Реализация образовательной области «Физическое развитие» на занятиях физической культурой в БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары» в соответствии с ФГОС
статья на тему

Троицкая Юлия Александровна

ФГОС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая различные образовательные области, одно из них «Физическое развитие», о котором и будет идти речь в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_troitskoy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация образовательной области «Физическое развитие» на занятиях физической культурой в БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары» в соответствии с ФГОС

В нашей стране происходит обновление системы образования с целью повышения качества, доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время в образовательных, том числе, дошкольных учреждениях, установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) [1].

ФГОС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая различные образовательные области, одно из них «Физическое развитие», о котором и будет идти речь в данной статье.

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и учредитель. Семья рассматривается как полноценный участник образовательного процесса. Данный Стандарт направлен на ребенка. Поэтому образовательная работа по «Физическому развитию» строится с учетом потребности детей и заказов родителей [4].

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детьми в следующих видах деятельности:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [4].

На занятиях, в ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы, воспитатель имеет возможность рассматривать с детьми вопросы культуры здоровья, основы здорового образа жизни, правила здоровьесберегающего поведения, что содействует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью [2].

В ФГОС прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по «Физическому развитию», а так же требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка).  

Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, может и не достигнуть, в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Диагностика физического развития детей в процессе педагогического наблюдения осуществляется только для внутреннего пользования. Поэтому инструктор по физической культуре проводит диагностику воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития [4].

Анализируя ФГОС можно сделать вывод: что образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она объединяется с другими образовательными областями.

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателю и инструктору по физической культуре. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков [2].

БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары» работает по программе «Радуга», на основе которой педагоги разработали свою основную образовательную программу (ООП).  Реализация образовательной области «Физическое развитие» на занятиях физической культурой в соответствии с ФГОС ведется на основе данной программы с применением парциальной программы  Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» и авторских разработок таких как: Соколова Д.П. «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников»; Харченко Т.Е. «Спортивные праздники в детском саду» и многое другое, все их научные статьи и методические пособия разработаны в соответствии с ФГОС и раскрывают все основные образовательные задачи, которые прописаны в Стандарте [3].

В нашем детском саду реализуется образовательная область «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ведется по трем направлениям:

1. Улучшена и продолжает улучшаться материально-техническая база: закуплено современное игровое и спортивное оборудование в групповые комнаты, спортивный зал и на спортивный участок (соответствует ФГОС, СанПиН), литературное пособие для педагогов по которым разрабатывается ежедневное планирование, дидактический материал;

2. Постоянно планируются в сочетании с другими образовательными областями:

- утренние гимнастики в соответствии с возрастом, главная цель которых – приобретение бодрости, поддержка идеального физического здоровья, применяются различные методики: игровой стретчинг (растягивание определенных мышц, связок и сухожилье), профилактика формирование правильной осанки и плоскостопия;

- непосредственная образовательная деятельность в зале и на свежем воздухе (в каждой группе, начиная со 2-й младшей, в неделю 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на свежем воздухе), на свежем воздухе проводятся занятии только в игровой форме, во всех группах, для пробуждения интереса к занятиям физической культурой;

-физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые включают в себя:

 физкультурные досуги, цель которых – провидение активного отдыха детей (в каждой группе, со 2-й младшей, проводится 1 раз в месяц) чаще театрализованные такие как: «Теремок», «Колобок», «Веселый клоун», «Игры с Петрушкой»  и многое другое;

 спортивные праздники, цель которых – доставить удовольствие детям и родителям от участия в спортивных состязаниях, тем самым побуждать интерес к здоровому образу жизни (раз в квартал), проводится как в обычной форма, так и совместно с музыкальным руководителем: «Быть здоровым - здорово», «Новогодние сюрпризы», «Защитники отечества», «День победы» и многое другое;

 тематические занятия, целью которых является – помочь детям во всестороннем развитии, соответствующие с календарно-тематическим планированием детского сада такие как: «Зимние виды спорта и игр», «Путешествие в космос», «На птичьем подворье» и многое другое;

3. Ведется работа с родителями в разных формах сотрудничества:

- спортивные праздники с участием родителей, папки передвижки на темы: «Что должен уметь ребенок в три - четыре года, в пять – шесть лет», «Здоровый образ жизни», «Спортивные игры летом» и многое другое;

- брошюры на темы: «Спортивная одежда для ребенка», «Стадион дома», «Воспитание правильной осанки у ребенка» и многое другое;

- индивидуальные и групповые консультации родителей на темы: «Бережем здоровье с детства», «Игры на прогулке с ребенком» и многое другое.

Инновационной деятельностью нашего детского сада является открытие консультативно-диагностического пункта по оказанию помощи родителям детей с ОВЗ, где задачами инструктора по физической культуре является: 1. оказание помощь родителям в диагностики физического развития ребенка, 2. разработка методических рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации для родителей.

Так же в дальнейшем планируются открыться кружки для детей на базе детского сада:

- плавание с целью - гармоничного развития и закаливания всего организма детей;

- фитбол-аэробика с целью – развития двигательных, вестибулярных, зрительных и тактильных анализаторов.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что здоровье ребенка находится в руках взрослого, будь то родитель, педагог или учреждение.

Список литературы:

  1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» г. Москва 2017, ссылка: https://sdo-journal.ru;
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» г. Москва 2017, ссылка: http://deti-club.ru;
  3. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду». И. – МОЗИЛА-СИНТЕЗ, г. Москва 2016
  4.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса при реализации образовательной области «Познавательное развитие» на основе приобретения опыта детьми старшего дошкольного возраста в соответствующих видах деятельности»

Схема развития любого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности с взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятел...

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи....

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для воспитателей на тему: «Реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

ЦельВыявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей дошкольного возраста.Задачи• Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе• Проа...

Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"

Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...