РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ «ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Велисевич Инна Валерьевна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_origami.docx259 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  

«Детский  сад  № 51  «Ёлочка»

комбинированного  вида  города  Белово»  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«ЖИВЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ»

                                     Белово  2017 год

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наши пальцы не ленились,

Над фигуркою трудились.

Уголочки загибали

И немножечко устали.

Мы легонько их стряхнем,

Снова складывать начнем.

«Рука – это инструмент всех инструментов»

 Аристотель

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

         Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Даже психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности: общей двигательной и ручной.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали игр. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Движение пальцев и кистей рук имеют и особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на речевое развитие. Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев очень много: это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятие рукоделием. Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал.

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями необыкновенного квадратика бумаги.

Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения. Бумага - доступный для ребенка универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Актуальность работы в том, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Работа с бумагой, в частности способом оригами, способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности, совершенствуются точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.      

В своей деятельности при реализации программы педагог руководствуется Законом об Образовании, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Типовым положением о ДОУ (2008), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПИН, Уставом ДОУ, образовательной программой, реализуемой в ДОУ.

Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь:

  •  работать с бумагой;
  • освоить различные технологические приёмы и способы работы в стиле оригами.

Итог образовательной программы:

  • изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания (увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников);
  • изготовление игрушек-самоделок (они имеют большие педагогические возможности, развивают фантазию, творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь, формируют умение детей общаться друг с другом; кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно складывается на его развитии).

Цель: способствовать развитию мелкой моторики рук посредством     техники оригами.

Задачи:

  • познакомить детей с техникой оригами;
  • научить детей элементарным способам и приёмам работы с бумагой в технике оригами;
  • развивать у детей логическое мышление и пространственное воображение, творческие способности, память, мелкую моторику рук, фантазию;
  • развивать коммуникативные навыки.

  https://s3.amazonaws.com/files.creativemarket.com/images/screenshots/products/8/89/89405/preview-origami-animals-o.jpg?1395919276

                                                     

                                                              Программное содержание

Сентябрь

1неделя. Каникулы

2 неделя. Тема:

 «Бумажные фантазии»

1. Заинтересовать детей работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью;

2. Выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры;

3. Научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: два прямоугольника, четыре треугольника или квадрата;

4. Укреплять мелкие мышцы рук;

5. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:

Два листа бумаги (20х20, набор геометрических фигур разного цвета и размера.

3 неделя. Тема:

«Знакомимся со свойствами бумаги»

1. Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;

2. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

Оборудование:

Набор различных видов бумаги.

 

4 неделя. Тема:

«Необычная отгадка»

1. Учить изготовлять интересные поделки в технике оригами, используя знакомый приём складывания бумажных квадратов по диагонали;

2. Поощрять творческую инициативу детей;

3. Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

4. Развивать глазомер;

Оборудование:

Бумажные квадраты (10х10) разного цвета, ножницы, клей-карандаш, картинки с отгадками и фигурки, выполненные в технике оригами.

Октябрь

1 неделя. Тема:

«Бабочка»

1. Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры;

2. Закрепить умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники;

3. Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали;

4. Упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки;

5. Обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией;

6. Воспитывать усидчивость, аккуратность;

7. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Два бумажных квадрата белого цвета (8х8) два бумажных квадрата зелёного и любого другого цвета (10х10, заготовки усиков, глаз; ножницы, клей, образцы бабочек.

2 – 3 неделя. Тема:

«Грибная полянка»

1. Продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами;

2. Познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием;

3. Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата;

4. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: Декорация «полянка», крупные готовые поделки в технике оригами, детям бумажные квадраты разных цветов (10х10, готовые детали цветов, клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

«Аквариум»

1. Учить изготовлять коллективную работу;

2. Поощрять творческую инициативу детей;

3. Развивать мелкую моторику рук;

4. Развивать глазомер;

5. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Аппликация «Аквариум», для каждого ребёнка бумажные квадратики(10х10) разного цвета, клей.

Ноябрь

1 неделя. Тема:

«Мой дом – моя крепость»

1. Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;

2. Закреплять умение следовать инструкции воспитателя;

3. Развивать мелкую моторику рук;

4. Воспитывать аккуратность.

Оборудование:

Бумажные квадраты (10х10) разных цветов, прямоугольники (12х4) светлого и тёмного цвета.

2 – 3 неделя. Тема:

«Любимые питомцы»

 Изготовление фигурки кошки и собаки

1. Развивать внимание;

2. Вызвать у детей радостное настроение;

3. Научить превращать одну игрушку в другую;

4. Воспитывать аккуратность;

5. Развивать глазомер;

6. Укреплять мелкие мышцы рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки.

Оборудование:

Бумажные квадраты (10х10) разных цветов, клей, образцы фигурок.

4 неделя. Тема:

«Зайчик»

1. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приемы;

2. Закрепить умение следовать инструкции педагога;

3. Развивать мелкую моторику рук;

4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Декабрь

1 неделя. Тема:

«Ожившая сказка»

1. Создать у детей хорошее настроение;

2. Повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы;

3. Учить использовать готовые фигурки в театрализованной деятельности;

4. Учить детей доброте, вежливости, аккуратности;

5. Развивать мышление, сообразительность;

6. Воспитывать у детей усидчивость.

Оборудование:

Бумажные Ширма, декорации, крупные поделки, выполненные в технике оригами (бабочка, кошка, собака, рыбки, зайцы).

2 неделя. Тема:

«Ёлочка»

1.Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника;

2. Продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, следуя объяснениям воспитателя;

3. Продолжать знакомить с историей искусства оригами;

4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Готовая поделка «Ёлочка»; три бумажных квадрата (15х15, 12х12, 9х9) зелёного цвета, клей-карандаш.

3 неделя. Тема:

«Снеговик»

1. Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами;

2. Вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника, заинтересовать детей изготовлением новогодней открытки;

3. Совершенствовать навыки работы с ножницами;

4. Воспитывать самостоятельность, усидчивость;

5. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Образец поделки «Дед Мороз», на каждого ребёнка по одному бумажному квадрату (6х6) и по два квадрата (2х2, по одному квадрату (8х8 и 10х10, один квадрат синего цвета и один оранжевого цвета (3х3 и 4х4, картон, набор цветной бумаги, ножницы и клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

«Новогоднее панно»

1. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами;

2. Помогать друг другу добиваться желаемого результата;

3. Показать преимущества коллективной работы;

4. Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим;

5. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Январь

1 -2 неделя. Каникулы

3 неделя. Тема:

«Волшебный лес»

1. Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами;

2. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

«Новогоднее панно»

1. Учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами;

2. Помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата;

3. Развивать конструктивное творчество, воображение;

4. Воспитывать умение работать в коллективе;

5. Воспитывать аккуратность, усидчивость;

6. Развивать мелкую моторику рук;

7. Воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим.

Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Февраль

1 неделя. Тема:

« Звезда»

1. Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей;

2. Познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему;

3. Учить четко выполнять инструкцию педагога;        

4. Развивать объяснительную речь.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

2 неделя. Тема:

«Автомобиль»

1.Продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту;

2. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами;

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность;

4. Совершенствовать объяснительную речь;

5. Развивать глазомер.

Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

3 неделя. Тема:

«Двухтрубный корабль»

1.  Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в стиле оригами;

2. Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик»;

3. Учить использовать готовые поделки в игре;

4. Развивать творческие способности детей.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

«Скоро день защитников Отечества»

1. Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей

Родины – своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное;

2. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами;

3. Закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем;

4. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Март

1 неделя. Тема:

«Цветы»

1. Учить детей изготовлению цветов в стиле оригами;

2. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата;

3. Улучшать способность следовать устным инструкциям;

4. Развивать творческое воображение; фантазию;

5. Воспитывать аккуратность, терпение.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

2 неделя. Тема:

« Панно «хризантемы»

1. Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами;

2. Развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания;

3. Совершенствовать речь;

4. Продолжать учить работать в коллективе;

5. Закрепить умение пользоваться ножницами;

6. Развивать творческие способности.

Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

3 неделя. Тема:

« Мамин праздник»

1. Учить проявлять заботу о мамах, бабушках;

2. Познакомить дошкольников с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами;

3. Закрепить умение детей мастерить фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты и схемы;

4. Воспитывать аккуратность, усидчивость;

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук;

6. Продолжать знакомить с японской культурой.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

« Солнышко»

1. Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги;

2. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение;

3. Расширять коммуникативные способности.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Апрель

1 неделя. Тема:

«Волшебные превращения бумажного квадрата»

1. Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую;

2. Закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую;

3. Развивать фантазию и конструктивное воображение;

4. Формировать речевое дыхание.

Оборудование: Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

2 неделя. Тема:

« День космонавтики»

 

1. Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»;

2. Совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами;

3. Закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем;

4. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук;

5. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

3 неделя. Тема:

« Истребитель»

 

1. Учить детей изготовлению поделок в стиле оригами;

2. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата;

3. Развивать творческие способности детей;

4. Учить использовать готовые поделки в игре;

5. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

4 неделя. Тема:

«Экскурсия в зоопарк»

 

1. Учить детей мастерить поделки из прямоугольного листа бумаги путем складывания его пополам и загибания углов к середине, соединяя четыре готовые детали;

2. Закреплять умение работать по схеме;

3. Развивать воображение, аккуратность;

4. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

Май

1неделя. Каникулы

2 неделя. Тема:

«Ромашковое поле»

1. Вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность;

2. Учить изготовлению цветов в стиле оригами;

3. Развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения;

4. Расширять социальный опыт и обогащать словарь;

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

3 неделя. Тема:

« Бабочки – красавицы»

1. Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами;

2. Упражнять в свободном выборе цвета;

3. Закреплять умение работать по схеме;

4. Развивать воображение, аккуратность;

5. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Оборудование:

Лист ватмана, разноцветные бумажные квадраты, бумажная обрез, ножницы, клей-карандаш.

4 неделя. Итоговое занятие

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

                                           

                                                Список литературы

  • С.Ю. Афонькина и Е.Ю.Афонькина « Уроки оригами в школе и дома»

Москва. «Аким» ,1996г.

  • И. А. Коротеев «Оригами для малышей»

Москва. « Просвещение» АО «Учебная литература», 1996г.

  • С.И.Мусиенко, Г.В. Бутылкина «Оригами в детском саду»

Москва. «Школьная Пресса», 2005г.

  • Е. Черенкова «Оригами для малышей»

Москва. Рипол классик ДОМ 21век, 2006г.

  • И.И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры»

Торговый центр Сфера. Москва, 2001г.

  • Сунбоук Смит «Волшебный мир оригами»

Книжный клуб семейного досуга. Харьков, 2007г.        

  • Т. Сержантова «366 моделей оригами»

Москва. Айрис пресс, 2003г.

  • С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова «Оригами и аппликация»

Кристалл. Санкт-Петербург, 2001г.

  • Е.М.Иванова «Оригами: живые фигурки из бумаги; новые оригинальные модели, разработанные ведущими японскими мастерами»

Москва. ООО «Издательство «Астрель», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей средней группы

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли»В. А. СухомлинскийДанная методическая раз...

Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».

Рабочая программа  по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...

Развитие мелкой пальцевой моторики у детей с нарушениями речи

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка....

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки» Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет

Рабочая программа по развитию мелкой моторики «Озорные ладошки»  Для детей раннего дошкольного возраста 2 - 3 лет...

Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...