семинар выступление конференция
методическая разработка (средняя группа) на тему

Кшаловская Елена Алексеевна

ФГОС
«Развитие творческих способностей дошкольников. Новые технологии и методы работы »

(Из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_publikatsiya.docx93.53 КБ

Предварительный просмотр:

Кшаловская  Елена Алексеевна, воспитатель
Высшая квалификационная категория

ГБДОУ  детский сад 601 Дошкольное отделение
Приморского Района города  Санкт - Петербурга
2017 - 2018 учебный год

ФГОС
«Развитие творческих способностей дошкольников. Новые технологии и методы работы »

(Из опыта работы)

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…

На сегодняшний день по поводу вопроса о детском творчестве ведется множество дискуссий. Одни считают, что детское творчество нельзя назвать творчеством: рисунки, поделки детей – это не произведения искусства, другие же смело утверждают, что это действительно искусство. В сороковых годах случилось то, о чем предупреждала талантливый педагог Е. А. Флерина: обучение «засушило» детское творчество.

В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, а открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе.

  1. Сухомлинский В. А.: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
  2. Паустовский К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».
  3. Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
  4. Макаренко Антон Семенович: «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества» (дать возможность экспериментировать, рисковать).
  5. Ян Амос Коменский :«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Актуальность темы: 

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Технология опыта:

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Использование, применение  в своей работе Новых технологий и методов для развития ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА дошкольников.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста;

2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества.

5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.

6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности:

- целеполагания,

- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,

- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

7. Анализ результатов педагогической деятельности.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Предполагаемый результат развития художественно – творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности.

Для детей (по Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой) :

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

Нахождение адекватных выразительных изобразительных средств для создания художественного образа;

Большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными материалами и инструментами;

Индивидуальный «почерк» детской продукции;

Самостоятельность при выборе темы, сюжета композиции, художественных материалов и средств художественно – образной выразительности;

Способность к интерпретации художественных образов;

Общая ручная умелость.

Для педагога:

Создание развивающей среды в группе детского сада.

Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников;

Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество».

Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Технологии  развития детского творчества

Каждый ребенок – художник и творец. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

(Пабло Пикассо)

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне.

По-прежнему традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения — поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения. Исследовательское поведение — один из основных источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения — формирование способностей самостоятельнои творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия — одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике.

Проблема заключается в том, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Следовательно, возникает необходимость обучения педагогического коллектива технологиям осуществления творческого развития дошкольников.

В теории и практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.

Данная технология, как правило, включает следующие компоненты:

  • факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;
  • принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;
  • общие задачи развития креативности личности;
  • частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3—7 лет);
  • этапы технологии;
  • методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;
  • развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Большинство используемых в технологиях методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей, представленных в исследованиях как российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности.

Особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности Е.П. Торренса [43]. Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретические положения Е.П. Торренса, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому внимание педагогов необходимо направить на изучение условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности:

  • сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности о том, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества (полезны в этом отношении беседы с детьми: «Что значит вместе играть», «Почему дети играют вместе», «Что мы делаем вместе» и т.п.);
  • овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;
  • организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, когда педагог решает параллельно еще одну существенную задачу — в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;
  • создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;

—разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;

— использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений (для вхождения в творческую деятельность детям предлагаются игровые соревновательные ситуации: «Загадочная страна», «Стеклянный город», «Говорящая кошка», «Космическое путешествие», «В гостях у динозавра» и т.п.).

Исходя из анализа факторов и условий, влияющих на развитие творческих способностей детей, можно обозначить общий круг проблем, связанных с готовностью педагога решать их задачи:

  • выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
  • развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
  • видеть многофункциональность вещи;
  • соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
  • осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.

В конкретных ситуациях развития творческих способностей детей дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать возрастные особенности и возможности творческого развития личности.

Опыт работы показал, что к проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3—7 лет.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

— свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);

  • открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;
  • деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;
  • обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;
  • амплификации развития (по А.В. Запорожцу): максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.

Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников отражается в типе обучения детей, которые имманентно приобретают исследовательский характер.

Стратегия исследовательского обучения ориентирована:

  • на раскрытие резервов творческого мышления;
  • формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности;
  • обогащение творческого воображения;
  • развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т.п.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.

Схема технологии исследовательского обучения состоит из нескольких блоков:

  • осознание общей проблемной ситуации, ее анализ;
  • формулировка конкретной проблемы;
  • решение проблемы (выдвижение гипотез, их обоснование и исследовательская проверка);

— проверка правильности решения проблемы. Проблемная ситуация, составляющая основу исследовательского обучения, содержит неизвестное ребенку явление (объект), раскрывающееся в процессе выполнения творческого задания. У него возникает потребность применять новые оригинальные способы действий и добиваться ранее неизвестного ему результата.

При реализации технологии исследовательского обучения педагогу необходимо:

— содействовать переходу из обычных состояний сознания в (У) необычные (на определенные короткие промежутки времени);

— вызывать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций;

— обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность;

— сталкивать противоположные понятия, образы, идеи;

— соблюдать педагогические постулаты: «от простого к сложному», «закрепление — мать учения», «ни пресыщения, ни принуждения», «радоваться успехам, но не захваливать», «действовать самостоятельно — без подсказки, но иметь право на помощь».

Результативность технологии исследовательского обучения проявляется в следующих интеллектуальных умениях:

  • видеть проблему;
  • выдвигать гипотезу;
  • классифицировать;
  • проводить эксперимент (в том числе в продуктивных видах деятельности: рисунки, поделки и т.д.);
  • формулировать выводы и умозаключения.

В комплексе данные умения складываются в такие личностные качества ребенка, как критичность и пытливость ума, любознательность и сообразительность, логичность и убедительность в действиях, высказываниях и поступках.

Методы и приемы формирования творческих способностей дошкольников в соответствии с целями и задачам развития возможно классифицировать и разделить на группы.

Нахождение различных путей и вариантов решения задач, развитие воображения

Работа воображения связана с существенной неопределенностью познаваемой ситуации [33]. Подобным неопределенным ситуациям соответствует выделенный класс открытых задач(У. Рейтман), т.е. задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов. Задачи этого типа диагностируют дивергентное (креативное) мышление [43]:

  • дополнение рисунков;
  • сочинение рассказов;
  • постановка вопросов к одной картине;
  • придумывание заголовков к рассказам;
  • составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;
  • завершение предложения различными способами;
  • конструирование предмета из данных материалов;
  • называние всевозможных способов употребления предметов;
  • усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть);
  • нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;
  • составление из заданных элементов большого количества предметов;
  • придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;
  • нахождение общего между заданными предметами или явлениями.

Использование предметов в другом качестве

В основе лежит подход Е.П. Торренса, предложившего данный метод развития творческого начала в детях:

  • необычное использование знакомых вещей (перечислить все возможные способы);
  • использование геометрических фигур (назвать как можно больше предметов, в которые входят заданные геометрические фигуры);
  • «спроси — угадай» (перечислить все возможные варианты причины и следствия изображаемой ситуации).

Преодоление стереотипности мышления — ТРИЗ

Автор теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) — Г.С. Альтшуллер. Главное место в ней занимает курс РТВ — развития творческого воображения [44], включающий методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:

  • мозгового штурма, активизирующего перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее), на основе которого отбираются оригинальные решения;
  • стектиш (по У. Дж. Гордону): объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций).

Развитие словесного творчества

Основу этой группы методов составляют рекомендации, данные Дж. Родари, который предлагал приемы развития словесного творчества детей:

  • игра в рассказчика;
  • бином фантазии;
  • техника «фантастических гипотез»;
  • деформирование слова;
  • «продолжи стих»;
  • «рисунок в несколько рук»;
  • «перевирание сказки»;
  • «придумывание историй»;
  • «сказки наизнанку»;
  • «салат из сказок»;
  • «карты на стол»;
  • «начало и конец»;
  • «ассоциативное поле» [40].

Развитие логики

Педагог В.А. Бухвалов выделяет следующие виды творческих заданий:

  • выбор требуемой информации из предложенной;
  • исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;
  • объединение (систематизация);
  • сравнение;
  • доказательство, опровержение;
  • составление плана деятельности;
  • моделирование;
  • установление причин;
  • определение последствий;
  • определение новых функции;
  • решение противоречий;
  • поиск проблемы.

Для решения этих задач автор предлагает использовать различные методы активизации мышления: мозговой штурм, синектику, метод фокальных объектов (преобразование систем с помощью признаков случайно выбранных объектов), морфологический метод.

Метод творческих преобразований

Предполагает использование последовательных вопросов, позволяет описать изменения, происходящие в изучаемом явлении, если применить к нему то или иное преобразование.

Вопросы о предметах и объектах

Альтернативное применение

  • Можно ли данный объект использовать иначе?
  • Как использовать по-другому, если немного изменить?
  • На что данный объект похож, что он напоминает?
  • На кого данный объект похож, кого он напоминает?

♦ Какие у вас возникают идеи, когда вы смотрите на данный объект?

Изменение

  • Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, запах, направление движения?
  • Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
  • Можете ли вы изменить свой голос, прическу, свой внешний вид?
  • Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?

Уменьшение

  • Можно ли сократить данный процесс по времени?
  • Как сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
  • Можно ли сделать этого человека менее заметным?
  • Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?

Увеличение

  • Как увеличить продолжительность этого процесса?
  • Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
  • Что сделать, чтобы человек стал заметнее, ярче?
  • Что еще можно усилить, увеличить, добавить?

Замещение

  • Можно ли заменить название?
  • Что еще можно использовать вместо этого?
  • Кто мог бы успешно заменить этого человека?
  • Можно ли вместо этого использовать другой механизм?
  • Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?

Перемещение

♦ Могут ли эти люди поменяться своими местами, своими делами?

  • Можно ли поменять части местами?
  • Как это сделать в другой последовательности?

♦ Можно ли перевернуть данный объект, вывернуть наизнанку?

Следующий, немаловажный момент — необходимость создания

развивающего комплекса упражнений. Особенность детского творчества заключается в игре (предэстетической деятельности), но эта игра — исходный пункт, из которого начинает развиваться личность. В процессе игры ребенок моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Творческие игровые задания и ситуации должны помогать создавать свой образ мира и ориентироваться в нем. Так как игра — процессуальный, а не продуктивный вид деятельности — ребенок по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству. Поэтому в основе нашей работы по развитию творческих способностей детей лежит игровая деятельность.

К средствам творческого развития дошкольника можно отнести дидактические игры и упражнения, формирующие интеллект и продуктивные виды деятельности. При проведении этих игр используются определенные методы и приемы, которые можно классифицировать по содержанию деятельности.

Список литературы :

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.

2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.

3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.

4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.

6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.

7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.

8. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.

9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.

11. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.

12. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.

13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.

14. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86 с.

15. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 1986. 112 с.

16. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

17. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.

18. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.

19. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.

20. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.

21. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.

22. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.

23. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50 с.

24. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.

25. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007. 202 с.

26. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005. 210 с.

   27. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в конкурсах,семинарах, форумах, конференциях

Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна  ...

семинар выступление

СЕМИНАР ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ :«ИГРА. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»...

Семинар (выступление) «Познавательное развитие дошкольников путем формирования художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»

       В дошкольном возрасте познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира, включающие развитие всех познавательных про...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылкаПедсовет. Доклад «Система работы по валеологическому воспитанию детей и просвещению родителей в ДОУ»3.11.2022гВнутренний, МКДОУ ДС "Джангар"https://cloud.mai...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 2-х выступлений

муниципальный уровень, не менее 2-х выступленийТемаДатаУровеньСсылка«Основные перспективы и задачи деятельности педагогов-психологов, направленной на развитие психологической службы в соответств...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО: внутренний уровень не менее 3-х выступлений

ТемаДатаУровеньСсылка«Создание условий для бучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»24.08.2021гАвгустовское совещание педработников.Муниципальный, г.Лаг...

Сертификаты об участие в семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических чтениях

Сертификаты об участие в семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических чтениях...