Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"
учебно-методический материал на тему

Овчинникова Светлана Викторовна

Учебно-методический комплект по лексической теме "Осень золотая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_zolotaya.docx384.81 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплект

Лексическая тема

Осень золотая

http://caleydaniel.com/select/wp-content/uploads/2015/02/RMK2724GM_Zutano-Friendly-Bird-Giant-Wall-Decals_Assembled-Product.jpg

С.В.Овчинникова


Стихотворения

А. С. Пушкин 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

М. А. Познанской

«Журавли»:
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Стихотворения

Осень.

Поспевает брусника.
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.


Физминутка

«Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи

Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки.

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе

Грязь и лужи на дороге,

Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

Физминутка

Виноватая тучка

Злую тучку наказали
Ты плохая, ей сказали. (грозим пальчиком)
И она заплакала, Да кап-кап-кап закапала.

 (собираем слезинки в ладошку)

Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел, (махи руками)

Мыши сразу задрожали. (обхватить себя руками)
Мыши в норы побежали.(Оборот вокруг себя)
Полетели птицы вниз, (машем ладонями)
Да птицы сели на карниз. (приседаем)
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел,(стучим по полу)

Ну а мы с тобой не тужим, (руки на поясе , повороты)
Босиком бежим по лужам.
Брызги прямо ввысь летят (руки вверх)
С тучею встречаются. А потом они назад
Да с неба возвращаются  (руками коснуться пола)

Припев
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет, (прыжки на месте)


Тучку бедную простили, (руки вперед)
Тучку с миром отпустили. (помахали кистями)
Тучка плакать перестала, ((гладим щечки)
А потом совсем пропала. (пожали плечами)
Припев:
Кап-кап-кап дождик прошел (шаги на месте)

Загадки

Что весною мы сажали,
Потом летом поливали.
Все, что осенью на грядках
Поспевает: вкусно, сладко!
Не зевай и собирай
Наш осенний… (урожай)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)

***

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад )

***

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это – … (Дождь)

Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Загадки

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел – оставил их,

Средних, маленьких, больших.  (Лужи)

***

Прилетел я с ветерком

И накрыл избушки.

Воздух словно с молоком,

Подставляйте кружки!  (Туман)

***

Осенью он часто нужен –

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой!  (Зонтик)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.  (Ветер)

***

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Гриб)

Загадки

Вырос в поле дом — Полон дом зерном.
Стены позолочены, Ставни заколочены.
И стоит новый дом На столбе золотом
(Колосок)

***

Поле осенью промокло,

Но зато созрела свёкла.

А в сентябрьских садах

Много яблок на ветвях. .

Что к зиме мы собираем?

Как его мы называем? (Урожай)

Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.

(Рябина)

***

На пригорке — бугорке стоит девицы в платке.
Наступит осень — платок она сбросит.

(Береза)

Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)

***

В золотой клубочек
спрятался дубочек.
Кто же это всё же?

(желудь)

   Дидактические игры

«Подбери слова».

Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.

Моросит (дождь).

Дует. (ветер).

Вянет (трава).

Желтеют. (листья).

Опадают (листья).

Льет (дождь).

Улетают (птицы).

Созревают (овощи, фрукты).

Собирают (урожай).

«Один — много»

Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Поиск антонимов  «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,...

холодная — жаркая

Дидактические игры

 «Скажи со словом  осенний»

Согласование существительного и прилагательного

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги,

день, утро, пальто.

«Назови, какая погода?»

Образование качественных прилагательных

Какая погода бывает осенью,

 если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

Дидактические игры

Поиск фактических ошибок

«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень.

Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки.

Звери стали делать запасы на зиму:

ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор.

Они играли в прятки, лепили снеговика и

кормили крошками птиц.

Поиск соответствующего понятия

«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

звери делают на зиму (что?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и

огородах (что?) — ....

Дидактические игры

Игра «Умный словесник»

Цель: упражнять в подборе имен  существительных: игра обогащает словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста — (листва).

Опадание листьев осенью — (листопад).

Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).

Осадки в виде водяных капель — (дождь).

Движение воздуха над землей — (ветер).

Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).

Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако).

 Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).

Яркий свет в небе во время грозы, сопровож-даемый громом — (молния).

Дидактические игры

Игра «Все наоборот»

Цель: развивать связную речь (умение строить сложное предложение доказательной формы высказывания); упражнять детей в установлении причинно- следственных связей.

Материал: фото осенних пейзажей.

Вариант 1.

Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

Воспитатель. Объявляется минута «Все наоборот». Я буду называть слова, определения, а вы не соглашайтесь со мной, отвечайте словом-«наоборот» (антонимом).

• Осень ранняя — весна поздняя.

• День веселый — ночь грустная.

• День солнечный — ночь пасмурная.

• Небо чистое (яркое) — земля грязная (блеклая).

• Время холодное — теплое, жаркое.

• Облако белое — туча черная. И т. д.

Вариант 2.

Игровые действия: подбирать слова-антонимы.

• Лето жаркое, а осень — ... (холодная).

• Лето засушливое, а осень — ... (мокрая, дождливая).

• Весна ранняя, а осень — ... (поздняя).

• Весной дни длинные, а осенью — ... ( короткие).

• Летом поля с урожаем, а осенью — ... (пустые).

• Летом яблоки зеленые, а осенью -- ... (спелые). И т. д.

Дидактические игры

Игра «Все наоборот»

Вариант 3.

 Игровые действия: находить ошибку в предложенной фразе, исправлять ее, объяснять свой выбор. Педагог предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно

больше опровержений этой фразы.

-  Ребята, хитрый волшебник Наоборот  перевернул некоторые фразы. Надо помочь ребятам исправить ошибочные фразы. Хотите помочь? Тогда слушайте внимательно!

Если фраза с ошибкой, топните ногой и поднимайте руки для правильного ответа.

Если фраза правильная, хлопайте в ладоши.

• Осенью все деревья становятся голыми.

• Медведица вышла из берлоги и увидела листопад.

• Журавли вылетают из скворечников в теплые края.

• Осенью вся земля укрыта снегом.

• Осенью люди загорают в майках и шортах.

• Зимой ласточки склевали все вишни с яблони. И т. д. —

Кроссворд

http://razdeti.ru/images/photos/2d321b74176afd496ffdd4240de35f97.jpg

Четыре желания

К. Ушинский

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал

домой румяный, веселый, и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я хотел бы, чтобы всегда была зима!

— Запиши твое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал

цветов, прибежал к отцу л говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!

Опять отец вынул Книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился

мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желая, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и Желтые груши. Митя был

в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил

и о весне, и о зиме, и о лете.

Четыре желания

К. Ушинский

Вопросы по содержанию

  • Какие четыре желания были у Мити?
  • Вспомните, чем он был занят в зимние дни?
  • А что делал весной?
  • Почему Митя хотел, чтобы лету не было конца?
  • С чем связано восторженное настроение Мити осенью?
  • Почему Митя хотел, чтобы зима, весна, лето, осень никогда не кончались?
  • Расскажите о своем любимом времени года.

Осень на пороге

Николай Сладков

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон.

- Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? 

Как эхо, донеслись голоса из леса:  - Готовы, готовы, готовы... 

 - А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон.

- Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете? 

Откликнулись звери:  - Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! 

 - Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!  - Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! 

 Откликнулись птицы:  - Мы, перелётные, в тёплые края улетим! 

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем! 

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт! 

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут! 

 - Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет! 

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! 

Осень на пороге

Николай Сладков

Откликнулись птицы:  - А мы, дрозды, на рябину навалимся! 

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить! 

- А мы, щеглы, за сорняки примемся! 

Откликнулись звери: 

 - А нам без мух-комаров спать будет спокойней!  -Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет! 

 - Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери.

- Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем! 

 Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.  Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.  Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Вместе с детьми разбирает значение слов «мудрый», «оседлые» (птицы), «осень на пороге» (осень совсем близко), «день укоротит» (сделает день короче), «шелушить».

 

Осень на пороге

Николай Сладков

Вопросы по содержанию рассказа.

  • - Как белки, зайцы и лисицы встречают осень?
  • - Что делают осенью ежи и летучие мыши?
  • - Куда и почему улетают перелётные птицы?
  • - Чем питаются оставшиеся зимовать птицы?
  • - Как вы думаете, почему в лесу станет тише, когда опадут листья?
  • - Почему летний шум листвы, кажется нам весёлым, а осенний печальным?

Пересказ рассказа

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли.

Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают

корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

  • Контрольные вопросы и задания

Что такое осень? (Время года.) 

После какого времени года наступает осень?

Какое время года наступает вслед за осенью?

Назовите первый осенний месяц.

Назовите осенние месяцы по порядку.

Перечислите известные осенние приметы. В растительном мире.

 В животном мире.

В неживой природе

. В жизни людей.

Почему деревья сбрасывают листву осенью?

Почему перелетные птицы улетают в теплые края?

Почему медведю, барсуку и ежу необходимо осенью нагулять жир?

 Почему у животных происходит осенняя линька?

Почему, в отличие от медведя, белки и мыши заготавливают запасы на зиму? Какие периоды осени можно выделить?

Назовите признаки каждого периода осени.

Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью?

Какие дары приносит людям и животным осенний лес?

Какие осенние цветы вы знаете?

Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет?

Почему об осени поэты написали много стихов?

Что вам нравится в осени?

Что было бы, если бы вслед за летом сразу наступала зима?

ПАЛЬЧИКОВА ИГРА

Маша-хозяйка
Наша-то Маша 
Сметлива была, 
Всем в избе работу 
Нынче задала: (Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху)
Плошечку собачка 
Моет языком, (большой палец правой руки   оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные   выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» – округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно).palchikovie_igri4palchikovie_igri5

Мышка подбирает 
Крошки под столом. (согнутые мизинец и указательный палец правой руки– «ушки», сомкнутые и   прогнутые средний, безымянный и большой –«мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую   ладонь)
Кошка под окошком (пальцы правой руки собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, изображающие мордочку, не прогнуты, а округлены). 
Когтями скребет, (пальцы правой руки скребут ладонь левой). 
Курочка в сережках 
Вымела избушку, 
Избушку метет.
Потрусила голичок. 
Лег голичок 
Под порог на бочок.
Правая ладонь «подметает»   выпрямленную левую.
palchikovie_igri7palchikovie_igri8palchikovie_igri6

Расслабленная правая рука  ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок  –  забытое название веника, а потрусить – значит вытрясти,   встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 

       Дети должны знать:

  • названия осенних месяцев, основные приметы осени;
  • изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;
  • чем занимаются осенью люди, как одеваются;
  • отличительные особенности ранней и поздней осени.

       Дети должны уметь:

  • обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий;
  • интересоваться явлениями живой и неживой природы.

 АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ


       Существительные: осень, время года, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, листва, паутина, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, грязь, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт, заморозки, наледь.


       Прилагательные: ранняя, поздняя,, золотая, осенняя, унылая, грустная, прощальная, туманный, дальний, богатый, длинная, короткий, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие, опавшие, кружащийся, хрустящие, разноцветные, засохшие, мокрые.



       Глаголы: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит, мокнут, замерзают.



Чем занимаются люди в огородах, полях, садах осенью?

Какие дары приносит людям и животным осенний лес?

Какие осенние цветы вы знаете?

Почему осенью природа не расцветает, а увядает, сохнет?

Почему об осени поэты написали много стихов?

Что вам нравится в осени?

Что было бы, если бы вслед за летом сразу наступала зима?

 

       Наблюдения за явлениями неживой природы
       Солнце. 
Дети по тени от столба и по освещенности определенного предмета - ориентира, например отдельно растущей елки, ежедневно отмечают путь солнца утром, днем и вечером.
       Понаблюдав в течение двух недель, они замечают существенные изменения: солнце уже не поднимается так высоко, как поднималось летом. В дальнейшем изменения пути солнца отмечаются через определенные промежутки времени, например, каждую неделю, и делается вывод, что путь укорачивается, день уменьшается.
       Воздух. Дети всегда интересуются небом: там плывут облака, летают самолеты, находятся таинственные планеты, туда запускают космические корабли. Скажите детям, что небо - это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.
       Детей интересует, можно ли увидеть, услышать или потрогать воздух. Предложите им опустить камешек в воду и посмотреть, как вокруг появятся пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха. А можно ли услышать воздух?  Потихоньку выпускайте воздух из надувного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Солнце нагревает воздух.
       Дети замечают, что осенью чаще дуют холодные ветры. Гуляя в парке, обратите внимание, что листья на вершинах деревьев желтеют раньше. Это происходит потому, что воздух становится холоднее, а вершины деревьев менее защищенные. Раньше всего желтеют вершины лип и берез.
       Осадки. В сентябре еще бывают грозы, сверкает молния, гремит гром, но это уже последние, осенние грозы. Скажите детям народную примету: «Гром в сентябре предвещает теплую осень». Предложите проверить ее.
       Осенью часто стелются туманы. Это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе. Во второй половине сентября появляется первый заморозок на почве. Утром крыши домов, трава, дорожки припорошены инеем - все белое.  Понаблюдайте, как он быстро исчезнет под лучами солнца, останутся только блестящие капли.

       Наблюдения за растительным миром
       На участке.
 Дети замечают, что на участке пожелтели березы и липы, покраснели осины. Полюбуйтесь красотой окраски листвы. Пусть ребята назовут деревья, вспомнят, чем отличаются их листья и плоды. Предложите наметить, что посадить еще, чтобы участок стал красивее.
       В парке. Полюбуйтесь осенним пейзажем и предложите выбрать какой-то уголок природы для рисования.
       Понаблюдайте, какие растения и как сажают садовники под зиму. Фуксии и примулы рассаживают листовыми розетками, тюльпаны и нарциссы - луковицами. А что это выкапывают из земли? Подойдя поближи, дети узнают канну. У нее еще есть интересное название - «цветущая трость». У канн крупные листья, красно-оранжевые цветки собраны в колос на верхушке высокого стебля. Они цвели почти до самых заморозков. Теперь листья увяли, и садовники выкапывают корневища и убирают в помещение.
       Скажите детям, что родина канн - Индия, где очень тепло. Вот почему растения в открытом грунте зимовать не могут.
       В парке становится все красивее: клен окрашивается в желто-красный цвет, краснеют листья рябины, стал ярко-красным наряд осины, вяз и липа золотистого цвета.
       Постепенно листья опадают. Чуть подует ветер - и они, медленно кружась, опускаются на землю.
       Предложите детям рассмотреть листья, подумать и объяснить причину их опадания. В старшей группе дети уже говорили об этом, но сейчас их объяснения будут подробнее.
       Но вот ударил первый заморозок. Наступает самое красочное время - листопад. В парке все ожило, листья устилают землю разноцветным ковром. Прочитайте отрывок из стихотворения А. К. Толстого «Осень»:
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
       Рассмотрите картину И. И. Левитана «Золотая осень». На одной из прогулок, полюбовавшись осенним полем, прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Привет»:
Привет тебе, мой край родной, 
С твоими темными лесами, 
С твоей великою рекой 
И неоглядными полями! 
Привет тебе, народ родимый, 
Герой труда неутомимый 
Среди зимы и в летний зной! 
Привет тебе, мой край родной.

       Наблюдения за животным миром
       Насекомые.
 В теплые, погожие дни ранней осени на лугах и лесных опушках трава как будто серебрится сетью паутины, а если взглянуть наверх, на фоне ярко-голубого неба можно увидеть тончайшие нити. Предложите присмотреться, откуда берется паутина. Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток теплого воздуха подхватывает довольно длинную нить и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву и спит там до весны.
       Напомните детям, что пауки полезные, не надо им мешать: пусть летят на новое место. Интересно рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту ее прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь-дорогу.
       После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Спросите, куда они делись. Собирая лиственную землю в лесу, дети находят их очень много. Насекомые заснули до весны - не надо их трогать.
       Если встретится шмель, расскажите, что осенью все население шмелиной семьи вымирает, остаются только молодые шмели, которые, перезимовав, весной создадут новое гнездо. Гнезда шмелей находятся в земле.
       Муравьев тоже не видно. Они собираются в глубине муравейника, где им будет тепло, и закрывают в него вход. Наблюдая за жизнью животных, подчеркните, что осенью они тоже готовятся к долгой холодной и голодной зиме.
       Прогулки на водоем. В конце сентября побывайте с детьми у водоема. Спросите, что здесь изменилось.
       Вода стала прозрачной, как разноцветные лодочки, красиво плавают упавшие красные и желтые листья. Водные растения опускаются на дно, а семена некоторых из них, например кувшинки и водокраса, прилипают к лапкам и перьям уток. При перелете они переносят их в другие водоемы.
       Лягушки зарылись в ил до весны. Туда же спрятались и улитки. Рыбы собираются в стаи, мальки и взрослые - отдельно.
       Жук-водолюб переселяется для зимовки на сушу. Он медленно ползет по сухой прибрежной траве, выбирая себе жилье. Наконец находит, зарывается под сухие листья и засыпает до весны.
       Рассмотрите песок на берегу реки. Дети увидят в увеличительное стекло, что он состоит из отдельных мелких и крупных песчинок, ничем не связанных между собой. Предложите подумать и сказать, зачем песок насыпают в аквариум. Почему песок нужен птицам зимой?
       Заготовьте чистый речной крупнозернистый песок. Он понадобится для подкормки птиц и черенкования комнатных растений весной.
       Птицы. В начале осени покажите детям отлет журавлей. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами с длинными вытянутыми шеями. Иногда удается увидеть, как передовой журавль меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.
       После наблюдений разучите с детьми стихотворение М. А. Познанской «Журавли»:
Журавли летят, курлычут,
Шлют последнее «прощай»,
За собою лето кличут,
Забирают в теплый край.
Жалко мне цветных полянок
И журавликов моих!
       Дети должны знать и о жизни диких зверей осенью. В наших лесах водятся медведь, волк, лиса, заяц, еж, белка. На прогулках иногда можно увидеть наколотый на сучок гриб. Это белка готовится к зиме.
       Кроме грибов, она запасает орехи, желуди, шишки и прячет их в какое-нибудь старое дупло - все это пригодится холодной зимой.
       Белка делает себе на зиму гнездо из прутиков, сплетает и крышу, чтобы не замочил дождь. Внутри выстилает его сухими листьями, а стены затыкает мхом, чтобы не проникал ветер. Если белка находит старое гнездо вороны или сороки, то приспосабливает его под свою квартиру.
       В лесу нередко можно встретить и ежа. Иногда он похож на движущийся шар из осенних листьев. Не ловите его: пусть он спокойно устраивает свое жилище. Летом еж приносит очень много пользы.
      Расскажите детям о медведе. Бурый медведь очень сильный и крупный зверь. У него жесткая, длинная шерсть, на голове небольшие уши. Ноги толстые, на широких лапах длинные и острые когти. Несмотря на свою неповоротливость, он быстро бегает, стоит на задних лапах, ловко лазает по деревьям; ходит переваливаясь.
       Еще в августе медведь начинает очень много есть: забирается в поле, где растет овес, в малинник; в сентябре поедает ягоды, орехи, желуди. Очень любит мед, но, когда забирается на пасеку, приносит много вреда, ломая ульи, поедая вместе с медом и пчел.
       Лиса и волк - хищники. Зимой они не спят и запасов осенью не делают. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и делается пушистой.

       Труд в колхозном саду
       Если есть возможность, покажите детям труд взрослых по сбору фруктов. Рассмотрите фруктовые деревья, усыпанные красными, желтыми, зелеными яблоками и грушами. Вспомните, какими яблоки были летом. Сравните их с осенними.
       Поднимите яблоки, упавшие с дерева, разрежьте их и покажите детям, что здесь уже побывала гусеница-плодожорка: виден загрязненный ею ход. А где же сама гусеница? Она запряталась в щель ствола или в трещину коры.
       Яблок-падалиц в саду немного: ведь здесь хорошие хозяева, они берегут сад, подбирают самую мелкую падалицу, чтобы удалить вместе с ней и гусениц. Иначе, упав вместе с яблоками, они выбираются из них и снова заползают на деревья.
       Дети увидят, как ящики с поздними сортами яблок - антоновкой, анисом полосатым - осторожно ставят на весы, взвешивают, а затем грузят в машины и увозят в города. Обратите внимание на дружную работу взрослых. Они любят свой труд, поэтому так много уродилось вкусных яблок и груш.
       Побывайте в саду после сбора урожая. Работа там продолжается. Садоводы убирают подпорки, удобряют и вскапывают землю под фруктовыми деревьями, чтобы не росли сорняки, чтобы в земле накопилось больше влаги за время зимы. Дети будут удивлены, увидев яблони, подпоясанные как поясом стружкой или мешковиной. Это ловчий пояс. Туда заберутся зимовать насекомые-вредители. Потом их легко оттуда выбрать и уничтожить. Снимите пояс со ствола и покажите, как там устроились гусеницы-плодожорки.
       Предложите детям внимательно осмотреть ветки яблонь. Они увидят, что некоторые листья склеены между собой и скреплены паутиной. Разверните такой комок листьев и покажите молодых гусениц, которые будут здесь зимовать.
       Это гнездо бабочки-златогузки. Белоснежную, с рыжим брюшком златогузку дети видели летом в лесу на деревьях: на иве, дубу, липе. Из кладки яиц златогузки вывелись гусеницы, которые вылезут весной и будут грызть почки на яблонях, а потом объедать листья.
       В некоторых свернутых листьях попадаются белые коконы, в которых устроились зимовать гусеницы бабочки-боярышницы. Весной они сильно повреждают листья, соскабливая зеленую мякоть с верхней стороны. Садовники снимают и уничтожают эти гнезда. Большую пользу приносят и птицы, особенно синицы, посещающие сады зимой.
       Чтобы дети увидели, как гусеницы объедают листья, как превращаются в бабочек, возьмите эти гнезда домой и поместите их в инсектарии или просто в коробки.
       Ребят заинтересует, почему садоводы срезают ветви смородины и крыжовника. Рассмотрите их, и дети увидят, что они засохшие и уже ненужные. Расскажите, что садоводы заботятся не только о том, чтобы собрать урожай, но и о том, чтобы урожай был и в следующем году.

       Труд на колхозном огороде
       Понаблюдайте за коллективной работой людей на колхозном огороде. Сообщите детям заранее, куда они пойдут. Подойдя к огороду, обратите внимание, какой он большой, как красиво выделяется его зелень на фоне желтеющего леса, луга, как много здесь людей и машин.
       Расскажите, как усердно трудились люди весной и летом, чтобы осенью собрать хороший урожай. Большое впечатление производит вид собранных овощей: огромные голубоватые кочаны поздней капусты, яркие тыквы. Скажите пословицу: «Холоден сентябрь, да сыт». Спросите детей, для кого взрослые собирают урожай. Попросите разрешения принять посильное участие в сборе урожая.
       Перед уходом узнайте, когда Ьурут перепахивать огород. Побывайте там вторично. Понаблюдайте с детьми, как перепахивают почву. Полюбуйтесь видом пашни: просторное темное поле, и вдали, как жучок двигается трактор. Обратите внимание на крупные комья земли, которые остаются после плугов. Благодаря вспашке в земле удается накопить больше влаги за зиму. Кроме того, погибают все сорные травы, которые проросли осенью. Дети увидят, что сорняки лежат корешками вверх, они высохнут и погибнут.
       Необходимо знакомить детей и с полевыми работами. Особенно интересно посмотреть, как сеют озимые культуры. Осенью тракторными плугами пахали и боронили землю, сеяли, а поздней осенью дети увидят огромный изумрудный ковер: это взошли озимые хлеба. Рассмотрите растения, их размеры, форму, научите определять рожь и пшеницу.
       Объясните, что так они и будут зелеными зимовать под снегом. Детей это изумляет, если они увидят все своими глазами, а не на картинах.
       Календарь погоды. В начале октября рассмотрите с детьми календарь погоды за сентябрь.

       Труд взрослых
       Во время прогулок обратите внимание на заботу взрослых о растениях: они готовят их к зиме - укрывают розы, выкапывают клубни георгинов, луковицы гладиолусов, убирают их в подвалы, очищают от сорняков и перекапывают землю под кустарниками и деревьями, подвязывают раскидистые кустарники, обрезают тонкие сучья.
Познакомьте детей с инвентарем садовника.

       Наблюдения за животным миром
       Птицы.
 В октябре остались только водоплавающие птицы. В поисках корма они перебираются на новые места, а в конце месяца улетают. Спросите детей, почему эти птицы покидают нас. Сделайте вывод, что, когда водоемы замерзнут, птицам нечем будет питаться.
       Прогулки на водоем. Лягушки уже спрятались. Из растений на поверхности осталась только ряска. Скоро и она опустится на дно. Водомерки вылезли на сушу, забились под листья в сухую траву и заснули до весны. Спросите детей, куда денутся рыбы, когда вода станет совсем холодной.
       В конце месяца водоем замерзает и через прозрачный лед будут видны водоросли. Покажите детям, как из водорослей поднимаются пузырьки воздуха и остаются подо льдом. Расскажите, что к воздушным пузырькам приползают подышать воздухом жуки и улитки. Зимой воздуха подо льдом мало, а он нужен всем, поэтому во льду прорубают проруби.
       Дикие животные. В поредевшем лесу сейчас неуютно. Ежик сделал себе мягкую постель из сухих листьев, свернулся в клубок и заснул крепким сном. Медведь за осень отъелся и сейчас разыскивает место для берлоги в глубине леса. Иногда вместе с ним бродят медвежата - пестуны.
       Белка утепляет свое гнездо на ветках дерева или в дупле. Пока овощи на огородах были, корма зайцам хватало. Питаются они ночью, а днем сидят, затаившись, где-нибудь в кустах.
       У лисицы и волка, которые ведут зимой деятельную жизнь, добывая себе пищу, отрастает густая шерсть. Волк похож на собаку. У него широкая грудь, сильные ноги. Он может долго и быстро бегать, преследуя животных.  Волки живут в логовах, под корнями сваленных деревьев, среди бурелома, в оврагах, а иногда в норах, оставленных другими животными: барсуками, песцами. Они находят логово в глухом лесу недалеко от воды.
       Расскажите о нелегкой жизни диких животных. Скажите, что существуют специальные заповедники, где дикие животные живут свободно, их никто не трогает, а зимой подкармливают.
       Читайте детям больше рассказов о жизни животных. Можно загадать загадки: «Кто зимой холодной бродит злой, голодный?» (Волк.) «У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?» (Лиса.) «Угрюмый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной». (Еж.) «Кто мохнатый и большой, кто в берлоге спит зимой?» (Медведь.)
      
 Работа с календарем. В начале ноября проанализируйте погоду за октябрь.

       НОЯБРЬ
       Наблюдения над явлениями неживой природы
       Солнце, осадки.
 Посмотрите, какая длинная тень в полдень от солнца. Оно светит все реже, и путь его все короче. Дни уменьшаются, рано темнеет. Погода почти все время пасмурная, моросят холодные дожди, везде слякоть. Иногда выпадает снег, но быстро тает. По утрам часто бывают туманы. Земля перенасыщена влагой. Становится все холоднее. Почва замерзла, лужи и грязь на дорогах тоже твердые.

       Наблюдения за растительным миром
       Прогулки в парк. В парке просторно, далеко видно. Обойдите знакомые деревья. Пусть дети вспомнят форму зеленых листьев и цветки деревьев. Кое-где на обнаженных ветвях лежит снег. Скажите детям, что деревья приготовились к длительному отдыху. Напомните, что комнатные растения тоже отдыхают: амариллис, цикламен стоят в темном месте, у герани и фуксии подрезаны стебли. Остальные растения сейчас реже поливают.
       Прогулки в лес. Сходите в лес в начале ноября. Посмотрите, каким он стал почерневшим, хмурым. Рассмотрите деревья. По светло-серому стволу и черным шишечкам, которые висят на старых ветках, дети сразу узнают ольху. Рассмотрите ее веточки с длинными и короткими сережками. Скажите детям, что ольха уже приготовила цветы к зиме. Она зацветет раньше всех деревьев. Какие еще деревья цветут до появления листьев? Дети вспоминают, что сережки и шишечки, из которых свисали ярко-красные ниточки, видели весной на орешнике. Найдите орешник, рассмотрите сережки и закрытые шарики почек.
       У березы сережки тоже готовы к весне, но они сейчас устремлены вверх. Значит, семена не созрели.
       У осины почки разной формы: одни заостренные, маленькие, другие округлые, крупные (цветочные). Покажите, как плотно и надежно они укрыты. Снимите с почки несколько рядов чешуек, и дети увидят небольшие, но уже пушистые сережки.
       После таких наблюдений нетрудно будет сделать вывод, что раннецветущие деревья, такие, как осина, орешник, береза, ольха, уже подготовили свои почки к весне. Это еще раз подтверждает, что деревья осенью не погибают, а находятся в зимнем покое.
       А как хвойные деревья подготовились к зиме? В еловом лесу немного мрачновато, темно. Скоро отсюда к детям придет нарядная гостья - елка; они с удовольствием рассматривают ее веточки, на концах которых тугие бугорки. Снимите чешую и покажите, как плотно закупорена почка ели, вся пропитанная смолистым веществом.
       Сравните хвою ели и сосны. У сосны она сине-зеленая, каждая иголка заостренная, жесткая, сидит на коротких побегах пучками, по две или по три иголки, окружена чешуйкой. Измерьте длину хвои сантиметром: ее длина 7-8 см. У ели хвоя темно-зеленая, четырехгранная, остроконечная, сидит на особых выростах коры по одной, короткая - 1-2,5 см длины.
       Предложите детям вспомнить хвою лиственницы. Она ярко-зеленая, мягкая, плоская, сидит на коротких побегах пучками, в каждом пучке много иголок. Рассмотрите хвойный кустарник можжевельник. Хвоя у него колючая, плотная, с белой полоской сверху, располагается по три иголочки. На кустарнике дети увидят синевато-черные шишкоягоды, которые любят птицы.
       Полюбуйтесь лишайниками разной формы: то они свисают, напоминая бороды, то стелются по земле. Скажите, что лишайники служат кормом для скота. Лишайники неприхотливы, но каждый вид заселяет только то место, которое ему больше подходит.
       Листья рябины опали, и ярко-красные ягоды радуют глаз. В лесу можно увидеть снегирей. Спинка у них серая, на головке как бы черная шапочка, грудка ярко-малиновая, крылья и хвост черные блестящие. Самка снегиря серенькая с черными матовыми перьями. Клюв у снегирей короткий и вздутый у основания. Таким клювом легко выбирать семена из ягод рябины и можжевельника, бросая мякоть. Снегири клюют и почки деревьев.
       Около можжевельника можно увидеть красивых птиц с клювом в виде крючка или щипцов. Это клесты. Расскажите детям, что они выводят птенцов в самые лютые морозы. Птенцы голые, слепые, чувствуют себя отлично.   Клесты прилетают к нам выводить птенцов с севера. Они питаются семенами хвойных деревьев и очень быстро и ловко умеют выбирать их из шишек. Предложите детям послушать глухой равномерный стук. Лесной доктор - дятел - хорошо виден в осеннем лесу. Сидя на старой ели, он долбит ее, отыскивая насекомых.
       В конце ноября отправьтесь в лес еще раз. Посмотрите растения, которые подготовились зимовать с зелеными листьями. Около ели дети увидят розетку листьев грушанки. Они твердые на ощупь, будто сделаны из кожи.  Копытень оставляет на зиму свои крупные, круглые, как копыто, листья тоже зелеными. Сохраняет свои листья зимой на ползучих стеблях вероника лекарственная. Всю зиму брусника будет стоять с зелеными листьями, а у черники зеленеют веточки.
       Но вот неожиданная находка. На мокрой, темной, местами засыпанной снегом земле дети видят кисти нежно-розовых цветков вереска. Это стелющийся кустарник с вечнозелеными мелкими листочками. И кажется, что нет поздней хмурой осени. Прочитайте стихотворение А. Л. Барто «За цветами в зимний лес»:
Никому не верится:
Чудо из чудес -
За цветами девица
Ходит в зимний лес.
Он стоит не в зелени,
Как в июльский зной,
Он, снежком побеленный,
Блещет белизной.
Но смеется девица:
- Если вам не верится,
Показать могу
Яркий кустик вереска
Прямо на снегу.
Летом он не ценится -
Скромное растеньице.
Но зато как весело
Увидать самой 
Огонечки вереска 
На снегу зимой!
       Возьмите с собой веточку вереска и поставьте в вазочку в уголке природы. Всю зиму он будет радовать детей.
       Хотя уже холодно, часто идет снег, но всюду продолжается жизнь.
       Прогулки на водоем. На водоемах пока еще можно увидеть уток и чаек. Они последними покидают родные края. Зато весной они одними из первых вернутся на родину. Вспомните с детьми рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Захватите с собой корм, чтобы покормить уток: ведь им предстоит далекий путь.
       На водоемах вода покрывается первым льдом. Он тонкий и до того прозрачен, что видно дно. Но вот выпал снег и запорошил тонкий ледок. Под водой становится темно. Скажите детям, что ноябрь - последний месяц осени, скоро настанет зима. Народные пословицы говорят: «Ноябрь зиме родной батюшка», «В ноябре зима с осенью борется». В конце ноября выпадает снег.
       Познакомьте детей с народными приметами: «Дневной снег не лежит: первый снег выпадает за ночь», «Коль осенний снег упадет на мокрую землю, то он останется, а на сухую - скоро опять сойдет». Пусть дети запомнят и проверят эти приметы.
       Работа с календарем. В конце ноября или начале декабря подведите итоги наблюдений за осенними месяцами. Рассмотрите рисунки в календаре. Проведите дидактическую игру с листьями или овощами. Рассмотрите календарь за ноябрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Домашние животные» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гр...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме: «23 февраля. Военные профессии» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматич...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Новогодний праздник. Зимние забавы» к учебно-электронной - мультимедиатеке по развитию речи.

Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование гра...

Учебно- методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Осень. Приметы осени» к учебно-электронной разработке «Мультимедиатека по развитию речи»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...