Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон
материал (старшая группа) на тему

Власова Алла Викторовна

Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон».

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

       

     Тема:     «Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей старшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон».

ГБОУ г. Москвы

"Школа № 2088 "Грайвороново"

воспитатель группы №5

Власова А.В.

     Занятия по математике в нашей группе проходят по методике Л.Г. Петерсон. Занимаемся мы по этой программе второй год. В сентябре месяце в старшей группе было проведено общее собрание с родителями, на котором мы довели до сведения программу и задачи на учебный год. На этом собрании мы объяснили преимущество этой методики по сравнению с методикой Г.А. Корнеевой. Родители согласились с нашими доводами.

     В старшей группе мы прошли с детьми курс «Игралочка» (авторы Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасова). Сейчас мы занимаемся по курсу «Раз – ступенька, два – ступенька….» (авторы Л.Г. Петерсон и Н.П. Холина).

     Главная задача, которую мы ставили перед собой – всестороннее развитие ребёнка: развитие его интеллектуальных и творческих сил, познавательных интересов, качеств личности. Дошкольная подготовка по математике не может ограничиваться простым обучением счёту, приёмам сложения и вычитания, а должна в максимально возможной степени решать именно проблемы умственного и личного развития ребёнка. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций.

     Поэтому основными задачами данного курса математики для дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
  3. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, вариативности мышления, конструктивных умений.
  5. Увеличение объёма внимания и памяти.
  6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  7. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, предугадывать результат своих действий и проверять их и т.д.).
  9. Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.

     Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математики: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

     Необходимым условием, определяющим успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. Поэтому новый материал я не даю детям в готовом виде. Он постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Математика должна выйти в их жизнь не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. А я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их учебные действия. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами, уровнем развития, предшествующими учебным и житейским опытом, я дифференцирую знания с учётом индивидуальных способностей ребёнка, создают ситуацию успеха для каждого из них. Успешность обучения достигается на за счёт облегчения заданий, а за счёт создания атмосферы увлечённости, психологической комфортности, а также формирования у детей желания и умения преодолевать трудности. Новый материал с отстающими детьми, такими как Настя К., Артём В., Илья Г., Ильгар Г. Я «прохожу» чуть раньше, чем со всей группой. Постоянно поощряю все усилия ребёнка и само его стремление узнать что-то новое и научиться чему-то новому. С детьми, испытывающими затруднения, занимаюсь еще и индивидуально во второй половине дня, в свободное от занятий время. Прошу родителей привести ребёнка пораньше в сад утром, объясняю ему непонятное. С родителями проходит большая работа. Они активно мне помогают. Если я прошу позаниматься дома со своим ребёнком над заданной темой, они старательно это делают. Интересуются, что мы «проходили», усвоил ли их ребёнок этот материал. На занятии я исключаю отрицательную оценку ребенка и результатов его действий. Сравниваю результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей. Форму занятия я делаю разнообразной, гибкой. Меняю в зависимости от поставленных задач. Для достижения максимальных положительных результатов в развитии всех сторон личности ребёнка использую деятельностный подход в обучении. При этом работа над изучаемой темой не ограничивается только одним занятием математикой. Часть упражнений с детьми выполняем на других занятиях интегрированного типа. Так, временные понятия связываю с материалом по изучению окружающего мира. Там же проводим сравнение величин. На занятиях изобразительного искусства для декоративного рисования можно ввести понятия ритма в узоре, поиски закономерности и нарушения закономерности, продолжение узора и составление узора из геометрических фигур и т.п. Во время прогулок также закрепляю с детьми ряд понятий в естественной, непринуждённой форме. Работаю с детьми индивидуально. Кроме того, часть материала закрепляется дома с родителями. Но при этом я напоминаю родителям, что ребёнка не следует принуждать. Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам великолепно справился с заданием. Особое значение при организации занятия имеет создание проблемной ситуации, которая ориентирует детей на поиск решения. Для решения проблемной ситуации я предлагаю ребёнку такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как сам собой. Тем самым я создаю условия, когда ребёнок активно включается в решение проблемы, а не просто усваивает новый материал, предложенный ему в готовом виде. Обязательным этапом на занятии является организация самоконтроля и самооценки. Навыками самоконтроля дети овладеют в процессе выполнения самостоятельных работ, игр «кто быстрей» с проверкой на занятии, сравнивая собственные результаты с заданными образцами или с работой товарища. Мои задания не сводятся только к работе за столом. Само «открытие» происходит как бы само по себе в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх, при выполнении занимательных упражнений эвристического характера. Я использую трёхчастную структуру занятия. В первой части занятия ставится проблема и дети подводятся к «открытию» нового занятия. При этом важно, чтобы постижение нового сопровождалось действиями детей с предметами, моделями, графическими образами.

     Во второй части идёт закрепление нового материала. Здесь важно, чтобы дети решали задания с комментированием, проговариванием решения в громкой речи.

     В заключительной части занятия – повторение ранее изученного. Для того, чтобы переключить активности (умственную, речевую, двигательную) я провожу физкультминутки.

     Важным этапом работы с детьми является подведение итогов в конце занятия. В течение 2 – 3 минут я акцентирую внимание детей на главных идеях занятия. Это не только упорядочивает знания детей, но и помогает им осознать своё продвижение вперёд, формирует привычку к самооценке. Прошу детей высказать своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудно. Несколько замкнутые дети, такие как Дамир М., Настя К., Оля Ф. обычно участвуют в высказываниях. Я стараюсь вызвать их на разговор, подбадриваю. Эта обратная связь помогает мне скорректировать свою работу на последующих занятиях.

     Наряду с заданиями, способствующими формированию основных математических представлений, я включаю логические игры и упражнения, моделирующие важные понятия из области информатики. Возрастные особенности детей 6 -7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему я использую большое количество игровых отношений. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов.

     По результатам диагностирования уровень подготовки детей на январь месяц составил 80%. За оставшееся время мы подтянемся по некоторым вопросам и к концу года процент подготовки детей к школе будет выше.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)». ...

Презентация "Развитие внимания детей дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений"

« Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)»....

«Активизация познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения математическим представлениям».

Известно, что от эффективности математического развития воспитанника в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе. Работа ДОУ по развитию элементарных математичес...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон

Применение эффективных методов и приёмов работы для развития творческого мышления у детей младшего возраста в процессе обучения математическим представлениям по методике Л.Г.Петерсон...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений и развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством плоскостного моделирования»

Методический материал (буклет) в помощь родителям. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно формировать у детей математические представления на основе плоскостного моделирования....