План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме

Горынина Лариса Владимировна

Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Рабочая программа кружка

«Культура народов России

в детском творчестве»

Подготовительной «В» группы

     

                                                                                          Составители программы:                                

                                                                                          Иванова С.А.

                                                                                          Горынина Л.В.

        

Пыть-Ях, 2016г

Пояснительная записка

Вид кружка: Познавательно - творческий

Программа духовно-нравственного направления

Программа рассчитана для детей 6-7 лет

Срок реализации - 1 год

Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия - 30 минут, во вторую половину дня.

Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Актуальность кружка.

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К.Суслова.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.

Практическая значимость:

  • Создание в группе  музея национальной культуры, национальной одежды народов Южного Урала;
  • Пополнение картотеки подвижных игр играми народов Южного Урала (русских, татар, башкир и т.д.);
  • Размещение материалов на сайт детского сада.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов;
  • Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
  • Приобщать детей и родителей к играм народов;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Идея кружка: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел кружка: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Создание условий в группе:

- Создание  в группе музея национальной культуры;

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- Приобретение необходимого дидактического материала;

- Создание игротеки игр разных народов;

- Обеспечение условий для развития толерантности;

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

Средства реализации кружковой работы:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- этнические мини-музеи.

Тематическое планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Месяц

Тема:

Часы

1

сентябрь

Русский народ: культура, традиции и обычаи

1ч.

2

октябрь

Украинский народ: культура, традиции и обычаи

3

ноябрь

Молдавский народ: культура, традиции и обычаи

4

декабрь

Ханты манси: культура, традиции и обычаи

1ч.

5

январь

Татарский народ: культура, традиции и обычаи

1ч.

6

февраль

Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

1ч.

7

март

Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

1ч.

8

апрель

Кумыкский народ: культура, традиции и обычаи

1 ч

9

май

Таджикский народ: культура, традиции и обычаи

1 ч

10

Итого:

9 ч.

Перспективное планирование на 2016-2017 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Номер занятия и дата проведения

Тема занятия

Содержание

сентябрь

Русский народ: культура, традиции и обычаи

1

02.09

Открытие кружка «Культура народов России в детском творчестве».

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Культура народов России в детском творчестве».

2

09.09

Русский народный фольклор.

Знакомить  детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

3

16.09

Русский народный костюм (орнамент).

Рисование: «Русский народный костюм»

Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

4

23.09

Декоративно-прикладное искусство.

Аппликация: «Цветы гжели»

Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымков). Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

5

30.09

Знакомство с русской народной игрушкой. Изготовление традиционной «куклы – пеленашки».

Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями. Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки». Развивать внимание, творческие способности детей.

октябрь

Украинский народ: культура, традиции и обычаи

6

07.10

Традиции и обычаи украинского народа. Украинские приметы и суеверия

Развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства; познакомится с традициями и обрядами украинского народа

7

14.10

«Украинский костюм»

Презентация украинских костюмов на компьютере.

Рисование: разукрась украинский национальный костюм.

Формирование у детей представлений об украинском народном костюме,  познакомить с историей украинского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к украинскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

8

21.10

Изучение украинских подвижных игр. « Высокий дуб», «Колдун».

Познакомить детей с украинскими народными играми. Познакомить с основными правилами игр и приемами проведения  подвижных игр. Воспитывать здоровый образ жизни через подвижные народные игры.

9

28.10

Украинское декоративно-прикладное искусство. Картины из пасынок и домашние обереги. Рисование: Петриковская роспись.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов. Побуждать составлять узоры по мотивам Петриковской росписи (региональное декоративное искусство), совершенствуя умение ритмично располагать элементы и рисовать кистью разными способами (всем ворсом и концом кисти); Формировать желание создавать узоры на листах бумаги в форме народного изделия (посуда, одежда). Воспитывать интерес к народному искусству, любовь и уважение к народным традициям.

ноябрь

Молдавский народ: культура, традиции и обычаи        

10

04.11

Молдавские традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи молдавского народа»

Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ)

11

11.11

Знакомство с молдавскими сказками: «Волшебный колокольчик», «Легенда о ласточке»

Познакомить детей с молдавскими  народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям.

12

18.11

Молдавский  народный костюм (орнамент).

Рисование: «Молдавский  народный костюм»

Познакомить детей с культурой молдавского народа. Знакомить с молдавским национальным костюмом, особенностями орнамента. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

13

25.11

Презентация «Молдавский национальный праздник «Мэрцишор». Изготовление из ленточек мэрцишоров.

Познакомить детей с молдавским национальным праздником «Мэрцишор». Научить детей изготавливать праздничное украшение мэрцишор.

декабрь

Ханты манси: культура, традиции и обычаи

14

02.12

«Хантыйский фольклор» (загадки о природе, загадки о животных, хантыйские легенды)

Познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор, развивать познавательный интерес.

15

09.12

«Путешествие в хантыйскую сказку»

Формировать у детей представления о традициях народов Югры, способствовать развитию интереса к коренным народам ханты и манси, через чтение национальных сказок.

16

16.12

Хантыйские орнаменты

Рисование  «Украшение одежды хантыйским орнаментом»

Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо». Развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных  силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Способствовать воспитанию  у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров.

17

23.12

Изготовление  куклы «АКАНЬ» народа Ханты

Знакомство с традиционной куклой народа ханты и последовательностью её изготовления.

18

30.12

Знакомство с национальным  праздником народов Севера.  Ханты-фольклорный праздник «Вороний день»

Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – «Вороньего дня». Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности к родному краю.

январь

Татарский народ: культура, традиции и обычаи

19

13.01

Знакомство с культурой и одеждой Татарского народа

Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка.

20

20.01

Чтение татарских народных сказок:  «Красная шапочка», Ш. Перро. Показ  татарской народной сказки «Три дочери».

Познакомить детей с татарскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

-  поддерживать интерес к литературным произведениям.

21

27.01

РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Татарском национальном костюме.

Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства татарского народа, воспитывать уважение к   национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности, упражнять детей в рисовании фигуры человека.

февраль

Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

22

03.02

Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).

Башкирская народная игра “Липкие пеньки”

Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций.

23

10.02

Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов.

РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Башкирском национальном костюме.

Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства башкирского народа, воспитывать уважение к   национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности, упражнять детей в рисовании фигуры человека.

24

17.02

Познакомить с народный праздником «Сабантуй»

 Народная подвижная игра  «Юрта».

Расширять знания детей о народных   праздниках включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал башкирского народа. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными и народными праздниками.

март

Чеченский народ: культура, традиции и обычаи

25

03.03

Познакомить детей с культурой и традициями чеченского  народа (костюмы, песни, танцы, обычаи).

Познакомить детей с традициями чеченского народа. Расширить  представления детей об окружающем мире. Обогатить  представление детей о традициях и культуре народов.

26

10.03

Знакомство с детскими чеченскими сказками: «Волк и баран», «Мышки-подружки», «Спасибо сказанное ветру»

Познакомить детей с чеченскими народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям.

27

17.03

Знакомство с чеченскими народными подвижными играми: «Уточка».

Познакомить детей с чеченскими народными играми. Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера.

28

24.03

Знакомство с традиционными народными промыслами и ремёслами Чечни.

«Лепка декоративной посуды»

Приобщать  к истокам  национальной культуры  на  примере  изучения  искусства  чеченского  народа, воспитывать  уважение  к   национальному  искусству. 

Продолжать учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

29

31.03

Чеченский   народный костюм (орнамент).

Рисование: «Чеченский  народный костюм»

Познакомить детей с культурой чеченского  народа. Знакомить с чеченским  национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение.

апрель

Кумыкский народ: культура, традиции и обычаи

30

07.04

Познакомить детей с культурой и традициями кумыкского  народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).

Познакомить детей с культурой и традициями кумыкского  народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций.

31

14.04

Знакомство с народными Кумыкскими сказками: «Друзья пастуха», «Сорок братьев»

Познакомить детей с кумыкскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям.

32

21.04

«Кумыкский костюм и орнаменты»

Презентация кумыкских  костюмов на компьютере.

Рисование: «Кумыкский костюм»

Формирование у детей представлений об кумыкском народном костюме, познакомить с историей кумыкского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к кумыкскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами, красками.

33

28.04

Знакомство с кумыкскими народными играми: П.И. «Гусь», «Джавган  топ», «Белый тополь-зелёный тополь»

Продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

май

Таджикский народ: культура, традиции и обычаи

34

05.05

Таджикские  традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи таджикского  народа»

Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (таджикский  народ)

35

12.05

Таджикская народная игра “Немая игра”

Познакомить детей с таджикскими народными играми. Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.

36

19.05

Таджикский народный костюм  (орнамент).

Рисование: «Таджикский  народный костюм»

Познакомить детей с культурой таджикского   народа. Знакомить с таджикским  национальным костюмом, особенностями орнамента. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение.

37

26.05

Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре, воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания; создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое бодрое настроение, почувствовать радость движения;  развивать коммуникативные навыки общения детей между собой; расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире, формирование гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту; знакомство детей с различными национальностями.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Содержание

сентябрь

Пополнение музея группы «Русское народное творчество»

октябрь

Помощь в подготовке презентации украинских костюмов

ноябрь

Заготовка лоскутков, ленточек  для изготовления праздничного украшения  мэрцишор.

декабрь

Посещение музея, библиотеки

январь

Совместный подбор необходимых фотографий и иллюстраций.

февраль

Беседа с детьми о празднике «Сабантуй»

Март

Консультация «Народные традиции, их роль в семейном воспитании»

апрель

Подготовка выставки народного творчества в группе

май

Совместное развлечение с родителями Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Ожидаемые результаты:

  • Для детей:

- Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов.

- Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.

  • Для педагогов:

- Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

Продукт кружковой деятельности для детей:

1. Фотоальбом экскурсии в детскую библиотеку;

2. Альбом «Национальные узоры народов России»;

3. Портфолио «Ты и твоя Родина»;

4. Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Продукт кружковой деятельности для педагогов:

1. Конспекты по теме проекта;

2. Планирование по данной теме;

3. Презентация «Культу народов России в детском творчестве»

4. Знакомство педагогов с детскими народными играми разных народов России (русскими, башкирскими, татарскими и т.д.)

Продукт проектной деятельности для родителей:

1. Подготовка выставки народного творчества в группе, в зале;

2. Участие родителей в изготовлении детских национальных костюмов;

3. Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Подведение итогов по реализации проекта:

Кружковая работа «Культура народов России в детском творчестве» закончена. Подводя итоги, мы испытываем огромное удовлетворение от проделанной работы. Реализация этого кружка способствовала расширению представления о многообразии народов, проживающих на территории России, развитию у детей познавательного интереса через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения. Мы надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена не только другими педагогами. Но и родителями.

Объединять усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития детей на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - Пресс, 2002.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

5. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.

9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.

10. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». / Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств. // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.

14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.

15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.

16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.

17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника». / Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.

18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997.

19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.

Челябинск: Взгляд. 2007..

20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989

21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий

2003». 2006.

22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.

23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. / Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-календарный план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективно-календарный план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. ...

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

План работы с родителями по проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста.

Материал разработан в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста

В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада" на 2015-2016 учебный год

План работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"...

Перспективный план работы по самообразованию на тему "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада"

Перспективный план работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"...