Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина».
материал по окружающему миру (старшая группа)

Беседы с детьми  старшей  группы.  Тема:  «Рябина».

Цель   беседы:   углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних особенностях.

Задачи:

-  дать  детям  новые знания о рябине;

- поощрять детей  к самостоятельным высказываниям и рассуждениям;

- развивать  познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные  навыки;

- активизировать речь, память, внимание и мышление;

- воспитывать   умение видеть  красоту природы.

Предыдущая работа: наблюдение за рябиной во  время  прогулки, чтение  и  заучивание  стихотворений,  примет, загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины.

Словарная  работа: ландшафт.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, я загадаю вам загадку. Догадайтесь, о чём пойдёт речь.

Загадка о рябине.

Весной зеленела,  летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина).

Воспитатель: правильно, это –  рябина.  Воспетая в народных песнях и стихах красавица рябина достойно украшает ландшафт нашей Родины.  Ее  можно встретить в лесу, на опушках.   Рябина     растет  и    у  нас   в  детском  саду.  Сейчас,  осенью  не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд.

Воспитатель: давайте опишем рябину. Расскажите, какая  она?  (Дети описывают рябину).

- Можно спорить о том, какие из деревьев милей и краше взору человека: то ли  стройная  берёза, то ли солнечный ясень или величавый дуб, а может быть, пирамиды вечно изумрудных елей? Но бесспорно лишь одно: многим  по душе красавица рябина, с  ажурными листьями  и  с ожерельем оранжевых плодов.  Любит её народ.  На   нее  трудно наглядеться:  летом  между  кружевной листвой сверкают белоснежные щитки  цветков,  осенью же, когда  ветви изогнутся под тяжестью ярко-оранжевых плодов, красавица рябинка становится ещё нарядней.  Плоды её подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются на зиму, ярко выделяясь среди заснеженного леса.

Показ  грозди рябины.  Вопросы  к  детям:

- Что это за красные бусы? (Грозди рябины).

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые).

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами).

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая».

       Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:

- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?

- Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.

      Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Позаметал траву. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит - прилетели к ней дрозды и дятлы.

- Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, - защебетал Дрозд.

- Угощай нас, Рябина, своими ягодами.

Вопросы по тексту:

- Почему удивлялась Рябина?

- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей).

Воспитатель:  с глубокой старины в народе заведено высаживать рябинки под окнами жилищ, в палисадниках и парках в знак памятных событий, на счастье людям, на радость пернатым. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки.   Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные  звери с большим удовольствием угостятся ими.

Дидактическая игра “С кем дружит рябина”.   Цель:  сформировать у детей понятие о тех животных, которым помогает рябина выжить в холодное зимнее время.

Физкультминутка   «Рябина».

- Рябина, рябина,  кого ты любила? (обнять себя, наклон вправо).

- Всех я любила,  всех ублажала, (обнять себя, наклон влево).

- Ягодой спелой  всех угощала. (протягиваем руки).

 - Ягодку   сорви,   угощайся  и  ты. (поднимаем к верху руки).

Воспитатель:  плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько – кислый вкус.  Свежие плоды немного горчат, но прихваченные первым морозом, они теряют горечь, становятся менее терпкими и приобретают приятный  кисловатый  вкус.     Ягоды  рябины содержат большое количество витаминов.  С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Польза от рябины  большая. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.     Она и плодовое, и кормовое, и лекарственное, и медоносное растение. Она и красавица, и защитница почв.    

Воспитатель: в народе о  рябине  сложены песни,  стихи, загадки,   пословицы  и приметы.

Дидактическая игра «Продолжи примету».

- Много   ягод  рябины –… (осень будет дождливой, если мало – сухой).

- Поздно цветет рябина - ... (будут морозы зимой).

- Цветение рябины - ... (признак устойчивого тепла).

- Поздно расцвела рябина - ... (будет поздняя осень).

Подведение итога.

Воспитатель: ребята о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?    Как и кому  помогает  рябина?  Чем похожа рябина на другие деревья и чем отличается?

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabina.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы с детьми  старшей  группы.  Тема:  «Рябина».

Цель   беседы:   углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних особенностях.

Задачи:

-  дать  детям  новые знания о рябине;

- поощрять детей  к самостоятельным высказываниям и рассуждениям;

- развивать  познавательный интерес к окружающему миру, коммуникативные  навыки; 

- активизировать речь, память, внимание и мышление;

- воспитывать   умение видеть  красоту природы.

Предыдущая работа: наблюдение за рябиной во  время  прогулки, чтение  и  заучивание  стихотворений,  примет, загадок о рябине.

Материал: гроздь рябины, рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая», иллюстрации рябины.

Словарная  работа: ландшафт.

Ход беседы.

Воспитатель: ребята, я загадаю вам загадку. Догадайтесь, о чём пойдёт речь.

Загадка о рябине.

Весной зеленела,  летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина).

Воспитатель: правильно, это –  рябина.  Воспетая в народных песнях и стихах красавица рябина достойно украшает ландшафт нашей Родины.  Ее  можно встретить в лесу, на опушках.   Рябина     растет  и    у  нас   в  детском  саду.  Сейчас,  осенью  не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд. 

Воспитатель: давайте опишем рябину. Расскажите, какая  она?  (Дети описывают рябину).

- Можно спорить о том, какие из деревьев милей и краше взору человека: то ли  стройная  берёза, то ли солнечный ясень или величавый дуб, а может быть, пирамиды вечно изумрудных елей? Но бесспорно лишь одно: многим  по душе красавица рябина, с  ажурными листьями  и  с ожерельем оранжевых плодов.  Любит её народ.  На   нее  трудно наглядеться:  летом  между  кружевной листвой сверкают белоснежные щитки  цветков,  осенью же, когда  ветви изогнутся под тяжестью ярко-оранжевых плодов, красавица рябинка становится ещё нарядней.  Плоды её подолгу задерживаются на ветвях и даже остаются на зиму, ярко выделяясь среди заснеженного леса.

Показ  грозди рябины.  Вопросы  к  детям:

- Что это за красные бусы? (Грозди рябины).

- Какие ягодки у рябины? (Красные, круглые, красивые).

- С чем их можно сравнить? (С ожерельем, пуговицами).

- Какие они на вкус? (Горьковатые).

Чтение рассказа Сухомлинского «Птичья кладовая».

       Ранней осенью в степи не утихал птичий щебет. Птички слетались на поле, клевали зерно. На опушке стояла Рябина. Ягоды на ней висели красными гроздьями. Стоит она и удивляется, почему к ней птички не летят. Летел Дрозд, Рябина и спрашивает его:

- Дрозд, почему ты не хочешь отведать моих ягод?

- Подожди, Рябина, ягоды твои пригодятся в трудную пору. На твоих ветвях птичья кладовая.

      Выпал снег. Белым ковром покрыл поля. Позаметал траву. Днем и ночью поет свою печальную песню холодный ветер. Рано проснулась Рябина от птичьего щебета. Видит - прилетели к ней дрозды и дятлы.

- Вот теперь и птичья кладовая нам понадобилась, - защебетал Дрозд.

- Угощай нас, Рябина, своими ягодами.

Вопросы по тексту:

- Почему удивлялась Рябина?

- Какой разговор состоялся между Рябиной и Дроздом?

- Почему Дрозд назвал Рябину птичьей кладовой?

- Кто любит лакомиться ее ягодами? (Ответы детей).

Воспитатель:  с глубокой старины в народе заведено высаживать рябинки под окнами жилищ, в палисадниках и парках в знак памятных событий, на счастье людям, на радость пернатым. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки.   Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные  звери с большим удовольствием угостятся ими.

Дидактическая игра “С кем дружит рябина”.   Цель:  сформировать у детей понятие о тех животных, которым помогает рябина выжить в холодное зимнее время.

Физкультминутка   «Рябина».

- Рябина, рябина,  кого ты любила? (обнять себя, наклон вправо).

- Всех я любила,  всех ублажала, (обнять себя, наклон влево).

- Ягодой спелой  всех угощала. (протягиваем руки).

 - Ягодку   сорви,   угощайся  и  ты. (поднимаем к верху руки).

Воспитатель:  плоды рябины собирают после первых заморозков, когда они приобретают горько – кислый вкус.  Свежие плоды немного горчат, но прихваченные первым морозом, они теряют горечь, становятся менее терпкими и приобретают приятный  кисловатый  вкус.     Ягоды  рябины содержат большое количество витаминов.  С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.  Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Польза от рябины  большая. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.     Она и плодовое, и кормовое, и лекарственное, и медоносное растение. Она и красавица, и защитница почв.    

Воспитатель: в народе о  рябине  сложены песни,  стихи, загадки,   пословицы  и приметы.

Дидактическая игра «Продолжи примету».

- Много   ягод  рябины –… (осень будет дождливой, если мало – сухой).

- Поздно цветет рябина - ... (будут морозы зимой).

- Цветение рябины - ... (признак устойчивого тепла).

- Поздно расцвела рябина - ... (будет поздняя осень).

Подведение итога.

Воспитатель: ребята о чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?    Как и кому  помогает  рябина?  Чем похожа рябина на другие деревья и чем отличается?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...