Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста:«Забавная математика».
материал (старшая группа) на тему

Бороденко Наталья Георгиевна
Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста:«Забавная математика».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_dlya_raboty_s_detmi.docx229.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для работы с детьми

старшего дошкольного возраста:

«Забавная математика».

 

   Вопросы подготовки детей к школе возникают в каждой семье, имеющей детей-дошкольников. По-разному родители решают эти вопросы: одни начинают усиленно учить буквы; другие стараются отправить ребенка в школу непременно читающим; но мало кто из родителей обращает внимание на то, как держит ребенок карандаш, интересно ли ему то, что нравится родителям.

   Создавая данный материал, ставили следующие цели:

- сделать задания по математике интересными и увлекательными;

-  развивать логическое мышление и мелкую моторику рук;
-  учить слушать задания и правильно выполнять.

Задачи:

- учить понимать, что количество не зависит от расположения предметов;
- учить находить в окружающих предметах известные формы (круг, квадрат, прямоугольник и т.д.);
- ориентировка на листе бумаги;

- отсчитывание предметов в соответствии с указанным числом.

 Игра «Чей это дом?»

Задание 1. На рисунке изображена деревня, где одинаковых домов не встретишь. Дома различаются, потому что люди, живущие в них, очень не похожи друг на друга. Найди хозяина каждого дома.

Задание 2. Объясни свой выбор. Почему ты так думаешь?

5

«Бобик – надежный сторож».

Задание 1. Посмотри на рисунок. Постарайся запомнить как можно больше деталей.

6

Задание 2. Постарайся ответить на следующие вопросы, не глядя на картинку:

  • Что делает кошка?
  • Почему кошка не боится собаки?
  • Какое время года изображено на рисунке?
  • Какое время дня изображено на рисунке?
  • Что делает птичка?
  • Почему птичка не боится Бобика?
  • Как ты думаешь, что может сниться Бобику: прогулка в лесу или свежая кость, а может быть, встреча с другом Бимом.

«Смешанный лес».

Задание 1. На этом рисунке изображены деревья. Найди среди них березу. Постарайся сделать это как можно быстрее.

Задание 2. Закрой книжку и нарисуй по памяти березку. Охарактеризуй ее отличие от других деревьев.

Задание 3. Найди самое  низкое дерево.

Задание№4. Сосчитай все деревья на картинке.

Задание№5. На какие геометрические формы похожи эти деревья?

Задание №6. Какие деревья растут в вашей местности.

Задание №7. Найди самое высокое дерево? и т.д.

7

   Занимаясь развитием памяти, необходимо помнить, что с поступлением в школу для ребенка начинается новая жизнь, основное условие которой – соблюдение большого количества разнообразных правил – будет преследовать человека отныне и навсегда. Психологи утверждают, что ребенок, вступив на эту стезю, неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности.

    Для детей  старшего дошкольного возраста можно предложить тренировочные задачи.

Эта комплексная методика позволяет выявить степень развития пространственной  ориентации ребенка, распределение внимания, сосредоточенности на задаче особенности наглядно-образного и логического мышления.

 Суть задания заключается в том, что ребёнок должен будет по «письму-адресу» найти на полянке домик. На полянке очень много домиков и разветвленных дорожек. «Адрес» - указывает путь только к одному из них. «Письма-адреса» находятся внизу, под изображением полянки. Ребенок должен внимательно прочитать «письмо-адрес», и найти соответствующий домик на полянке.

  Задание№1

Посмотри, здесь нарисована поляна. На ней видны дорожки и в конце каждой дорожки домики. Нужно правильно найти один домик, для этого надо посмотреть на письмо адрес.  В письме, сообщается, что идти надо от травки, мимо ёлочки, а потом мимо грибка, и тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты?

ипарап 001апкпва 001

Задание№2

Здесь два домика, и опять надо найти нужный домик. Но письмо тут другое. На нем нарисовано, как найти, и куда поворачивать. Нужно идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону. Попробуй найти домик.

1.2 В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать, начиная двигаться от  травки. Найди нужный домик и зарисуй его.

Смотри  на письмо. Надо идти от травки мимо цветочка, потом мимо грибочка, потом мимо берёзки, потом мимо елочки. Найди нужный домик и закрась крышу домика.

Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо берёзки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом мимо стульчика. Найди нужный домик и закрась окошки.

Так же можно предложить родителям забавные математические шутки.

  

Веселый счет.

Сколько ушей у трех мышей?

Сколько лап у двух медвежат?  

 Два числа 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите?  

 

Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц, ответь скорей?

 

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек,

Кто ответит из ребят

Сколько было всех утят?

 

Рада Аленка, нашла два масленка!

Да четыре в корзинке.

Сколько грибов на картинке?

 

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой,

Один - у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?

Под кустами у реки, жили майские жуки:

Дочка, сын ,отец и мать.

Кто их может сосчитать?

Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается?

Трое в саночках сидят,

Один дожидается.

 

Логические концовки.

Если стол выше стула, то стул…..(ниже стола).

Если два больше одного, то один…(меньше двух).

Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…(вышел позже Саши).

Если река глубже ручейка, то ручеек…(мельче реки).

Если сестра старше брата, то брат …..(младше сестры).

Если правая рука справа, то левая ….(слева).

Загадки.

 

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка).

У него 4 лапки, лапки ЦАП-царапки, пара чутких ушей, он - гроза всех мышей. (Кот).

 

Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк. (Паук).   

 

На грядке сидит 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Нисколько: остальные воробьи улетели.)  

 

Работать примется одна – другая ей тотчас поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки).

Содержание игровых упражнений, направленных на развитие  эйдетической памяти детей.

Содержание игровых упражнений, направленных на развитие  эйдетической памяти детей представлены двумя группами упражнений:

  • Подготовительные занимательные упражнения, которые направлены на развитие образных представлений, воображения дошкольников.
  • Основные занимательные упражнения, они непосредственно направлены на ознакомление дошкольников с приёмами эйдетического запоминания.

 «Цифры в картинках».

  Детям предлагается рассмотреть цифру и рядом выполненный рисунок предмета и на рисунке доказать, что предмет похож на данную цифру

 ( показать изображенную цифру)

гнк

i

                 

На какую цифру похож предмет

Детям предлагается ряд предметных картинок и карточки с изображением цифр. В игре требуется к каждой картинке подобрать соответствующую цифру.

 

рнне09

0307

010

На что похожа цифра

Детям предлагается к цифре нарисовать предмет или несколько предметов, похожих на неё.

риав

Цифры в сюжетной картинке

Детям предлагается пофантазировать и представить какую-нибудь сюжетную картинку и в ней увидеть ту или иную цифру.

чвмааврт

        

Математические сказки

   Совушка - сова.

         Прилетели на поляну птички – синички, а там, каких только пташек нет! Все щебечут, по деревьям рассаживаются, знакомятся.

Но вот на середину вышла Совушка – Сова. Тут все разом и замолкли.

Оглядела всех сова, похвалила, что хотят учиться, а потом и говорит: «Начнем урок. Запомните, у каждой из нас, птиц, одна голова, один хвост, один клюв. А вот сколько ног? Посчитаем: одна, две. У каждой птицы две ноги.

 - А у тебя сколько, посчитай сам?

Стали птицы лапками перебирать, считать: одна, две.

- Верно, две.

-А теперь,- предложила бабушка Сова, - внимательно посмотрите друг на друга и посчитайте: что еще у каждого из вас есть по два?

Птички долго думали, считали и правильно ответили сове: у каждой из них два крыла, два глаза.

- Верно?

Тут сорока – белобока крыльями захлопала, радостно закричала:

«Ур-ра! Я считать научилась! Один и один – это два! Вот теперь я уж точно умнее вороны!»

- Ох, сорока, сорока! – покачала головой Совушка – Сова.

– Все бы тебе трещать без толку! Ты только начала учиться считать, а уж хвастаешь.

- А ты как думаешь? Правильно сказала Совушка–Сова? А у тебя сколько ног? Голов? Хвостов? Может, ты птичка?

Толстый - тонкий.

Топает Мишка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом мама - медведица, большая и сильная.

Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А спелые и крупные высоко растут, маленькому Мишутке не дотянутся. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Свалился медвежонок, ударился о пенек и заревел.

Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: «Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не видишь, она тонкая?»

«Как это - тонкая?» - не понял Мишутка.

«Эх ты, глупыш! – вздохнула медведица. – Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?»

«А у липы большой!» - уверенно заявил Мишутка.

«Не большой! Нужно говорить: толстый. Понял? и запомни, что лазить нужно только по толстому дереву».

«Как же я узнаю, толстое дерево или тонко, если рядом не будет осины?» - насупился медвежонок.

«На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами, - посоветовала мать – медведица. – Не обхватишь – значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь – значит, тонкое, лучше не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься».

"Вот спасибо!"- радостно рявкнул медвежонок во все горло.

Я давно приметил дерево, на нем пчелы улей соорудили. Уж оно точно толще осины будет. Теперь я доберусь до меда!» Попыталась остановить его медведица, да где там! Убежал медвежонок, не догнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Игры на развитие речевого дыхания»

Важным условием речевого развития детей является правильное речевое дыхание. Актуальность данного направления обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с разными речевыми...

Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Игры на развитие речевого дыхания»

Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Одним из важнейших аспектов развития речи является развитие речевого дыхания.Чтобы научить ребенк...

Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста "Занимательная математика"

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.На занятиях математического кружк...

Использование занимательного дидактического материала в работе с детьми среднего дошкольного возраста - отчет по самообразованию

Период дошкольного детства – самый благоприятный период для получения любых знаний.  (Слайд)   Обучение и воспитание детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимат...

Дети и блокада Ленинграда. Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В этом году 27 января  исполняется  71 лет как  была снята  блокада Ленинграда. Она продолжалась долгие 872 дня и унесла жизни полутора миллионов человек. В окружении  вместе ...