др.).

Предполагаемые результаты:

  • Дети проявляют интерес к составным и динамическим игрушкам.
  • Знают их название.
  • Умеют действовать с ними и применять в игровой деятельности.
  • Возросла речевая активность детей.
  • Оформлены центры развития.
  • Создана картотека составных и динамических игрушек и игр с ними.
  • Разработан календарно-тематический план по использованию составных и динамических игрушек.

Календарно-тематический план

Месяц

Тема

Цель

Пространственные ориентиры

Сентябрь

Игрушки-каталки

Развивать координацию движений ребёнка, учить различать предметы, которые катятся впереди, сзади, управлять движением.

Центр двигательной активности:

“Грузовичок”

“Зайчик”

“Мишка”

“Черепаха”

Картинки-вкладыши

Ознакомить с предметами окружающего мира.

Развивать настойчивость, сообразительность, мелкую моторику рук.

Центр познания:

“Овощи”

“Фрукты”

“Животные леса”

“Геометрические фигуры”

Октябрь

Качающиеся игрушки

Знакомство со свойствами предметов, развивать внимание, создавать настроение.

Центр познания:

“Мишка”

“Клоун”

“Зайчик”

“Неваляшка”

Парные картинки

Формировать умение находить предметы по типу “Найди такую же”, развить внимание, ознакомить с окружающим миром.

Центр познания:

“Парные коврики”

“Животные”

“Найди пару”

“Фигуры”

Ноябрь

Конструкторы

Формировать умение сравнивать предметы по величине, сравнивать и подбирать.

Развивать моторику рук.

Обогащать представление детей об объектах окружающего мира.

Центр двигательной активности:

“Конструктор напольный Лего”

“Мозаика напольная “Поляна”

“Мягкий конструктор”

“Большой деревянный конструктор”

Игрушки-стучалки

Развить глазомер, мелкую моторику рук, формировать усидчивость,  наблюдательность, координацию движений.

Центр познания:

“Забей гвоздик”

“Сыр и мышки”

“Прыгающие человечки”

“Горка-шарики”

Декабрь

Пирамидки

Развивать любознательность, умение различать предметы по форме, величине, цвету, мелкую моторику рук.

Центр познания:

“Мякиши”

“Музыкальная пирамидка”

“Стаканчики”

“Собачка”

Игрушка-шнуровка

Обогащать словарный запас, знакомство с окружающим миром. Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Центр познания:

“Лимон”

“Завтрак”

“Ёжик”

“Чудо-пуговица”

Январь

Кубики

Развивать мелкую моторику рук, концентрацию внимания, пространственное мышление.

Центр познания:

Кубики-мякиши

“Предметы”

“Жмурки”

“Кубики с картинками”

“Сказки”

Игрушки-качалки

Развивать крупную моторику, координацию движений. Обогащать словарный запас. Создать настроение.

Центр двигательной активности:

“Лошадка”

“Слонёнок”

“Петушок”

“Уточка”

Февраль

Разрезные картинки

Развивать целенаправленное действие у ребёнка. Учить действовать по образцу, доводить начатое до конца. Развивать моторику рук, активную речь, знакомить с окружающим миром.

Центр познания:

“Медвежонок”

“Одежда”

“Рыбки”

“Фрукты”

Игрушки-каталки

Побуждать детей наблюдать за движением игрушки, подражать этим движениям. Развивать пространственные представления о расположении предметов: впереди, позади.

Центр двигательной активности:

“Паровозик”

“Щенок”

“Вертолётик”

“Машина”

Март

Игрушки-вкладыши

Решение задачи для ребёнка, найти для фигуры собственное окошечко. Развивать наблюдение, сравнение, память. Тренировать глазомер, мелкую моторику рук.

Центр познания:

“Ведёрко с фигурками”

“Весёлая черепашка”

“Машинка”

“Домик”

Игрушки двигающиеся

Развивать наблюдательность, сообразительность, внимание, расширять кругозор, обогащать словарный запас. Развивать моторику рук.

Центр двигательной активности:

“Юла”

“Акробат-кувыркунчик”

“Богородская игрушка медведи”

“Паровоз заводной”

Апрель

Конструкторы

Формировать умение составлять из частей целостный объект, развивать мелкую моторику рук, активную речь, самостоятельность, сосредоточенность.

Центр познания:

“Лего дупло”

“Строительные пластины”

“Зоопарк”

“Деревянный конструктор”

Игрушки-лабиринты

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений ребёнка, воображение, память. Расширять кругозор.

Центр двигательной активности:

“Животные”

“Дерево”

“Весёлый медвежонок”

“Коровка”

Май

Игрушки для улицы

Продолжать развивать крупную моторику рук, двигательную активность, целенаправленные действия. Умение взаимодействовать со взрослыми и другими детьми.

Центр двигательной активности:

“Воздушный змей”

“Вертушки”

“Воздушные шары”

“Кегельбан”

Составные игры

Формировать логическое мышление, развивать речь, память, мелкую моторику рук.

Центр познания:

“Мозаика”

“Лото”
“Пазлы”

“Домино”

Развивающая предметно пространственная среда, наполненная составными и динамическими игрушками, используется в разное время дня:

утром до завтрака

между завтраком и занятием

на игре-занятии

на прогулке

во второй половине дня.

В самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности взрослого и ребёнка, индивидуальной работе, образовательной деятельности, режимных моментах.

Целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте:

Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка раннего возраста:

“Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий”;

“Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им”;

“У ребёнка развита крупная моторика, он стремится освоить различные виды движения (бег, лазание, перепрыгивание)”.

Список литературы

  1. Примерная программа воспитания дошкольного образования “От рождения до школы” Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аскарина – М. Медицина 2007 г.
  3. Башлай, Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. Из опыта работы московских педагогов / авт. сост. В.Сетникова. Линка-Пресс, 2005 г.
  4. Губанова Н.Ф. “Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.” – М. Мозаика-Синтез, 2007-2010 г.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013г.
  6. Интернет источник.

Консультации для воспитателей. Сайт для работников ДОУ (Мой детский сад)

“Организация предметно-развивающей среды в группах раннего возраста”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через  театрализованную деятельность....

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамма...

"Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста"

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития...

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....