«Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Продуктивная деятельность

 

( эксперименты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»

 

                                                        

 

МКДОУ № 4 « Звёздочка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Воспитатели: Сооро О.В. Боровик Л.И.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое  значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

1.      собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;

2.     активность ребенка,  стимулированной  взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

Актуальность программы

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации программы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном  мире : посуда, мебель ,игрушки .обувь ,транспорт .О геометрических фигурах круг ,прямоугольник  призма , ромб ,О человеке; мои помощники – рот,носглаза, уши .О приготовлении пищи :раздел «Кулинария»- как сделать салат ,заварить чай ,О материалах: глина, бумага ,ткань ,дерево, метал ,пластмасса .О природных явлениях; времена года, природные явления ,объекты живой и не живой  природы .О  мире  животных и растений ; как звери живут зимой ,летом .Условия  необходимые для роста и развития  овощам и фруктам .

Цели и задачи программы

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи программы:

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта ,его взаимоотношениях с другими объектами  и средой обитания .;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно -  символическому  (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность, внимание ,  память ,воображение ,логическое   мышление;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

1.  Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

2.  Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательный  –  образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

1. Определить эффективность проведенной работы

2. Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: с 15 сентября 2017года по 30 мая 2018 года.

 Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Перспективный план

 

Месяц

Занятие, цель

материал

Сентябрь

Тема «Овощи и Фрукты»

2 неделя

«Овощной (фруктовый) салат»

Цель: Познакомить детей с процессом приготовления салата, Формировать умение определять на вкус фрукты  и овощи

- глубокая емкость с водой,  апельсин , яблоко, груша ,огурец ,помидор, лук тарелки ,вилки.

3 неделя

 Тема: «Лес и лиственные деревья»

«Почему осенью листья желтеют?

Цель: Показать детям взаимосвязь между расцветкой  листа и изменением погоды(осенью холоднее,чем летом) .

иллюстрации

- поднос или тазик

- листья от разных деревьев

-

- ветви

- вода

4 неделя

.В тепле и холоде

Цель: Помочь детям выделить благоприятные  условия для роста и развития растений

-листья разных размеров

- гербарии из цветов

- А.Плещеев «Осень наступила»

Октябрь

1 неделя

Тема «Мебель»

Мир пластмасс

Цель : Учить детей узнавать  вещи ,сделанные  из разного вида пластмасс

Полиэтилен, пенопласт, оргстекло ,целлулоид.

2 неделя

Мир металлов

Цель: научить детей узнавать предмет из металла , определять его  качественные характеристики, свойствами

Алюминий, железо, медь.

3 неделя

Мир дерева

Цель :  научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить его качествами и свойствами.

Древесина: берёза, кедр , осина, сосна, ель.

4 неделя

Тема «Перелётные птицы»

Перелётные птицы

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

Цель: Помочь детям установить связь между строениями и образом жизни в экосистеме.

Дидактическая игра  :   « Где чей клюв?»

Чтение Г. Х. Андерсен « Гадкий Утёнок» Изготовление поделок из бумаги  ( оригами)

Ноябрь

1 неделя    Тема «Библиотека»

Мир бумаги

Цель: Дать детям сведения о  разных видах бумаги

Салфеточная , писчая, оберточная ,чертежная ,

2 неделя

Мы пишем книгу.

Цель: Совершенствовать графические умения детей побуждать детей в коллективном создании книги .

Бумага, цветные карандаши, картон , ножницы

3 неделя

Бумажный мост.

Цель: Познакомить детей с понятием жесткость.

- два стакана

- несколько листиков бумаги

- небольшая миска

- пластилин

-

4 неделя

Бумажные цветы

Цель: Научить детей изготовлять из различной бумаги цветы

Гофрированная  бумага, ножницы, линейка,карандаш

Декабрь

 Тема «Зима»

1 неделя

Нужен ли растениям зимой снег?

Цель: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений

-  Дидактическая игра: «Бывает-не бывает»

Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?»

2 неделя

 

Строим снежный город

Цель: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности .

Предварительно :

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

3 неделя

«Лёд и снег- тоже вода»

Цель: Помочь детям доказать с помощью опыта , что лёд и снег- тоже вода

- длинный бокал

- ложки

- вода

- миска

- стакан

-Снег-лёд

Январь

1 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твёрдым ,показать с помощью опыта , что вода замерзает на холоде, а в воде растворяется краска

- Стаканы пластмассовые

-вода

- краска акварель, гуашь

2 неделя

  Тема «Зимующие птицы»

«У кого какие клювы?»

Цель: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Наблюдение в природе , изготовление кормушки

 

Февраль Тема «Одежда , ткани»

1 неделя

«Ткани от Матроскина»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала .

 

Дидактические игры: «Угадай профессии» «Чего не стало?» «Когда что надеть?»

Просмотр презентации « Одежда»

2 неделя Тема «Посуда»

«В мире стекла»

Цель: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла , сравнивать их качественные характеристики и свойства 

Посуда: фарфор ,фаянс. Дидактическая игра: «Найди   такую  же»

Просмотр презентации « Посуда»

 3 неделя

Фарфоровый секрет китайцев

Цель» Познакомить детей с историей создание стекла и фарфора , научить называть назвать свойства

Посуда из стекла и фарфора

Чтение К. Чуковского «Федорино горе»

4 неделя

«Мы - фокусники»

Цель: Помочь детям выявить   материалы  взаимодействующие с магнитами

Посуда, алюминий ,иголка, ножницы и д.р.

 Март 1 неделя

Тема «Почта»

Секретные записки.

Цель: Уточнить знания детей о результатах труда , людей ,разных профессий ,помочь детям выявить возможность использование различных веществ вместо чернил . Изготовление письма,конверта

Конверт с марками, бумага, карандаши, древесный уголь,

Чтение худ. Литературы  С Маршака «Почта»

 2 неделя Тема «Транспорт»

Виды движения

Цель: Познакомить с видами транспорта ,коллективно изготовить разные виды транспорта

- ножницы,

изготовление поделок из бросового материала : пластмассовые бутылки, спичечные коробочки, пуговицы   и д. р.

 

3 неделя Тема : «Улицы города»

«Почему лампочка светит?»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта принцип работы электрической лампочки

Батарейка, лампочка, проводки, выключатель

 ОБЖ: Правила общения с электроприборами

4 неделя


«Солнечные зайчики».

Цель: Помочь детям понять, что отражение  возникает на гладких блестящих поверхностях. научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

- зеркала разного размера ,

 

Апрель

1 неделя Тема «Космос»

«Компас»

Цель: Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный , рассказать об использования магнита в компасе , по необходимости компаса  людям.

Просмотр презентации «Космос»

Компасы на каждого ребёнка

2 неделя  Тема « Животные Севера и Юга

Изготовление макетов «Север» и «Юг»

Цель: Реализовать представление детей о климатических зонах земли

Просмотр презентации «Чей голос?» Дидактическая игра « Где кто живёт?» « Знакомства с красной книгой»

 

 

 

3 неделя

 

 

«Тёмный космос»

Цель: дать детям возможность узнать  ,  почему в космосе темно

Презентация « Космос»- просмотр

Н . Харрис «Земля и космос»

4 неделя

  Тема «Измерительные приборы»

«Чем можно измерить длину?»

Цель: Расширить представление детей о мерах длины , познакомить с измерительными приборами(линейкой, сантиметровой лентой )

Линейки, сантиметровая лента, ленточки , книги, ,карандаши и т. д.

Май

1 неделя

 Тема «Комнатные растения»

Испарение влаги с листьев и растений

Цель: Дать детям возможность проверить , куда исчезает вода с листьев растений  .

Презентация  « Цветы»- просмотр

Дидактическая игра: «Отгадай что за растение?»

2 неделя 

« Неизвестные семена»

Цель; Дать детям возможность проверить и убедится в необходимости почв для жизни растений, выделить разные по составу почвы .

Чтение А. Платежков  «Неизвестный цветок»

Семена цветов.

3 неделя Тема «Насекомые»

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Наблюдение ,сбор коллекции .

Дидактическая игра : «Кто как двигается, и кто где спятался»

Ожидаемые результаты.

1.Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

3.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_deyatelnost.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность

( эксперименты)

«Развитие познавательных процессов у старших  дошкольников через экспериментальную деятельность в подготовительной группе « Цветики – семицветики»

                                                        

МКДОУ № 4 « Звёздочка»

                       Воспитатели: Сооро О.В. Боровик Л.И.

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особое  значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности .

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:

  1.  собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
  2. активность ребенка,  стимулированной  взрослым.

Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации программы является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном  мире : посуда, мебель ,игрушки .обувь ,транспорт .О геометрических фигурах круг ,прямоугольник  призма , ромб ,О человеке; мои помощники – рот,носглаза, уши .О приготовлении пищи :раздел «Кулинария»- как сделать салат ,заварить чай ,О материалах: глина, бумага ,ткань ,дерево, метал ,пластмасса .О природных явлениях; времена года, природные явления ,объекты живой и не живой  природы .О  мире  животных и растений ; как звери живут зимой ,летом .Условия  необходимые для роста и развития  овощам и фруктам .

Цели и задачи программы

Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи программы:

Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта ,его взаимоотношениях с другими объектами  и средой обитания .;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно -  символическому  (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность, внимание ,  память ,воображение ,логическое   мышление;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид: групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.

Этапы реализации программы:

1 этап – подготовительный.

1.  Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

2.  Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

3. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательный  –  образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

1. Определить эффективность проведенной работы

2. Провести анализ полученных результатов.

Сроки проведения: с 15 сентября 2017года по 30 мая 2018 года.

 Режим занятий: 1 занятие в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Перспективный план

 

Месяц

Занятие, цель

материал

Сентябрь

Тема «Овощи и Фрукты»

2 неделя

«Овощной (фруктовый) салат»

Цель: Познакомить детей с процессом приготовления салата, Формировать умение определять на вкус фрукты  и овощи

- глубокая емкость с водой,  апельсин , яблоко, груша ,огурец ,помидор, лук тарелки ,вилки.

3 неделя

 Тема: «Лес и лиственные деревья»

«Почему осенью листья желтеют?

Цель: Показать детям взаимосвязь между расцветкой  листа и изменением погоды(осенью холоднее,чем летом) .

иллюстрации

- поднос или тазик

- листья от разных деревьев

-

- ветви

- вода

4 неделя

.В тепле и холоде

Цель: Помочь детям выделить благоприятные  условия для роста и развития растений

-листья разных размеров

- гербарии из цветов

- А.Плещеев «Осень наступила»

Октябрь

1 неделя

Тема «Мебель»

Мир пластмасс

Цель : Учить детей узнавать  вещи ,сделанные  из разного вида пластмасс

Полиэтилен, пенопласт, оргстекло ,целлулоид.

2 неделя

Мир металлов

Цель: научить детей узнавать предмет из металла , определять его  качественные характеристики, свойствами

Алюминий, железо, медь.

3 неделя

Мир дерева

Цель :  научить детей узнавать вещи из древесины, познакомить его качествами и свойствами.

Древесина: берёза, кедр , осина, сосна, ель.

4 неделя

Тема «Перелётные птицы»

Перелётные птицы

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

Цель: Помочь детям установить связь между строениями и образом жизни в экосистеме.

Дидактическая игра  :   « Где чей клюв?»

Чтение Г. Х. Андерсен « Гадкий Утёнок» Изготовление поделок из бумаги  ( оригами)

Ноябрь

1 неделя    Тема «Библиотека»

Мир бумаги

Цель: Дать детям сведения о  разных видах бумаги

Салфеточная , писчая, оберточная ,чертежная ,

2 неделя

Мы пишем книгу.

Цель: Совершенствовать графические умения детей побуждать детей в коллективном создании книги .

Бумага, цветные карандаши, картон , ножницы

3 неделя

Бумажный мост.

Цель: Познакомить детей с понятием жесткость.

- два стакана

- несколько листиков бумаги

- небольшая миска

- пластилин

-

4 неделя

Бумажные цветы

Цель: Научить детей изготовлять из различной бумаги цветы

Гофрированная  бумага, ножницы, линейка,карандаш

Декабрь

 Тема «Зима»

1 неделя

Нужен ли растениям зимой снег?

Цель: Помочь детям выявить роль снега в жизни растений

-  Дидактическая игра: «Бывает-не бывает»

Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?»

2 неделя

Строим снежный город

Цель: Учить детей видеть возможности преобразования снега, поощрять стремление к участию в коллективной деятельности .

Предварительно :

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

3 неделя

«Лёд и снег- тоже вода»

Цель: Помочь детям доказать с помощью опыта , что лёд и снег- тоже вода

- длинный бокал

- ложки

- вода

- миска

- стакан

-Снег-лёд

Январь

1 неделя

«Изготовление цветных льдинок»

Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды - жидким и твёрдым ,показать с помощью опыта , что вода замерзает на холоде, а в воде растворяется краска

- Стаканы пластмассовые

-вода

- краска акварель, гуашь

2 неделя

  Тема «Зимующие птицы»

«У кого какие клювы?»

Цель: Научить детей устанавливать зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц

Просмотр презентации «Зимующие птицы»

Наблюдение в природе , изготовление кормушки

Февраль Тема «Одежда , ткани»

1 неделя

«Ткани от Матроскина»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани, научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и видом материала .

Дидактические игры: «Угадай профессии» «Чего не стало?» «Когда что надеть?»

Просмотр презентации « Одежда»

2 неделя Тема «Посуда»

«В мире стекла»

Цель: Дать детям возможность узнать предметы, изготовленные из стекла , сравнивать их качественные характеристики и свойства  

Посуда: фарфор ,фаянс. Дидактическая игра: «Найди   такую  же»

Просмотр презентации « Посуда»

 3 неделя

Фарфоровый секрет китайцев

Цель» Познакомить детей с историей создание стекла и фарфора , научить называть назвать свойства

Посуда из стекла и фарфора

Чтение К. Чуковского «Федорино горе»

4 неделя

«Мы - фокусники»

Цель: Помочь детям выявить   материалы  взаимодействующие с магнитами

Посуда, алюминий ,иголка, ножницы и д.р.

 Март 1 неделя

Тема «Почта»

Секретные записки.

Цель: Уточнить знания детей о результатах труда , людей ,разных профессий ,помочь детям выявить возможность использование различных веществ вместо чернил . Изготовление письма,конверта

Конверт с марками, бумага, карандаши, древесный уголь,

Чтение худ. Литературы  С Маршака «Почта»

 2 неделя Тема «Транспорт»

Виды движения

Цель: Познакомить с видами транспорта ,коллективно изготовить разные виды транспорта

- ножницы,

изготовление поделок из бросового материала : пластмассовые бутылки, спичечные коробочки, пуговицы   и д. р.

3 неделя Тема : «Улицы города»

«Почему лампочка светит?»

Цель: Объяснить детям с помощью опыта принцип работы электрической лампочки

Батарейка, лампочка, проводки, выключатель

 ОБЖ: Правила общения с электроприборами

4 неделя


«Солнечные зайчики».

Цель: Помочь детям понять, что отражение  возникает на гладких блестящих поверхностях. научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

- зеркала разного размера ,

Апрель

1 неделя Тема «Космос»

«Компас»

Цель: Показать детям, что у магнита есть полюса – северный и южный , рассказать об использования магнита в компасе , по необходимости компаса  людям.

Просмотр презентации «Космос»

Компасы на каждого ребёнка

2 неделя  Тема « Животные Севера и Юга

Изготовление макетов «Север» и «Юг»

Цель: Реализовать представление детей о климатических зонах земли

Просмотр презентации «Чей голос?» Дидактическая игра « Где кто живёт?» « Знакомства с красной книгой»

 

3 неделя

«Тёмный космос»

Цель: дать детям возможность узнать  ,  почему в космосе темно

Презентация « Космос»- просмотр

Н . Харрис «Земля и космос»

4 неделя

  Тема «Измерительные приборы»

«Чем можно измерить длину?»

Цель: Расширить представление детей о мерах длины , познакомить с измерительными приборами(линейкой, сантиметровой лентой )

Линейки, сантиметровая лента, ленточки , книги, ,карандаши и т. д.

Май

1 неделя

 Тема «Комнатные растения»

Испарение влаги с листьев и растений

Цель: Дать детям возможность проверить , куда исчезает вода с листьев растений  .

Презентация  « Цветы»- просмотр

Дидактическая игра: «Отгадай что за растение?»

2 неделя  

« Неизвестные семена»

Цель; Дать детям возможность проверить и убедится в необходимости почв для жизни растений, выделить разные по составу почвы .

Чтение А. Платежков  «Неизвестный цветок»

Семена цветов.

3 неделя Тема «Насекомые»

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: Помочь детям выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Наблюдение ,сбор коллекции .

Дидактическая игра : «Кто как двигается, и кто где спятался»

Ожидаемые результаты.

1.Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

2.Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

3.У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками с ЗПР в подготовительной группе «Цветик-семицветик» на тему «Кормушка для птиц»

Задачи:Воспитательные: воспитывать самостоятельность в применении речевых навыков в различных видах детской деятельности («Коммуникация»); бережное отношение к природе родного края («Познание»); умени...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

Конспект НОД по театрализованной деятельности в подготовительной группе «Цветик-семицветик»

Развитие творческих способностей и воображения в театрализованной деятельности через упражнения и этюды....

Конспект открытого итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Цветик-Семицветик»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей, полученные в течение учебного года....

Проект: «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки»

laquo;Самое лучшее открытие то,которое ребенок делает сам.(Ральф У. ЭмерсонЦель: в процессе познавательно-исследовательской деятельности направить внимание детей на динамичность окружающего мира, на ...

Картотека игр к проекту «Развитие познавательной-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность с помощью сказки».

Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения....