ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС практического психолога в системе образования
материал на тему

Балабанова Елена Викторовна

Знакомит с положениями этического кодекса психолога в системе образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskiy_kodeks.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС 
практического психолога в системе образования 

1. Общие положения 

1.1. Настоящий этический кодекс практического психолога в системе образования (в дальнейшем — Кодекс) является составной частью Муниципального положения о службе практической психологии в системе образования. 

1.2. Кодекс упорядочивает вопросы профессиональной этики педагога-психолога, что подразумевает реализацию специфических нравственных требований, норм поведения во взаимоотношениях в профессиональной деятельности. 

1.3. Кодекс регулирует взаимодействие педагога-психолога образовательного учреждения с другими участниками учебно-воспитательного процесса, определяет его отношение к профессиональной деятельности и к собственным профессионально значимым качествам. 

1.4. Под участниками учебно-воспитательного процесса (УВП) понимаются: 

— дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, в дальнейшем именуемые «ребенок»; 
— родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.), в дальнейшем именуемые «родители»; 
— учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, администрация образовательных учреждений, в дальнейшем именуемые «педагог». 

1.5. Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект 1995 г.), Международных актов в области защиты прав ребенка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и решений региональных и муниципальных органов управления образованием. 

1.6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления для всех участников учебно-воспитательного процесса (детьми, родителями, педагогами). Педагог-психолог не только не препятствует их желанию изучить кодекс, но и стремится максимально информировать участников УВП о его содержании. 

1.7. Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.

1.8. Изменения и дополнения в кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и психологических служб образовательных учреждений; изменения и дополнения утверждаются общественными профессиональными объединениями. 

2. Правила взаимодействия педагога-психолога с участниками учебно-воспитательного процесса 

2.1. Общие правила 
Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику УВП; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать. 
Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника УВП, независимо от его возраста, социального статуса и др. 
Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы. 
Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей. 
Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий. 
Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности
Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств. 
Формировать адекватное представление о работе практического психолога, областях его деятельности и компетентности. 

2.2. Правила взаимодействия педагога-психолога с ребенком 
Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть. 
Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям. 
Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы.
Проводить индивидуальную психологическую работу с ребенком до 14 лет с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому). 
Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т.д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации

Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей. 

2.3. Правила взаимодействия педагога-психолога с родителями 
Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с психологом. 
Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка. 
Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления психологического сопровождения развития ребенка. 
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики 
и т.д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка


2.4. Правила взаимодействия педагога-психолога с педагогами 
Помогать педагогам в защите прав ребенка и его личного достоинства. 
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с педагогами. 
Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами. 
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с педагогом (результатами диагностики и т.д.), третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия педагога. Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений. 
Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога. 

3. Требования к профессиональным качествам психолога 

3.1. Правила профессионального самоотношения 
Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности. 
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность. 
Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите. 
Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены. 
Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием. 
Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту, психиатру). 
Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов

3.2. Качества, способствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога 
Социально-психологическая компетентность как способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, как умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. 
Способность к индивидуализации как умение различать индивидуальные черты личности и в соответствии с ними изменять процесс взаимодействия (например, при модификации коррекционно-развивающих программ). 
Эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию другим людям, к пониманию их состояния, как готовность оказать им посильную помощь (предполагает определение возможных путей выхода). 
Способность к саморегуляции как умение управлять собственным эмоциональным состоянием и мобилизовывать психические функции. 
Рефлексия как способность осознавать собственные потребности и мотивы, анализировать свои мысли, чувства и поступки, как способность к самопознанию. 
Толерантность как стрессоустойчивость, как отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы (проявляется в выдержке, самообладании). 
Эрудиция как общая информированность о различных областях жизнедеятельности общества и человека. 

3.3. Факторы, препятствующие профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога 
Низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии. 
Недостаточная выраженность профессионально значимых качеств (см. п. 3.2.). 
Отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса. 
Неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения. 
Стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность. 
Оценочное отношение к личности и точкам зрения. 
Стремление к самоутверждению посредством клиента. 
Неадекватное видение своих прямых действий и их результатов. 
Отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этический кодекс психолога

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога-психолога службы практической психологии образования РоссииПринят на Всероссийском съезде практических психологов образования,проходившем в мае 2003 г. в г. М...

Документация педагога- психолога в системе образования России

Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности, необходимые в работе педагога- психолога в образовательной деятельности. Составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания ...

Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 N 636 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

В целях развития и совершенствования психологической помощи участникам образовательного процесса приказываю:1. Утвердить прилагаемое Положение о службе практической психологии в системе Министер...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Составители: Аксютенко О.С., Боровская З.Н., Грязева Н.М., Княжевская И.В., Концевая О.Ю., Лишаева Л.А., Лукашова Н.В., Серкова М. А. В сборнике представлены материалы, необходимые для организации и о...

Статья_ Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал.

Публикация: Агавелян О.К., Бочкарева Т.О., Черкашина Т.А. Некоторые проблемы современной системы образования детей с нарушениями развития//Мир педагогики и психологии: международный научно-практически...

Сборник методических материалов для педагога-психолога в системе дошкольного образования (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)

Сборник  методических материалов  для  педагога-психолога  в системе дошкольного образования(в соответствии с требованиями  ФГОС ДО)...