Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) на тему

Кузнецова Анна Сергеевна

Предварительный просмотр:

  Детская художественная литература как средство     формирования природоведческих знаний у детей старшего    дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО.

Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое мировоззрение. Полноценному развитию всех этих качеств способствует, с одной стороны, тесное общение с природой, с другой стороны – целенаправленное воспитание средствами искусства, в том числе и на основе художественной литературы. Условием, обеспечивающим целостное развитие личности ребенка, является формирование природоведческих знаний.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического, экологического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.  Художественная литература воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережного отношения к ней, обогащает их представления о природе.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает приобщение ребенка к основам художественной литературы. Сухомлинский А. В. писал: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир». Самое главное - в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые направлены как целевые ориентиры в ФГОС.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства. Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком. Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Поставлена цель работы  : формирование природоведческие знаний у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с  детской художественной литературой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с творчеством писателей В.В. Бианки ,К.Д. Ушинского, М.М. Пришвина ,Е.И .Чарушина , И.И.Сладкова.
  2. Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе через чтение детской художественной литературы.
  3. Учить понимать причинно -  следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека.
  4. Формировать доброжелательное отношение к живым существам через чтение детской художественной литературы.
  5. Развивать познавательный интерес к природе.

Работа проводилась поэтапно.

На подготовительном этапе по результатам диагностики были определены следующие уровни сформированности знаний детей о природе. Результаты показали низкий уровень .

Проведено анкетирование родителей: «Что мы читаем дома?» Выявили, что дома мало уделяют вниманию чтению. Дети играют в компьютер и смотрят мультфильмы, дома практически нет книг. Был составлен план работы с родителями воспитанников и определены формы работы.

Подобрана детская художественная литература, с учётом формирования природоведческих знаний.  Анализ детской художественной литературы показал, что есть такие произведения, которые могли бы способствовать формированию экологических знаний,  знаний: о животных, о птицах, о растительном мире, о неживой природе и  о временах года.

С учётом  этого создана картотека книг. Все эти произведения содержат экологическую направленность.

Составлено перспективное планирование, картотека наблюдений с использованием художественного слова. Созданы презентации по темам формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста. Подобраны экологические игры.

. На практическом этапе детская художественная литература  использовалась в непосредственно образовательной деятельности. В списке литературы присутствовали  произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы.

Одним из ведущих методов в экологическом воспитании дошкольников является наблюдение. При проведении наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизнью животных и растений, за трудом человека в природе так же использовалась детская художественная литература.

Чтение может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии, прогулки.  Чтение литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка и осмыслить увиденное. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые нужно обратить внимание. Во время наблюдений на прогулке использовалось художественное слово, пословицы, поговорки, загадки, что помогало детям воспринимать и понимать окружающий мир.  

Ознакомление с детской художественной  литературой охватывала  разные виды совместной деятельности детей и педагога: обсуждение содержания, пересказ, рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр презентаций, театрализация, игра, ролевые диалоги; составление мини рассказов,  художественное творчество, оформление выставок продуктивной деятельности; проведение викторин, праздников и досугов. 

В "Уголке для родителей", родителям предложены для ознакомления  папки - ширмы: "Книга и ребенок", "Что такое экологическое воспитание", "Воспитание детей художественной литературой", "Список художественной литературы о природе для чтения с детьми дома", изготовлены памятки : " Природа глазами ребенка, "Воспитываем читателя".  Организована библиотека для чтения книг дома.

Оформлены выставки природоведческой литературы.  Проведен  конкурс чтецов - заучивание стихотворений  с детьми о природе. Совместно с родителями  были организованы экскурсии в библиотеку, в музей флоры и фауны, на станцию юных натуралистов.

Проведены акции  «Берегите природу, в акции «Покормите птиц» родителями были  изготовлены кормушки для птиц.  

Чтение стихотворений о зимующих птицах и заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

Викторина "Экологическая тропинка" с использованием стихотворений о птицах и растениях, пословиц и поговорок о природе. Проектная деятельность: "Не рубите елочку"," Природа моего родного края".

Ежедневно использовала пальчиковые игры и физминутки  с тематикой о природе.

 Во второй половине дня - чтение  и беседы о прочитанном, заучивание отрывков из стихотворений о природе. 

Рассмотрим возможности использования данных произведений на примере фрагментов НОД по ознакомлению с окружающему миром .
Например, из произведений   М.Пришвина «Птицы под снегом» позволит пополнить словарь детей названиями птиц леса, расширить представления об особенностях приспособления птиц к окружающей среде: дети узнают, что тетерева, рябчики, куропатки прячутся в морозные зимние ночи под снегом. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать – и – мачехи, можно прочитать детям короткое описание этого растения в рассказе Н.Павловой «Ранняя весна». После чтения у детей возникает интерес к этому первоцвету, что позволяет осуществить на прогулке наблюдение за этим растением. Через некоторое время распустятся одуванчики, так похожие своим внешним видом на мать – и - мачеху. Познакомив детей с рассказом М.Пришвина «Золотой луг», можно провести сравнение внешне похожих первоцветов: одуванчика и мать – и - мачехи. 

Рассказы и сказки В.Бианки:  « Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Что делали рыбы зимой?», «Кто где живет?», «Отчего у сороки длинный хвост?» обращены непосредственно к ребенку и побуждают его к поиску ответов на поставленные в названии произведения вопросы. 
Познавательные истории написаны очень просто и весело. Сказки Н.Сладкова «Медведь и Солнце», «Как Медведя переворачивали?», «Чья проталина?» объясняют понятным для ребенка языком причинно – следственные связи в природе. 

На итоговом этапе работы была проведена повторная диагностика .

Анализ результатов диагностики показал положительную динамику, у детей повысился уровень  сформированности знаний о природе.  У детей появился  интерес к живому и растительному миру и к чтению  детской художественной литературы.   Дети стали наиболее отзывчивы к явлениям, происходящим в природе, наблюдательны.

Можно сделать вывод, что специально организованная работа с использованием детской художественной литературы способствует  формированию природоведческих знаний и имеет  огромное значение в экологическом воспитании дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста»

«Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста» Литература занимает в жизни дошкольника важное место, поскольку именно книга остаетс...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания.  Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

Консультация для родителей - Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста

Особое место занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Характе...

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."

Памятка для родителей: "Художественная литература - важное средство формирования и развития речи детей младшего дошкольного возраста."...

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...