семинар "ПРОЕКТ"
проект (средняя группа) на тему

Кшаловская Елена Алексеевна

СЕМИНАР

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :

 

Проект

Учет личностных особенностей детей -  дошкольников в ходе осуществления проектной деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_proekt.docx46.43 КБ

Предварительный просмотр:

Кшаловская  Елена Алексеевна, воспитатель
Высшая квалификационная категория

ГБДОУ  детский сад 601 Дошкольное отделение
Приморского Района города  Санкт - Петербурга
2017 - 2018 учебный год


СЕМИНАР

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :

Проект

Учет личностных особенностей детей -  дошкольников в ходе осуществления проектной деятельности в детском саду

                           « Лучшими и неопровержимейшими доказательствами нашей неповторимости являются наши дети»

 Валерий Афонченко. 

Актуальность проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

   Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. В данном реферате  я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.  Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:

   Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.

   Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

    В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и  оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин:

 - федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

 - человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

 - все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Важным условием, способствующим личностному развитию, наряду с разносторонним развитием, является адекватная социальная презентация результатов деятельности человека. В этой презентации продукта существенной характеристикой является включение его в широкую систему социальных связей. Иными словами, при поддержке взрослых (расширение пространства возможностей, значимое представление полученного продукта) ребенок видит ценность своего проекта, значимость индивидуальных усилий для окружающих и получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия, выражает свою личность.

   Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного. По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики) педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию. Проектная деятельность позволяет нам:

 1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным;

 2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства  детского сада), а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.

   Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей

   Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным не только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.
     

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной деятельности.
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения, позволит более эффективно осуществлять воспитательно - образовательную работу по всем направлениям развития дошкольников и взаимодействие с родителями воспитанников.

Проектная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативныйПроектная деятельность является одним из методовразвивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитиютворческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе воспитательно-образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение участникамипроекта знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе сотрудничества с педагогом группы на занятиях, в беседах и других совместных мероприятиях.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать;

- Формировать позитивное отношение к работе (уметь проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста мы использовали тематические проекты (по сезону).

Цельразвивать воображение, образное мышление, творческую активность детей; воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное; развивать художественный вкус и творческие способности; воспитывать у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца; воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, трудолюбие, пытливость; формировать умственную активность, любознательность, инициативу.


В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности. Его активное использование позволяет говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, единые закономерности.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования.Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.

Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектная деятельность имеет следующие особенности:

  • проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
  • участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;
  • проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.


К старшему дошкольному возрасту психофизические, личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организация доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствуют о становлении определенного возрастными особенностями уровня социальной компетентности (социальной зрелости).

Проанализировав исследования различных авторов по этому направлению (Т. В. Антонова, А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Калинина, Л. В. Коломийченко, В. Н. Куницына и др.), можно выделить ряд наиболее значимых компонентов социальной компетентности. Их совокупность может выступать показателем сформированности этого вида компетентности на уровне, возможном для дошкольника.

Этими компонентами являются:

  • мотивационный (потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей – взрослых и сверстников);
  • когнитивный или познавательный (наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности);
  • поведенческий или собственно коммуникативный (эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе);
  • эмоционально-оценочный (умение понимать и адекватно выражать свои эмоции и чувства, понимать чувства и эмоции других людей).

В качестве основных условий, необходимых для формирования выделенных компонентов социальной компетентности, мы рассматриваем следующие:

  • целенаправленную деятельность образовательной организации в таком направлении – образование детей, организацию их социального опыта и индивидуальной помощи личности;
  • единое пространство развития ребенка, как на уровне конкретной организации, которое включает в себя совокупность пространственно-предметных элементов (предметно-развивающая среда), социальных факторов (ближайшее социальное окружение – родители, воспитатели);
  • межличностных отношений (в процессе формального и неформального взаимодействия), так и включение в него различных субъектов социального окружения дошкольной организации;
  • непосредственную разнообразную деятельность ребенка – свободную или специально организованную, индивидуальную или совместную со значимыми для него людьми, которая рассматривается, как способ проявления активности и инициативности ребенка в системе социальных отношений, как возможность определить свое место среди других людей.

Наряду с характерными для детей видами деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, художественно-творческой и др.), особое место начинает занимать проектная деятельность дошкольников.

Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника. Проекты имеют разную направленность, цели, способы организации детей, временные рамки. Различают несколько видов проектов, используемых в работе с дошкольниками:

  • исследовательско-творческие проекты;
  • ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр);
  • информационно-практико-ориентированные проекты.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить,находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

В проектной деятельности обретают дальнейшее развитие личностный и деятельностный подходы (Л. И. Божович, Л. С. Выготский,В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев,Д. Б. Эльконин), а также компетентностный подход (А. Л. Андреев, В. И. Байденко, Л. Н. Боголюбов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина,В. Н. Куницина, О. Е. Лебедев, А. К. Маркова и др.).

«Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру» – Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки).

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательной организации и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, … усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес».

Метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (М. Крупенина).

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);использование исследовательских методов, предусматривающих, определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования).

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет, на изменение психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.

Использование метода проектов в дошкольной образовательной организации имеет не столь давнюю историю. Его появление обусловлено введением в содержание дошкольного образования системы развивающего обучения. При грамотной организации работы дошкольники с интересом включаются в исследовательскую деятельность, совместную работу, стремятся к получению конкретных результатов.

Внедрению проектного метода в дошкольное образование посвящены работы Н. А. Виноградовой, Т. А. Даниловой, Е. С. Евдокимовой, М. Б. Зуйковой, Л. С. Киселевой, Т. С. Лагоды, Е. П. Панько. Авторы единодушны в оценке значимости проектной детской деятельности для интеллектуального развития детей, организации их продуктивного взаимодействия, в использовании возможностей привлечения родителей воспитанников, различные социальные институты к работе детского сада.

В дошкольной организации в силу возраста детей педагог не может предоставить полную самостоятельность воспитанникам, поэтому проектная деятельность в детском саду будет от начала проекта до его завершения носить характер совместного коллективного творчества педагога и детей.

Особое место в дошкольной оргнанизации могут занимать социальные проекты.

Это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая, разрешения. Участвовать в социальном проекте могут дети разного возраста, педагоги и специалисты организации, социальные партнеры. Его реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Участвуя в социальных проектах, дети приобретают опыт социально-полезной и одобряемой окружающими деятельности, совершенствуют коммуникативные навыки, участвуют в общественной жизни, что способствует личностному и социальному росту ребенка, формированию различных компетентностей, в том числе и социальной.

Социальный проект, реализуемый в дошкольной организации должен иметь четкую цель, задачи разного уровня (в том числе развивающие и воспитательные (формирование социальных умений, навыков), план мероприятий, ресурсы, ожидаемые результаты.

В рамках социальных проектов могут реализовываться исследовательско-творческие, информационно-практико-ориентированные, ролево-игровые мини-проекты, направленные на решение задач социального развития дошкольников.

Особую значимость для социального становления ребенка приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры организации (отдельные люди, организации). Включение их в совместную деятельность с дошкольниками не может быть спонтанным. Отбор и степень их участия должны определяться целями и задачами дошкольной организации, способствовать решению имеющихся в детском саду проблем или преодолению выявленных недостатков в организации воспитательно-образовательного процесса.

С потенциальными социальными партнерами организации необходимо проводить предварительную работу: замотивировать их участие, показать взаимную выгоду сотрудничества, познакомить их с содержанием работы и предполагаемыми результатами сотрудничества.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организацией с социальными партнерами предполагает несколько этапов.

На проблемно-ориентировочном этапе происходит выявление проблем социально-личностного развития детей детского сада, анализ социальной ситуации развития детей, определение возможных причин возникающих проблем.

Этап выбора партнеров связан с постановкой целей и задач педагогической деятельности по формированию социальной компетентности дошкольников с учетом выявленных проблем у детей, определением ресурсов внутренней и внешней среды организации, отбором социальных партнеров, обладающих дополнительными ресурсами в плане социального развития детей.

Этап планирования совместной деятельности предполагает определение нормативно-правовой базы взаимодействия с социальными партнерами (заключение договоров о сотрудничестве), разработку перспективного плана взаимодействия, определение содержания конкретных совместных мероприятий с участием социальных партнеров.

На этапе реализации осуществляется организация и проведение запланированных мероприятий, пополнение предметно-развивающей среды.

Аналитический этап завершает проектную деятельность анализом результатов по формированию социальной компетентности дошкольников.

Организация социального проекта требует выполнения определенного алгоритма, последовательности педагогических действий, включая выяснение мнения педагогов и предполагаемых партнеров, формирование команды, формулировку критериев оценки результативности проекта, составление детальных графиков работы по проекту, проведение мероприятий, анализ и рефлексию хода и результатов.

Для дошкольной организации этот вид деятельности является достаточно новым. Инициация, организация и реализация социальных проектов требует от педагогов определенной готовности, которая выражается в их заинтересованности и желании участвовать в таком виде деятельности; умении анализировать исходный уровень практики; прогнозировать изменения, которые последуют после реализации проекта.

Реализация проектов может нести, прежде всего, развивающий эффект, включающий в себя появление значимых изменений в эмоционально-личностной, интеллектуальной, коммуникативной сферах личности участников проектной деятельности. Кроме того, для дошкольников существенным будет являться воспитательный эффект, включающий в себя формирование основ гражданской культуры, развитие социальной активности, коммуникативных и коллективистских..

Особенности проектной деятельности в дошкольном образовательной организации – обучающий эффект предусматривает формирование понятий, представлений об окружающем мире, о социальных взаимоотношениях, закрепление навыков общения и совместной деятельности с представителями различных организаций.

Значимым будет являться также административно-институциональный эффект: совершенствование процесса взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса (представителей детского сада и социальных партнеров), повышение качества образовательных услуг, предоставляемых детским садом, появление в дошкольном образовательной организацией новых органов управления и возможность общественности участвовать в жизнедеятельности детского сада.

Итак, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации инициируется взрослыми и осуществляется вокруг имеющейся проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка.

Участие дошкольников в социальных проектах совместно с социальными партнерами разного уровня – это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения социального опыта детей, это процесс, в котором активно происходит социальное становление ребенка дошкольника, формируются социальные качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности.

В первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам общего дела, чувство товарищества и дружбы, вежливость.

Формируются также общительность, открытость, уверенность в себе, любознательность как основа познавательной активности будущего школьника, креативность, активность и инициатива в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие решения, анализировать результаты деятельности.





Из ОПЫТА РАБОТЫ:
Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие)

Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном емусоциальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В поисках путей успешной социализации воспитанников, оптимизации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, нами был разработан Проект «Я, ты, мы». (на основе «Системы развития эмоционального мира и взаимоотношений с другими людьми» И. А. Пазухиной)

Цель проекта: формирование у детей социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми с учетом уровня социального развития, личностных особенностей, специфики развития эмоционально-аффективной сферы.

Направления деятельности по 5 направлениям:

1. «Я и Я»: развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол).

2. «Я и другие»:развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

3. «Я и мои эмоции»: знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

4. «Я и животные» развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

5. «Я и моя семья осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

используемые формы, методы и приемы:

развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры

на развитие навыков общения);

упражнения (подражательно-исполнительского и творческого

характера, на мышечную релаксацию);

этюды;

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

сочинение историй;

беседы;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

слушание музыки;

рисование;

мини-конкурсы, игры-соревнования.

Содержание занятий по направлениям:

«Я и Я»: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»

«Я и другие»:«Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений»,«Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»

«Я и мои эмоции»: «Наши настроения и эмоции».

«Я и животные: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным».

«Я и моя семья»: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета».

Список литературы:

1. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. Веракса Н.Е. Организация проектной деятельности в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. № 2, № 3 2.

4. Воробьева М.В. «Маленькие гении»// Обруч. – 2009 3. Воробьева М.В. «Маленькие технологи своих знаний»// Учительская газета № 10, 10 марта 2009

5. А. А. Люблинская. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”,1971.

6. Е. О. Смирнова. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997.

Уильям Паундстоун «Как сдвинуть гору Фудзи» Изд. «Альпина Паблишер» 2008

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005.