Передовой педагогический опыт в практику работы детского сада
статья (младшая группа) на тему

Степанищева Екатерина Сергеевна

Базовая модель опыта:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovaya_model_opyta.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Передовой педагогический опыт

 в практику работы детского сада

Степанищевой

Екатерины Сергеевны

 

Базовая модель опыта:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Автор опыта: Степанищева Екатерина Сергеевна

Адрес опыта: МБДОУ детский сад № 6 «Солнышко» города Жердевки Жердевского района  Тамбовской области

Тема опыта: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Актуальность и перспективы развития опыта: В данное время отмечается резкое снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что, начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников:

    Противоречие

           Проблема

             Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи  в  сфере воспитания

Падение духовно-нравственных устоев семьи

  • Вовлечение родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия.
  • Организация работы с родителями под девизом: «Их знание и любовь к Родине должны передаваться детям».

2. В общественном сознании  получили широкое распространение  равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому  долгу  и служению Родине

  1. Социальное  расслоение общества
  2. Низкая  гражданская активность людей
  • Формирование  личного отношения к фактам, событиям, явлениям  в жизни города, создание условий  для активного   приобщения детей  к социальной действительности.
  • Привлечение  детей  к участию   в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, с традициями и наследием родного края.
  • Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.
  • Осознанный отбор методов,  ознакомление  детей с родным городом,  прежде  всего повышающих  их познавательную и  эмоциональную активность.

Теоретическая база опыта: Теоретические основы патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируются на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и сформулированы следующим образом:

  • нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается, как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
  • понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
  • нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным, по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
  • в роли первоосновного субъекта патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к родине;
  • истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Проблема воспитания любви к родному краю неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили: Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, семье, к истории и культуре страны.

Технология и методология опыта: Учитывая значимость данной проблемы основной целью работы является:

Приобщить ребенка к культуре своего народа; воспитывать уважение к наследию, гордость за землю, на которой живет.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, городу.
  2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
  3. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
  4. Воспитывать уважение к труду.
  5. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Использую методы работы с детьми: 

  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Познавательная образовательная деятельность по темам
  • Беседы о родном селе, районе, области.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
  •  Экскурсия  и возложение цветов к монументу погибшим воинам, минута молчания.
  • Чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества.
  • Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  • Участие  в фольклорных праздниках, праздничных утренников.  

         

      Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, формированию нравственных ценностей. В рамках данной темы мною:

- Составлен перспективный план работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию;

- Составлен перспективный план работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию;

 - Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с большой и малой Родиной, городом Жердевка (улицами, достопримечательностями, социальными объектами), растительным и животным миром нашего края, символикой Тамбовской области и города Жердевки.

- Разработан цикл экскурсий (детская библиотека, краеведческий музей, улицы города Жердевки, социальные объекты, памятные места), которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.

- Оформлены фотостенд: «Природа родного края», посвященный 75-летию Тамбовской области, электронный фотоальбом «Достопримечательности города Жердевка.

- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

- Оформлены  выставки рисунков и фотографий к тематическим праздникам.

       Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о стране, родном крае.  Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем районе, я провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы, план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Роль семьи в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника». Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей  выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за нравственное становление своих детей.

    В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (город, район, область, страна).

    Знакомство с родным городом Жердевка осуществляла на занятиях познавательного характера. На занятии «Путешествие по родным местам» дети узнали об особенностях расположения (на берегу реки), о социокультурных объектах (детская музыкальная школа, библиотеки, краеведческий музей и т.д.), о достопримечательностях. Более подробно познакомиться с городом позволило занятие «Улицы нашей станицы». Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Вместе с родителями дети обращались в библиотеку  для получения информации. На занятии дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии возникновения некоторых названий. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города , уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашей станице и районе дети получают на таких занятиях как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш район. Представления о жизни людей нашего города дети так же получают во время экскурсий, в процессе повседневных наблюдений, в играх.

       Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Целевые экскурсии к  школе, на почту , в кинотеатр помогают детям  понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях станицы.

       Бываем с детьми в парке у памятного знака воинам-землякам, у вечного огня. Им рассказываю о истории нашего города, показываю фотографии.

        Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

     Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашей станице, о людях нашего края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

      Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, но и воспитание  уважительного отношения к людям труда, людям, увлеченным интересным делом. Дети знакомятся с работами народно-прикладного искусства.

       Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Во все времена года дети бывают в парке В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, почв. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц.      Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Тамбовской  области. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу.

     Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен  уголок родного края. Предметно-развивающая среда в группе представлена следующим образом: карта  России, карта Тамбовской области, глобус, символика: гербы, флаги города, области, страны; фотоальбом «Достопримечательности города Жердевки»; альбом: «Картины родной природы»; Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наши соседи»,    «Кто живет в Тамбовской области», «Что растет в Тамбовской области», «Времена года», «Планета  Земля и ее жители», «Напиши  правильно адрес», «Угадай по  описанию»; атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Мы - строители», «Дорожное движение», «Говорящие знаки»  и т.д.

    Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т.д. Но по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое и настоящее родного города, района. Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины.

        Наш детский сад расположен в непосредственной близости с краеведческим музеем  Жердевкого района. При посещении  музея дети знакомятся с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними. В музее представлены различные старинные предметы: коромысло, ухват, прялка, рубель, светец, предметы посуды – горшки, кринки, бутыли, миски, настоящая люлька, самовары, домотканые коврики, занавески, подзоры, рушники, предметы одежды. Дети не просто смотрят на старинные вещи, но имеют возможность «окунуться» в атмосферу быта. В музее знакомим детей с устным народным творчеством и искусством. В комнате старинного быта звучат и поются русские народные песни, заклички. Музей – первая ступенька в приобщении ребенка-дошкольника к музейной педагогике.

       Была проведена предварительная подготовка детей к общению с предметным миром культуры и истории малой Родины. Она связана с формированием музейной культуры. Были выработаны определенные правила и нормы поведения:

- не шуметь, «Слушай сам и дай слушать другому»;

- экспонаты не трогать,    «Сохрани историю для других»;

- будь доброжелателен по отношению к другим, «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой».

       Познакомила детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь». Дети были готовы к восприятию музейной информации.    

Образовательный материал разделила на пять блоков: «Я и моя семья», «Детский сад», «Родной город и родная природа», «Родная страна. Культура страны», «Права и обязанности (конституция)  

  Блок «Я и моя семья»
-
НОД по ознакомлению с окружающим «Я и мое тело», «Моя любимая семья»; «Цветик-семицветик», «Я есть!», «Да здравствуют дети на всей планете»; «Пожалей, не делай больно», «Образ матери» и др.
-
дидактические упражнения, игры: «Построй семью», «Что делает мама?», «Кому это нужно», «А что у вас?» и др.
-
сюжетно-ролевые игры: «Мой день рождения», «В гости к бабушке», «Семья»
-
составление рассказов: «»Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье» и т.п. 
- рассматривание картин, иллюстраций: «Бабушкины помощники», «Мамин праздник» и др.
- праздники: «День матери», «Мама лучше всех на свете»
-
чтение произведений о семье.

Блок «Детский сад»

- экскурсии, прогулки в помещениях детского сада;

- учеба по ориентировке на территории и в помещении детского сада;

-мероприятия по трудовому десанту: «Самый чистый участок детского сада», «Вышли труженики на огород» и др.

- практические занятия по правилам дорожного движения: «Я пешеход», «Наблюдение за работой светофора», при экстренных ситуациях, по пожарной безопасности и др.

- беседы: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке», «Ядовитые растения и грибы», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»

 и др.

- продуктивная образовательная деятельность: рисунки на темы: рисование «Будь внимателен на дороге!» «Осторожно, гололёд!», «Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»; аппликации на темы: «Какие бывают автомобили» «Три глаза светофора», «Пешеходный переход» и др.;

- конструирование на темы: «Заборчик», «Моя любимая игровая площадка», «Строительство детского сада», «Подарю цветок сотрудникам детского сада» и др.

-чтение художественной литературы по данной тематике

Блок «Родной город. Родная природа»

- НОД на темы: «Большая и малая Родина», «Нет милей и краше Родины нашей», «Красота родного края» и др.

- целевые прогулки в разные времена года: «Осень на участке детского сада», «Волшебница зима», «Весна Красна», «Лето красное»;

- рассматривание деревьев, кустарников, растущих в нашем городе;

- игровые упражнения: «Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?»;

- дидактические игры: «Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных», «Чей хвост», «Узнай птицу», «Что растет в лесу»

- конкурс загадок о растительном и животном мире;

- знакомство с Красной книгой Тамбовской области;

-беседы: «Что растения лечат», «Почему нельзя кричать в лесу»,  «Зачем нужны деревья» и др.;

-рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов,

- презентации для детей на темы : «Животные разных стран», «Домашние животные и птицы», «Времена года», «Правила поведения в городе» и др.;

- составление кодекса правил поведения в лесу:

- экскурсии по родному городу;

-знакомство с флагом и гербом города Жердевка;

- посещение детской библиотеки, районного краеведческого музея;

- чтение произведений И.Бунина, А.Пушкина, А.Плещеева, Е.Трутневой, Г.Скребицкого, В.Бианки

Блок «Родная страна»

- НОД на темы: «Государственные символы», «Кто основал Москву», «Моя Родина - Россия»,
- знакомство с глобусом, картой;
-
знакомство с символами России (герб, флаг, гимн)
-
знакомство с российскими городами, столицей;
-
знакомство с известными людьми, защитниками Отечества (богатыри, солдаты);
-знакомство
со знаменитыми датами, государственными праздниками;
-
дидактические игры: «Узнай свой флаг», «Собери элементы, составляющие герб страны»;
-
рассматривание иллюстраций воинов различных родов войск;
-
составление рассказов по картине «Храбрый танкист»;
-
чтение былин о русских богатырях;
-
тематические праздники: «Знаем! Помним! Не забудем!», «Боевая слава нашего народа», «Масленица», «Веселые старты», «Будущие защитники Отечества»  и др.
«Культура страны»
- НОД на темы: «Семейные обычаи на Руси»; «Делу время – потехе час», «Сказочная Гжель», «Сервизы нас порадуют и позовут на чай», «Коса – девичья краса»
- знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, небылицами, загадками;
- знакомство с праздниками и обрядами: «Встреча Нового года», «Рождество», «Пасха» и др.;
-
знакомство с народным декоративно- прикладным искусством;
- беседы
на темы: «Наши предки славяне», «Как жили люди в деревне Чибизовка», «Отражение русских традиций в национальном костюме», «В русской горнице», «Мастера земли русской», «Наша добрая матрешка», «В гостях у городецких мастеров», «Культура и традиции русского народа»
-  
рассматривание иллюстраций: «В русской горнице», «Народное декоративно-прикладное искусство».
 Блок «Права и обязанности»
- театрализованная игра показ сказки «Заюшкина избушка»
- настольные игры «Знаешь ли ты сказки?» («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей»), «Веселые числа», «Назови меня», «Экскурсия по городу»
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вкусные булочки», «Телефонный разговор», «Путешествие на теплоходе», «Путешествие на теплоходе», «Дом книги»
- строительная игра «Моя улица»
- дидактические игры «На кого я похож?»,  «Кому что нужно для работы?», «Узнай свою маму», «Разноцветная карусель», «Какой я по счету?»
- музыкально – дидактические  игры «Дедушка Мазай, из избушки вылезай»,  «Догадайся, кто поет»
- самостоятельная игровая деятельность «Найди свою семью»,  «Разные профессии», «Гримерная и костюмерная мастерская».
- словесные игры  «Отдыхаем вместе с мамой и папой», «Волшебные очки», «Давайте познакомимся», «Необычные часы»
- Игра у компьютера «За чашкой чая»
- подвижная игра «Я знаю пять ласковых имен девочек (мальчиков)»
- интеллектуальная игра «Что? где? когда?»
-
совместные праздники с родителями: «День матери», «Папы- Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенины».
-   рисование: «Как я помогаю маме»,  «Как обо мне заботятся мои родители». портретная галерея «Я и ... моя семья».

Адресная направленность: Опыт своей работы по патриотическому воспитанию дошкольного возраста рекомендую педагогам /как творчески работающим, так и начинающим/ интересующимися данной темой, желающим найти ответ на вопрос: готовим ли мы очередное подрастающее поколение патриотами родной земли?

В любом случае возможен комплексный подход к освоению патриотизма. Но реальная деятельность, живые интересы и возможности, местные условия работы, безусловно, породят и другие организационные формы. Целью их всегда должно быть одно и главное – интересы детей, забота об их здоровье и благе.

Заключение Опыт работы убеждает  в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной  работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.

Я уверена, что единство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполняет детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт - показатель работы детского сада

Статья адресована старшим воспитателям, а также в помощь педагогам  по организации и оформлению передового педагогического опыта...

Презентация мастер-класса для педагогов "Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада"

ull;Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи не...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада.

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада...

Публикация в сборнике "Квест – игра в практике работы детского сада»

в статье рассматривается роль квест-игры в создании  возможности для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду, сделать ее необычной, запоминающейся,увлекатель...

«Инновационные технологии. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взросл...

Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению разли...