План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»
материал на тему

Кузьмина Елена Геннадьевна

 Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.

Задачи:

ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые игры;

ž  Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащать словарь детей каждой возрастной группы;

ž  Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

ž  Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

МБДОУ ФИЛИАЛ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 90 «ПОДСОЛНУШЕК» Г.НИЖНЕКАМСК

Ф.И.О. КУЗЬМИНА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: “Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

 ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ И СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ  ДОШКОЛЬНИКОВ. 

Цель этапа

Задачи этапа

Педагогический
продукт как результат
(тема, название)

Субъективные
достижения

Формы представления
результатов

(место и дата)

I этап  - Аналитический

Период 2014-2015

Изучение проблемы

Создать каталог научно-методической литературы, инновационного опыта, проанализировать интернет-ресурсы;  провести диагностические исследования,

составить методическую копилку, картотеки

Каталог научно-методической литературы, инновационного опыта,  интернет-ресурсов;  

мониторинг диагностических исследований;

картотека,

оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

посещение открытых мероприятий (или занятий опытных педагогов).

Эссе,

самоотчет,

самопрезентация,

самодиагностика,

аналитическая справка

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах (альтернативный сайт)

Изучение, анализ литературы по теме самообразования.

Изучить литературу по данной теме:

1.От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера 
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
6.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., 
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». 
10.  Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
13. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

14.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений . Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с

15. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

17.Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,1984

18.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

19.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

20.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство: Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»

21.Интернет ресурсы

II этап - Конструирующий

Период 2015 – 2016

Создать методическое сопровождение

1.Разработать программу (цикл занятий)

 Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, пакеты диагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка  (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

2015-2016 уч.г.

2016 - 2017

(в течение года)

Мониторинг  промежуточных целевых ориентиров.

Открытое занятие по теме «Дары осени»     для родителей и на базе МБДОУ - детский сад №38 «Рябинка», г.Нижнекамск

Организация и проведение педагогического совета №2

Создание проекта по теме самообразования

Консультации для родителей:

«Роль игры в развитие речи детей»

«Дидактические игры, которые можно провести дома»

«Как правильно выбрать игрушку»

«Учите детей рассказывать»

Показ открытого ООД в старшей группе: экспериментально - исследовательская деятельность «Свойства воды»

Участие в региональном семинаре

Мониторинг целевых ориентиров. Отчет о проделанной работе за учебный период 2015-2016 г.

Подготовка детей к муниципальному конкурсу строя и песни

Подготовка  детей к  муниципальному интеллектуальному конкурсу “Умка”

Подготовка  ребёнка к муниципальному конкурсу “Умники и умницы”

Подготовка   воспитанников к муниципальному конкурсу  чтецов к дню рождения Габдулы Тукая.

Подготовка детей к интеллектуальной олимпиаде «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Мониторинг целевых ориентиров. Отчет о проделанной работе за учебный период 2016-2017 г.

Участие во  всероссийских, международных и региональных интернет- конкурсах.(работы детей, конспекты занятий, проекты, и др.)

Подготовить и показать презентацию  для родителей «Использование дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи детей».

Пополнение персонального сайта Инфоурок

Итоговый  годовой  мониторинг по  целевым ориентирам

Показ интегрированного занятия на региональном семинаре «Волшебница водица»

Показ занятий в недели творческих отчетов.

Печатание в сборниках

III этап - Формирующий

Период 2016 - 2017

Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.),

оформление результатов диагностики,

оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня.

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

 отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

2015 –2018г.

2015-2018г.

2015 –2018г.

Оформить в группе «Уголок развития речи»

Участие в конкурсах

Пополнение картотеки по развитию речи.

  • Картотека презентаций по развитию речи;
  • Картотека игр по развитию речи.

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

  • Разработка и проведения занятий с

            использование ИКТ.

IV этап - Обобщающий

Период  2017 - 2018

Оформление опыта работы (портфолио) - его обобщение и распространение: проведение итоговых диагностических исследований, редакция рабочих программ, перспективных планов работы с детьми,  проектов, метод. рекомендаций, технологических карт, цикла конспектов ОД, программы работы с родителями; издание собственных разработок, размещение публикаций; мониторинг развития детей,

оформление методических рекомендаций;

участие в конкурсах различного уровня.

Эссе,

самоотчет, само-презентация,

самодиагностика,

аналитическая справка, результат участия в конкурсах,

отзыв коллег, родителей

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
  Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:  

- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй и  звуковую культуру речи.

  Условия реализации:

Старшая группа- 2015 -2016 уч. г.

Подготовительная группа  2016-2017 уч. г.

Младшая группа -2017-2018 у

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования: «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

 Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.

Задачи самообразования по теме:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые дети игры;
  • Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей каждой возрастной группы;
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.

 Этапы реализации программы:

I этап - аналитический 2014-2015г.

II этап - конструирующий 2015-2016г.

III этап - формирующий 2016-2017 г.

IV этап - обобщающий 2017-2018г.

Цель самообразования по теме: Изучение актуальности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.

Задачи самообразования по теме:

  1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
  2. Обогащать словарь, диалогическую и монологическую речь, формировать грамматический строй речи.
  3. Воспитывать культуру общения.

Этапы разработки:

 I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

 II этап - конструирующий

Цель: изучить уровень развития речи детей, наметить пути коррекционной поддержки.

 III этап - формирующий

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

IV этап - обобщающий

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности».

Литература по теме самообразования:

1.От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
3. О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
4. О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера 
5. Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
6.  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
7. В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
8. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., 
9. серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». 
10.  Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
13. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».

14.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений . Планы занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.- 48 с

15. Б.Н.Панова. Дидактические игры –занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.

16.Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.

17.Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,1984

18.Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988

19.А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.

20.М.Н.Султанова «Путешествие в страну математики» Методические пособия для воспитателя, Издательство: Вентана-Граф, 2014 г. Серия: «Тропинки»

21.Интернет ресурсы

Примерный план

работы педагога над темой самообразования

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Тема самообразования: «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»;

Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для  общения во время игры. По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы культуры речевого общения закладываются в дошкольном детстве. В современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено тем, что владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека.

2016-2017 гг.

2

Постановка целей, задач работы

Цель самообразования по теме: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.

Задачи:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические и сюжетно – ролевые дети игры;
  • Формировать все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую, обогащение словаря детей каждой возрастной группы;
  • Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • Воспитывать желание общаться, практически овладевать нормами речи.

1-й год

3

Выдвижение гипотезы

Так как в современном мире развитию речи отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности. Поэтому владение речью как средством общения и культуры необходимо во всех сферах жизнедеятельности человека.

2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Составление плана работы по самообразованию

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

 II этап - конструирующий

Цель: изучить уровень развития речи детей, наметить пути коррекционной поддержки.

 III этап - формирующий

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

IV этап - обобщающий

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности».

1-й год работы над темой

2

Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика)

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2-й, 3-й года работы

над темой

2

Практическая часть:

  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.
  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования дл проведения деятельности
  • Проведение открытых мероприятий
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участие в работе творческих групп

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Оформление результатов обследования детей по проблеме

3-й год

(4-й, 5-й годы)

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов,, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сроки реализации

1

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»:

  • Рассказ;
  • Организация выставки результатов продуктивной деятельности детей

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

2

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

3

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

4

Участие в педагогических конкурсах

Работа с родителями

№ п\н

Мероприятия

Год

1

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

2016- 2019 г.г.

2

Подготовка и проведение консультации для родителей по темам:

  • «Методика организации и руководство дидактическими играми».
  • «Планирование дидактических игр в воспитательно- образовательном процессе».
  • «Роль дидактических игр в детском саду»
  • «Дидактические игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста»
  • «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»

2017-2019 г.г.

 Совместное оформление папки передвижки:

  • «Как наше слово отзовётся»;
  • «Составление рассказа»
  • «Развитие речи в жизни ребенка»
  • «Жизнь – нашей группы» (фотоотчет)
  • «Игры по развитию речи» (фотообзор)

2016-2019г.г.

Открытый просмотр ОД для родителей.

2 раза в год

Проведение родительских собраний по темам:

  • «Подготовка детей к обучению грамоте»
  • «Развитие речи в дидактических играх»
  • «Речевая культура в семье».

1 раз в год.

2015-2016 уч.г.

2016-2017 уч.г.

2017-2018 уч.г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.

Особенности развития речи дошкольников в процессе игровой деятельности.Сложилось так  что, моя педагогическая деятельность осуществлялась в логопедических  группах  детского сада ...

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности»

quot;Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, форми- рующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. ...

Опыт работы по теме: "Развитие связной речи детей в процессе игровой деятельности"

laquo;Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей»В. А. Сухомлинский      Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенк...