Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи.
статья (старшая группа) на тему

Денисенко Ирина Леонидовна

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи.

Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

- уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи педагога;

- совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм;

- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

- Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

- Практикум «Проверьте свою грамотность».

-  Рефлексия.      

Ход семинара

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

        Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

      Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Основные направления работы по формированию речевой компетентности:

  • Развитие связной речи;
  • Обогащение и развитие словаря;
  • Формирование правильного произношения;
  • Развитие грамматически правильной речи;
  • Обучение грамоте;
  • Ознакомление с художественной литературой.

Основной принцип организации работы по развитию речи – это принцип комплексности. Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно). Всегда: работа над лексикой и грамматикой, работа над связной речью и звуковая культура. Но! С учетом возраста детей и приоритетности речевых задач.

Прежде, чем мы начнём наш семинар, предлагаю вам провести разминку и выполнить упражнение 

«Нас с вами что-то объединяет».

(Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д. Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен», если он согласен, или: «Я подумаю», если не согласен, и продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.

 

 А что же происходит на самом деле? Давайте представим, что у нас есть Чемодан Недостатков.  (На доске вывешивается изображение чемодана). В нём находятся типичные недостатки, возникающие при организации и проведении речевых занятий. Подумайте и напишите, какие проблемы в нём могут находиться. (Воспитатели пишут и приклеивают на изображение чемодана свои варианты).

Словесная карусель

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы. 

Синонимы:

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Радость – веселье, праздник, событие.

Антонимы:

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.  

“На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

Задание: Вспомнить понятия русского языка и назвать, одним словом.

Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически. (Предложение).

Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. (Антонимы).

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. (Суффикс).

Все слова языка. (Лексика).

Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (Фонетика).

     “Родственные (однокоренные) слова”.

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Лед – ледок, льдинка, льдина, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

“Почему так называется?” (Этимология).

Задание: Объяснить, почему так называются растения.

Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой

существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжѐнности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение

А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.

Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс)

Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и подпрыгнуть вверх) –

Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца).

А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трѐм руками глаза – просыпаемся)

Любят долго потянуться (потягиваемся, обязательно зевнуть, зеваем и прикрываем ладонью рот)

Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону).

А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)

И легонечко подпрыгнуть (прыжки).

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,

Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,

То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,

Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую).

А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой) –

Начинаем всё сначала (руки на пояс!)

Подскажите слово.

Задание: Предложить каждой команде по цепочке добавить слово, продолжить диалог:

Кошка мяукает, а воробей…

Соль в солонке, а масло…

У лошади хвост лошадиный, а у собаки…

У ребенка рука, а у куклы …

Медведь спит в берлоге, а волк…

У кошки котята, а у слонихи…

У собаки щенята, а у жирафа…..

Корова мычит, а собака…

Цыпленок желтый, а курица…

Курица кудахчет, а утка…

Заяц пушистый, а слон…

У коровы рога, а у козленка…

У голубя перья, а у лисы…

Воробей маленький, а орел…

У зайчихи зайчонок, а у индейки …

Клест – зимующая птица, а лебедь…

Олень – рогатый, а волк…

Воробей чирикает, а ворона…

Сокол летает, а страус…

У белки дупло, а у лисы...

     Найдите похожие по звучанию слова:

Задание: Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол,

Халат – салат,

Елка – иголка,

Белка – стрелка,

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо,

Огурец – продавец,

Дворец – певец,

Пирог – творог,

Ворона – корона,

Топор – забор,

Нора – дыра.

Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать,  балуешь, избалованный, мышление,  эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …_________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …_________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …_________________________________________

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …_________________________________________

______________________________________________________________

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Новониколаевский детский сад «Гнездышко»

Семинар практикум

По развитию речи дошкольника

Воспитатель: Денисенко И.Л


2015-2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для молодых воспитателей "Речевое развитие детей на разных возрастных этапах"

обучение молодых воспитателей правильному проведению речевого занятия и планирования одного дня....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие речи как основной фактор готовности к обучению детей в школе»

Речь – это основное средство общения, важнейший фактор и стимул интеллектуального, эмоционального развития личности. Речь взрослого человека – это его визитная карточка. Речь реб...

семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» (теория)

данный материал будет полезен воспитателем, работающим по теме Речевое развитие детей посредством театрализованных игр...

семинар-практикум «Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка» (практическая часть)

данный материал будет полезен воспитателем, работающим по теме Речевое развитие детей посредством театрализованных игр...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие речи детей раннего возраста через мелкую моторику рук»

Цель: показать родителям методы и способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2-3 года) в домашних условия.Задачи: - сформировать у родителей представление о важности...

семинар-практикум 2020 «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Повышение педагогических знаний работников дошкольного учреждения в вопросах развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм в пед...