Дополнительная образовательная программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Игошина Людмила Васильевна

Программа дополнительного образования кружка оригами "Умелые ручки" является программой художественно-эстетической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.obr_.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» г. о. Саранск

Рассмотрено                                                              Утверждаю

на заседании педагогического совета                     Заведующая МДОУ

Протокол № __                                                           «Детский сад №16»

от «___» __________ 20___года                               Родионова Н.Б.___________

                                                                                     

                                                                                       

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые ручки»

Для детей средней группы

Срок реализации: 1 год

Подготовила:

воспитатель гр.№3

Игошина Л.В.

                                           г.о. Саранск, 2017г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования кружка оригами «Умелые ручки» является программой  художественно-эстетической направленности.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складыватьВ настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира. Этот вид творчества развивает логику, фантазию, память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно«без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Цель программы:

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигур из бумаги по типу оригами.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного         возраста.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Учить правильно организовать рабочее место.

Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.

Развивающие:

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

Принципы построения программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Ожидаемы результаты:

1. Повысится количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики;

2. Дети освоят технику работы с бумагой, научатся выполнять поделки своими руками;

3. Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги);

4. Дошкольники будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности;

Целевые ориентиры:

- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;

- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;

- дети знакомятся с искусством оригами;

- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;

- дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;

- дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали) ;

- дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.

- проявляет ответственность за начатое дело.

- дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок детских работ.

Формы работы:

беседы;

чтение худ. литературы;

индивидуальная работа;

Групповая работа;

коллективно-творческая работа;

работа с родителями.

игра;

оформление выставок.

Методы и приемы.

Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Взаимодействие с родителями.

    Предусматривает  индивидуальное консультирование,  совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок.

Консультации по темам:

«История искусства оригами»;

«Поделки своими руками»;

* «Рука  развивает мозг»;

* «Советы родителям».

Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «Умелые ручки»

Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.

 Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно

Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога

Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали

Высокий уровень - делает самостоятельно,

Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога

Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога

Умение ориентироваться на листе бумаги

Высокий уровень - делает самостоятельно,

Средний уровень - делает с помощью педагога.

Низкий уровень – делает только с помощью педагога

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.

Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Срок реализации программы:1 год

Занятия кружка проводятся - 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания.

1. Петрова М. И. «Объёмная аппликация»- СПб. :«Детство – пресс», 2008г.- 48с.

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка»-Ярославль: « Академия развития», 1997г.- 224с.

3. Соколова С. В. «Оригами для дошкольников»- СПб.: «Детство – пресс» , 2010г.- 64с.

4. МусиенкоС.И., БутылкинаГ.В. «Оригами в детском саду»-М.:Обруч,2010г.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"

Дополнительная образовательная программа«Умелые ручки»(старший дошкольный возраст, срок реализации – 2 года)...

Дополнительная образовательная программа "Очумелые ручки"

Цель прогаммы - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Дополнительная образовательная программа «Волшебные ручки»

Дополнительная образовательная программа     ...