Занятие для педагогов «Агрессивный ребенок»
план-конспект занятия на тему

Яскевич Елена Викторовна

На данном занятии педагоги знакомятся с понятием агрессия, с тремя основными подходами объяснения природы агрессивности, в подгруппах обсуждают портрет агрессивного ребенка (внешние проявления и внутренние чувства), функции агрессии, причины детской агрессивности, способы взаимодействия с ребенком, испытывающим агрессию, говорят о профилактике агрессивного поведения детей. В ходе занятия учителя или воспитатели знакомятся с играми, которые могут быть использованы ими в работе с детьми по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_pedagogov_agressivnyy_rebenok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для педагогов

«Агрессивный ребенок»

Автор

Яскевич Е.В.,

педагог-психолог

  1. Цель: Формирование у педагогов начальной школы и детского сада навыков работы с агрессивными детьми.

Задачи: 

 1. Познакомить педагогов с понятием агрессия, с тремя основными подходами объяснения природы агрессивности,

 2. Обсудить портрет агрессивного ребенка (внешние проявления и внутренние чувства), функции агрессии, причины детской агрессивности, способы взаимодействия с ребенком, испытывающим агрессию, поговорить о профилактике агрессивного поведения.

3. Познакомить с играми, которые могут быть использованы учителями и воспитателями в работе с детьми по профилактике и коррекции агрессивного поведения.

Оптимальное количество участников на занятии 12-18 человек. На занятии участники располагаются по кругу. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство.

 Занятие проходит в активной форме, участники не только слушают, но и обсуждают ответы на вопросы по этой теме в группах. Благодаря актуальности проблемы и смене деятельностей (обсуждение, проигрывание, слушание), занятие проходит живо и интересно. Данное занятие может быть использовано в работе не только с педагогами школы, но воспитателями детского сада.

Ход:

Ритуал приветствия

Все участники садятся в круг. Каждый из участников встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день!», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т.д.

Правила работы в группе.

После объявления темы, цели занятия и формы проведения ведущий предлагает определиться с правилами работы. Вначале участники предлагают, а затем ведущий вносит свои дополнения по правилам взаимодействия в группе. Принятые правила записываются на доске (доверительный стиль общения, общение по принципу «здесь и теперь», персонификация высказываний, искренность в общении, «один говорит, а другие слушают», недопустимость непосредственных оценок человека, конфиденциальность и т.д.).

Агрессия (от латинского слова – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Для психолого-педагогической науки вопрос о природе агрессивности имеет особое значение. Существует три основных подхода в объяснении природы агрессивности.

Первый подход объединяет теории, в которых агрессивность трактуется как враждебное, инстинктивное свойство человека.

Во многих современных учебниках, отмечается, что источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает Тонатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению.

Центральная идея в работе Сабины Шпильрейн, впоследствии развитая Фрейдом, была сформулирована следующим образом.

 Чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, т. е. во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинкт самовоспроизведения содержит в себе два равных компонента – инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ее разрушением, другие механизмы (например, смещение) служат цели направить энергию Танатоса во вне, в направлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводиться наружу и направляется на других.

Агрессия (по Лоренцу) берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, также как у всех живых существ. Лоренц предполагал, что инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три важные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей вида на широком географическом пространстве. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство могут только наиболее сильные и энергичные особи. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своему потомству.

Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, что бы агрессия выплеснулась вовне.

Важно отметить, что модель Лоренца (оперирующая механизмом выпускания пара») в основном базируется на переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение.

Второй  подход отчасти перекликается с первым. Агрессия описывается как поведенческая реакция на фрустрацию.

Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником считают Дж. Долларда. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Данная теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Агрессия понимается, как намерение навредить другому человеку своим действием.

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем степень фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток).

Например, представим, что родитель аккуратист безуспешно пытается приучить маленького ребенка поддерживать порядок в детской комнате (к чему малыш в силу своих возрастных особенностей еще не способен). Как правило, это не приводит ни к чему, кроме возникновения состояния фрустрации у родителя, и на голову ребенка начинают сыпаться саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

Одной из идей фрустрационной теории агрессии является эффект катарсиса (процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня возбуждения). Суть этой идеи состоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит к временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.

Фрустрационная теория не избежала критики. Было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот.

В концептуальную схему «фрустрация – агрессия» Л. Берковиц ввел три существенные поправки:

а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;

б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Третий подход составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральная теория).

Теория гласит, что агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации по средствам наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении (первичный посредник социализации – родитель). Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

Важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если вести речь именно о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное или не словесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала или выговор, улыбка или насмешка, дружеские или враждебные жесты.

Существуют неопровержимые доказательства того, что, если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное, положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, формируют привычку агрессивно реагировать на самые разнообразные раздражители.

Педагогические рекомендации в русле этого подхода основываются на наблюдении противоположного свойства: наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения способствует снижению враждебности.

Многие практические психологи сходятся во мнении, что именно теория социального научения является наиболее эффективной в объяснении, предсказании и коррекции агрессивного поведения.

При всей несхожести разных подходов, все они подводят к важному практическому выводу: формирующуюся личность необходимо научить терпимому, благожелательному, гуманному отношению к людям. Если этого не делать, то обижать людей человек легко научиться сам.

Игра «Комплимент»

Цель: Повышение самооценки, развитие самоуважения.

Ход: Участники садятся в круг. Каждому педагогу предлагается сказать приятные слова своему соседу справа.

 

«Психологический портрет агрессивного ребенка»

 

Участники делятся на две группы. Первая группа определяет внешние проявления, а вторая группа – внутренние чувства (то, что твориться у ребенка внутри).

Внешние проявления агрессивного поведения ребенка:

обзывается, бросает предметы, плачет, топает ногами, рвет волосы, дерется, бьется головой, отказывается выполнять предложенную работу, ломает предметы, плюется, действует наоборот, использует в речи нецензурные слова и т.д.

Внутренние мир агрессивного ребенка (чувства, ощущения, качества):

обида, тоска, гнев, озлобленность, ревность, зависть, неуверенность, эгоистичность, чувство собственной неполноценности, ощущение, что никому не нужен и не любим, мстительность, злопамятность и т.д.

После обсуждения результаты озвучиваются и фиксируются на доске.

  1. Игра «Большое доброе животное»

Цель: Регуляция внутреннего состояния.

Инструкция: «Я предлагаю встать в круг, взяться за руки. Давайте представим, что мы одно большое доброе животное. Ему хорошо, и оно спокойно дышит. Сейчас мы с вами попробуем подышать, как одно большое спокойное животное. На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Игра «Ворвись в круг!»

Цель: Помочь проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобной ситуации.

Инструкция: Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один, кто остался за кругом пытается прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем. Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы ни кому не причинить боли.

Кто из вас когда-нибудь бывал в такой ситуации? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка не принимают в игру?

Функции агрессии.

Педагоги в группах обсуждают функции агрессии (чему она способствует и для чего она используется):

  • способ разрядки;
  • лучший способ защитить себя от воображаемой или реальной угрозы;
  • способ достижения своей цели;
  • способ самореализации;
  • способ самоутверждения.

Группы по очереди называют по одному варианту ответа до тех пор, пока не будут озвучены все варианты ответов.

Игра «Король»

              Эта игра дает возможность на некоторое время оказаться в центре внимания окружающих, при этом ни кого не смущая и не обижая (наиболее полезна для стеснительных и агрессивных детей).

Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королевой? Какие преимущества получает тот, кто становится королевой? А какие неприятности это приносит?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королевой. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает королева. Естественно, королева не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других, но она может позволить себе многое. Кто хочет стать первой королевой?

Анализ:

  • Как чувствовала себя, когда была королевой?
  • Что больше понравилось в этой роли?
  • Легко ли было отдавать приказы окружающим?
  • Что вы чувствовали, когда были слугами?

Причины детской агрессивности.

Участники в группах обсуждают возможные причины детской агрессивности.

Затем по очереди называют по одной причине до тех пор, пока не будут озвучены все варианты ответов. После ведущий обобщает полученные ответы.

Причины детской агрессивности:

  • особенности нервной системы (возбудимый, неуравновешенный тип нервной системы);
  • условия воспитания (авторитарный стиль, конфликты в семье, попустительство или безразличие взрослых, нереализованные потребности ребенка в любви, в заботе, удовлетворение любых прихотей ребенка);
  • нежеланный ребенок;
  • несформированность умений и навыков в общении;
  • средства массовой информации (большое количество передач и фильмов с показом агрессивного поведения);
  • игрушки и компьютерные игры;
  • психические заболевания и т.д.

                                      Упражнение «Тух-тиби-дух!» 

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление внутренних сил в голове, теле и сердце.

Инструкция: «Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, вы остановитесь напротив одного из участников, и три раза сердито-сердито произнесите волшебное слово «тух-тиби-дух!». Второй человек должен стоять и тихо слушать, как вы произнесете волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух-тиби-дух!» Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово».

Способы взаимодействия с ребенком, испытывающим агрессию.

Участники в группах обсуждают возможные способы взаимодействия с агрессивным ребенком.

Затем по очереди называют по одному способу взаимодействия до тех пор, пока не будут озвучены все варианты ответов. После ведущий добавляет, если о чем-то забыли сказать.

Возможные варианты взаимодействия с ребенком, испытывающим агрессию:

  • переключить внимание;
  • использовать шутки;
  • помыть лицо, руки;
  • сильно обнять;
  • дать порвать или помять бумагу;
  • дать выговориться, обсудить, что беспокоит;
  • оставить одного (лишить зрителя);
  • дать возможность побыть одному и т.д.

Готовых решений нет, каждый взрослый выбирает тот способ взаимодействия, который на данный момент представляется ему наиболее приемлемым, чтобы помочь ребенку.

Полезные советы от Александра Шадуры.

1. С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появиться шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.

___________________________________________________________________

2. Некоторые дети под воздействием «умных» взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство («Драться нехорошо! Не обращай внимания!). Правда никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных молодых людей время от времени прорывает. Но если ин ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдываться не возможно: «Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..» Поэтому как поется в песне, «честь должна быть спасена мгновенно». И тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем.

3. Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем, и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.

                             Как сделать так, чтобы дети были менее агрессивными?

Учителя обсуждают в группах возможные варианты ответов. Высказываются по очереди. Ведущий обобщает и дополняет.

Как сделать так, чтобы дети были менее агрессивными?

Нужно:

-    Формировать чувство эмпатии у детей;

  • Обучать приемам саморегуляции;
  • Учить детей общению и игре;
  • Обучать выплескивать свой гнев приемлемыми способами;
  • Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими незначительными они ни были. Это трудное задание. Порой приходиться тратить несколько недель на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать нужно сразу по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

Заключение

Участники занятия получают листочки с обращением агрессивных детей к учителям, воспитателям, родителям (см. приложение). Обращение зачитывается педагогами вслух.

  1. Рефлексия занятия

Педагоги делятся своими впечатлениями о занятии.

Литература:

  1. Степанов С. Три источника и три составные части науки о враждебности.// Школьный психолог.  – 2001 г. - № 18.
  2. Вачков И. Как работать с агрессией.// Школьный психолог. - 2001 г. - № 18.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем; В 4-х томах. 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.
  4.  Шадура  А. В новом контексте.//Школьный психолог. - 2000 г. - № 4.

                                                    Приложение

Письмо агрессивных детей взрослым.

Дорогие взрослые!

Мы хотим, чтобы вы нам помогли.

Занимайтесь, играйте с нами чаще, а не то мы будем драться.

Защищайте нас от всех злых детей планеты и нашего класса, а не то мы  будем защищаться.

Не ругайте нас часто и без всякой причины (мы ведь тоже умеем ругаться).

Научите нас справляться с гневом.

Принимайте нас такими, какие мы есть и вы увидите, что мы хорошие.

Но больше всего мы хотим, чтобы вы нас любили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "АГРЕССИВНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Данный материал содержит теоретическое рассмотрение понятие "агрессия" (виды, причины), а также практические рекомендации по работе педагогов с агрессивными детьми....

Консультация для педагогов "Агрессивность в дошкольном возрасте"

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека.У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не х...

Консультация для педагогов «Агрессивность. Что это такое?»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас. Сегодняшняя встреча посвящена агрессивному ребенку. Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее частых проблем в детск...

Консультация для родителей и педагогов: "Агрессивность в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей и педагогов: "Агрессивность в дошкольном возрасте"...

Консультация для педагогов «Агрессивные дети. Как помочь агрессивным детям?»

В консультации дается определение понятию "Агрессия" и видам агрессии. Рассказывается о том, какой он "Агрессивный ребенок"? Причины агрессивного поведения. Направления работы с аг...