Итоговая работа (курсы Учмет): «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Силонова Евгения Владимировна

Итоговая аттестация на тему:

«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

 

  1. Краткая аннотация:

–актуальность;

–основная часть: цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы;

–ожидаемые результаты.

 

2. Место конкретного занятия в контексте изучаемой общей темы.

 

3. Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требования новых ФГОС ДО.

 

4. Технологическая карта занятия по теме:

–этапы занятия и вид деятельности;

–ресурсы этапа;

–деятельность детей на этапе;

–форма организации образовательной деятельности;

–содержание материала.

 

5. Самоанализ занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_-_kursy.docx55.69 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Планирование деятельности воспитателя по программе дошкольного образования "Детство" (72 часа)

Силонова Евгения Владимировна

silonovaevgenia@yandex.ru

Тема итоговой работы:

«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Итоговая аттестация на тему:

«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

  1. Краткая аннотация:

–актуальность;

–основная часть: цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы;

–ожидаемые результаты.

2. Место конкретного занятия в контексте изучаемой общей темы.

3. Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требования новых ФГОС ДО.

4. Технологическая карта занятия по теме:

–этапы занятия и вид деятельности;

–ресурсы этапа;

–деятельность детей на этапе;

–форма организации образовательной деятельности;

–содержание материала.

5. Самоанализ занятия

  1. Краткая аннотация:

–актуальность;

–основная часть: цель, задачи, циклограмма, используемые методы, ресурсы;

–ожидаемые результаты.

Итоговая работа на тему: «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» посвящена проблемам  реализации занятия в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную задачу - подготовить своих выпускников к обучению в начальной школе по новым федеральным образовательным стандартам, педагоги поставлены в непростую ситуацию - выстроить логику обучения таким образом, чтобы вчерашний дошкольник быстро и легко адаптировался в школьном образовательном пространстве. Занятие – это занимательное дело, которое основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей, осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей.

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения воспитанников осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Тема интегрированного занятия: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу» (средняя группа)

Цель занятия:  создание  условий для развития умственных, творческих способностей  воспитанников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Задачи:

1. Образовательные: учить творчески и инициативно подходить к решению  проблемных задач, совершенствовать  грамматический строй речи (подбирать слова противоположные по значению и образные слова).

2. Развивающие: развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, продолжать развивать представления о геометрических фигурах, закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой)

3. Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, положительные установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

        Циклограмма НОД: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу» (средняя группа)

1. Организационный момент – сюрпризный момент (Почтальон принес письмо)

2. Мотивация и целеполагание – постановка целей, рассматривание карты

3. Создание проблемной ситуации – как найти перо Жар - птицы Ивану Царевичу?

4. Решение проблемной ситуации – выполнение детьми ряда заданий

5. Подведение итогов – дети помогли Ивану Царевичу

6. Рефлексия - Ребята вам понравилось путешествовать. Где мы с вами  были?

        Используемые методы:

1. Сюрпризный момент

2. Метод вопросов

3. Метод сравнения

4. Метод решения логических задач

5. Метод анализа (установление причинно – следственных связей)

6. Метод гипотезы (предположения)

7. Мотивирование детской деятельности

8. Игровой метод

9. Словесный метод

10. Наглядный метод

Материалы (ресурсы):

I часть:

Волшебная палочка.

Руль для шофера.

Дерево с плодами – загадки.

3 обруча и геометрические фигурами (круг, квадрат, треугольник).

II часть:

 (Иван – царевич)

Плоскостное изображение «Жар – птицы».

Образцы перьев с элементами узоров (4 штуки).

Гуашь трех цветов (синий, красный, зеленый).

Ватные палочки. Пробки, кисть «Белка» №2

Салфетки для рисования.

Баночки с водой.

Подставки для кисти.

Розетки с поролоновым вкладышем, пропитанные гуашью.

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения.

Листы бумаги желтого цвета в виде перьев птицы.

При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен.

2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д.

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

8. Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.

  1. Место конкретного занятия в контексте изучаемой общей темы.

Анализ современного занятия в ДОУ по ФГОС ДО

1. Общие сведения

2. Тема занятия.

3. Дата и место его проведения. Кто проводит?

4. Группа.

5. Цель занятия:

на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;

как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);

как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.

6. Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности:

соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

реализация комплексно – тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);

в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

7. Наблюдение за ходом занятия

Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?

Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?

Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:

какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно - полезной деятельности побуждало их занятие;

какие жизненно важные ценности формировались.

Контролируемость занятия:

как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;

какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;

каких результатов достигли.

Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях:

каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;

Каково его воздействие на отдельных воспитанников:

эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

этика труда, художественная деятельность;

эстетика поведения.

Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.

8. Общая оценка воспитательного мероприятия

Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?

Причины успехов, неудач, ошибок?

Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.

Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:

результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;

анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;

рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности)

9. Анализ деятельности воспитателя

Какие черты характера воспитателя способствовали проведению эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали:

педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;

педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;

Какие педагогические способности проявлялись при проведении эффективной работы с воспитанниками?

педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент);

педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет.

        Интегрированное занятие: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу» (средняя группа) рекомендовано провести в не ранее середины учебного года, когда детьми получены определенные знания и умения. Наиболее благоприятное время для проведения данного НОД – это февраль, март. Продолжительность занятия – не более 20 минут в первой половине дня.

  1. Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требования новых ФГОС ДО.

Современное занятие строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у детей формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Допускается свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Моделируя современное занятие, необходимо придерживаться следующих правил:

1. Конкретно определить тему, цели, тип занятия и его место в программе.

2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы).

3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной возрастной группе, разнообразные виды деятельности педагога и воспитанников на всех этапах занятия.

4. Продумать оптимальный темп занятия, то есть рассчитать время на каждый его этап, с учетом возрастных особенностей.

5. Продумать форму подведения итогов занятия.

6. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

ФГОС ДО предусматривает реализацию содержания программ дошкольного образования через организацию педагогами разных видов детской деятельности в формах, специфических для детей разного возраста.

В средней группе и группах старшего дошкольного возраста – это развивающие образовательные мероприятия.

И в каждой возрастной группе – проектная деятельность, которая организуется воспитателем как проживание ребёнком темы проекта с обязательной социальной презентацией конечного продукта (результата) самостоятельной деятельности детей.

Алгоритм методической разработки образовательного мероприятия по игровой технологии:

1. Постановка игровой задачи.

2. Определение учебных задач для реализации игровой задачи.

3. Показ способов решения учебной задач.

4. Выполнение учебной задачи.

5. Перевод учебной задачи в игровую.

6. Анализ (результата) продукта детской деятельности на соответствие игровой задачи.

Алгоритм методической разработки образовательного мероприятия по проблемной технологии:

1. Создание проблемной ситуации.

2. Поиск способов решения учебной проблемы.

3. Постановка учебной задачи.

4. Решение учебной задачи.

5. Определение эффективности и разнообразия выбранных способов решения учебной задачи.

6. Анализ (самоанализ) полученных результатов (продукта деятельности детей) на соответствие поставленной проблеме.

Алгоритм методической разработки образовательного мероприятия по проектной технологии.

1. Подготовительный этап: выбор педагогом темы проекта и создание условий для накопления детьми личных впечатлений, жизненного опыта по данной теме.

2. Выбор темы проекта.

2.1. Мотивационный этап: столкновение личного опыта, жизненных впечатлений детей с необходимостью достижения предполагаемой педагогом цели проекта;

2.2. Проблематизация: вопросы для активизации деятельности детей (или вопросы, на которые надо найти ответы): совместное (педагога и детей) продумывание возможных действий каждого в достижении цели проекта

3. Планирование проектной деятельности с детьми (обсуждение вариантов детской деятельности с целью создания образа предполагаемого результата, определения пути его достижения.

4. Проживание темы проекта через организацию событий двух видов.

4.1. События первого вида: освоение детьми с участием взрослых отдельных знаний и практических умений, необходимых для достижения предполагаемого результата проектной деятельности. При этом дети сами определяют необходимость обращения за помощью к родителям и/или другим педагогам ДОУ.

4.2. События второго вида: ребенок – реальный субъект освоенной им деятельности (знания и опыт, приобретенные в ходе событий первого вида ребенок переносит в новые условия).

5. Творческий этап: социальная презентация детьми продукта (результата) проектной деятельности в виде нового события, общего дела.

6. Рефлексия по теме проекта на основе использования модели «трех вопросов»:

- с детьми «Что мы знаем (знали?», «Что хотим (хотели) узнать?», «Что узнали?»

- воспитателями «Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?», «Что нужно изменить или учесть в следующий раз при проживании другой темы проекта?», «Что удалось, что не удалось и почему?».

        В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

        Так что же для нас современное занятие? Это занятие-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация… Времена, когда педагоги заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации занятия миновали. Время «готовых» занятий постепенно отходит. Участниками образовательного процесса по-прежнему являются педагог и воспитанник. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, взрослый как был, так и остается главным действующим лицом на любом занятии: он задает тон, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современное занятие должно проектироваться педагогом – Личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием.

4. Технологическая карта занятия по теме:

–этапы занятия и вид деятельности;

–ресурсы этапа;

–деятельность детей на этапе;

–форма организации образовательной деятельности;

–содержание материала.

Технологическая карта — это новый вид методической документации, в которой материал четко структурирован и предназначен для проектирования образовательного процесса в ДОУ. Понятие технологической карты напрямую связано с технологическим подходом в современном образовании.

Преимущества технологической карты:

—   позволяет организовать эффективный образовательный процесс;

—  обеспечивает интеграцию образовательных областей и детских видов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

— сокращает время педагога на подготовку к непосредственно образовательной деятельности;

— помогает создать конкретные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах в вопросах теории и практики дошкольного образования;

— расчленяет проблему на ряд детальных пунктов и концентрирует внимание на существе вопроса;

— повышает эффективность восприятия информации, понимание и усвоение ее в целом.

Технологическая карта соответствует всем требованиям, которые предъявляются к методическому документу. Материал систематизирован, а основные направления деятельности представлены в логической последовательности. Текст  конкретный и аргументированный. В технологической карте педагог может самостоятельно структурировать любую форму образовательного процесса по выбранным параметрам. Такими параметрами могут быть:

— этапы непосредственно образовательной деятельности;

— задачи, содержание учебного материала;

— методы и приемы организации совместной деятельности с детьми и др.

Описание процесса происходит в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. Хороший образец технологической карты по организации совместной деятельности с детьми можно посмотреть здесь.

 Таким образом, сущностной характеристикой технологической карты является  представление образовательных процессов на уровне технологии, то есть на уровне проектирования и конструирования.

Разработка технологической карты:

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Алгоритм составления технологической карты не является незыблемым, универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:

 • Определение темы

• Постановка цели

• Формулирование задач

• Определение этапов ООД, их целей и промежуточных результатов

• Примерный хронометраж этапов

• Наполнение содержанием, подбор материала

• Выбор методов и приемов

Технологическая карта НОД

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в тридесятое царство к Ивану – царевичу»

Воспитатель: Силонова Евгения Владимировна (IКК – первая квалификационная категория)

Образовательные области: познавательное развития, речевое развития, коммуникативно – социальное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы, самостоятельная

Вид занятия: интегрированное

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность детей и взрослого

Цель: Создание  условий для развития умственных, творческих способностей  воспитанников

Задачи

Образовательные: Учить творчески и инициативно подходить к решению  проблемных задач Совершенствовать  грамматический строй речи ( подбирать слова противоположные по значению и образные слова)

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, положительные установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности

Развивающие: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах. Закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой)

Планируемый результат: ребенок способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам другим, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Ребенок способен опираться на свои знания и умения

Оборудование: 

I часть:

Волшебная палочка.

Руль для шофера.

Дерево с плодами – загадки.

3 обруча и геометрические фигурами (круг, квадрат, треугольник).

II часть:

 (Иван – царевич)

Плоскостное изображение «Жар – птицы».

Образцы перьев с элементами узоров (4 штуки).

Гуашь трех цветов (синий, красный, зеленый).

Ватные палочки. Пробки, кисть «Белка» №2

Салфетки для рисования.

Баночки с водой.

Подставки для кисти.

Розетки с поролоновым вкладышем, пропитанные гуашью.

 Листы бумаги желтого цвета в виде перьев птицы.

Содержание НОД:

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

 Мотивация (процесс вовлечения в деятельность):

1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось;

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др);

3. Приходит кто-то в гости или вносится игрушка;

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...);

5. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите)

                или (для детей старшего возраста)

Проблемная ситуация:

Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...).

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор.

В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я шла к вам на занятие,  и мне встретился почтальон. Он дал мне письмо. Посмотрите, какое она красивое хотите посмотреть что в нем?

Дети отвечают: «Да!»

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Задачи этого этапа:

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового.  

Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий.

Воспитатель: Дети, мы получили приглашение от Ивана – царевича.

Ребята у меня случилась беда,  и  мне нужна  ваша помощь. Вот вам карта, по которой вы найдете дорогу до моего царства государства.                          

Воспитатель:  Давайте посмотрим на карту

Дети внимательно слушаю содержание письма

Дети смотрят мультимедийную презентацию

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. 

Воспитатель: А  отправимся мы   на машине.  Давайте выберем  шофера с помощью считалочки:

(дети считают, выбирают шофера).

 Воспитатель: Поехали!

Воспитатель: Дети перед нами  две дороги. Какого цвета?

Красная, желтая. По какой дороге мы должны пойти?

Воспитатель: Идем друг за другом.

Перед нами  волшебное дерево.

Голос:  Я волшебное дерево. Что привело вас ко мне?

Голос: Я вам помогу, но  вы отгадайте мои загадки на  мои  яблоках. Только тогда я скажу,  где царство-государство Ивана Царевича:

Слон большой, а мышка …

Подушка мягкая, а стол …

Дерево высокое. А трава …

Река широкая, а ручей …

Лед холодный, а огонь …

Пол внизу, а потолок …

Голос: Молодцы ребята, отгадали все загадки.  Возьмите мои яблоки  и отнесите Ивану Царевичу. А теперь Вам нужно попасть на остров геометрических фигур.

Ребята давайте вернемся к карте, и посмотрим  где находиться остров геометрических фигур.

Воспитатель: Ребята, где остров геометрических фигур  на карте. Как вы догадались, Какую подсказку нарисовал Иван - Царевич?

Правильно! Назовите их.

Голос: Здравствуйте  ребята! Зачем вы ко мне пришли?

Воспитатель: Нам нужно найти царство –государство Ивана Царевича.

Голос: Я вам помогу, Но и вы мне помогите. Ужасный ураган налетел на мой остров и разбросал все фигуры. Они бедные теперь не могут попасть в свои дома.

Воспитатель: Мы поможем им? Ребята, давайте посмотрим.

Звучит музыка: «Мы едем, едем, едем.  Дети с воспитателем поют.

Дети отвечают: «По красной»

Дети: Нам нужно попасть в царство-государство Ивана Царевича

Дети находят загадки на яблоках

Дети отвечают на вопросы, подбирают слова – антонимы

Дети отвечают: «На карте нарисованы  геометрические фигуры»

Дети называют

Дети помогают

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Владение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата;

Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее.

Воспитатель: Ребята вы видите  синюю дорогу. Значит по ней нам нужно пройти до царства – Ивана Царевича. Идем осторожно справа и слева обрыв

Из дома выходит Иван Царевич. Как долго вас я ждал.

Воспитатель: Что, Иванушка не весел,

                       Что, головушку повесил?

Кукла Ивана – царевича: Перестал, я есть и спать. Птицу – жар бы мне достать. Перо та птица потеряла, Когда в саду у нас летала. Перо я это подобрал, С тех пор покой я потерял. Всю обувь я уж износил, Но птицу – жар не находил.

Воспитатель: Не горюй, Иванушка, то беда – не беда! Мы тебе поможем. Ребята давайте  сделаем такие же красивые перышки для жар птицы. Проходите за столы.

Ребята, посмотрите перед вами на столе по одному перышку, мы их украсим различными узорами, а потом из всех перешеек соберем красивый, яркий хвост для  Жар – птицы.

У вас на столах лежат:  пробки, кисти и ватные палочки. сначала мы возьмём пробку окунём её в розетку с паролоновым вкладышем пропитанным красной краской и сделаем оттиск, затем возьмём ватную палочку наберём на неё синюю краску  и сделаем вот такой узор, затем возьмём кисточку и зелёной краской дорисуем узор – веточка У меня получилось вот такое перышко.

Дети идут по синей дороге

Дети внимательно слушаю Ивана Царевича

Дети садятся за столы

Дети изготавливают перышки для Жар -Птицы

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

   Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...». 

Подумайте, какой инструмент вам понадобится для работы сначала, а какой потом, и какой цвет вы захотите оставить на перьях. (дети рисуют, звучит музыка, воспитатель корректирует действия детей). Кто закончил свою работу может подойти к жар птице.

 Воспитатель: А какие перышки получились у вас? Давайте, мы их рассмотрим! Теперь вашими нарядными перышками мы украсим хвост Жар – птице.

По мере того, как дети заканчивают свою работу, каждый ребенок подходит и прикладывает перо к хвосту

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

   Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния,  для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Воспитатель: Иванушка, посмотри, что у наших детей получилось! Тебе нравится Жар – птица.

Иван – царевич:           Вот спасибо удружили,

                                         Какую птицу мне добыли.

                                         Будет жить она не в клетке,

                                         А в саду сидеть на ветке.

                                         Будет песни распевать,

                                         Сад волшебный украшать.

(музыка птицы)  Птица эта и правда волшебная . Посмотрите  яблоки превратились в настоящие. И я хочу вас поблагодарить и подарить эти яблоки

Воспитатель: Вот и хорошо, Иван – царевич, мы тебе помогли. Нам пришло время возвращаться в детский сад. До свиданья Иван – царевич!

7.

Рефлексия

   Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния,  для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Воспитатель:Ребята идем по синей дороге в к нашей машине.

Анализ. Ребята вам понравилось путешествовать. Где мы с вами  были? Молодцы

  1. Самоанализ занятия

Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Для этого и проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты.

Педагог – профессия творческая и в то же время требующая высокого профессионализма. Поэтому большинство учителей и работников ДОУ повышают квалификацию, совершенствуют деятельность, важным фактором эффективности которой является грамотное проведение самоанализа занятия с детьми.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС

Такая работа помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание.

Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например:

• понимают ли дети, для чего проводится занятие;

• готовы ли они к нему;

• какова форма проведения занятие;

• насколько доступен материал;

• заинтересованы ли дети;

• как подготовлен материал;

• способствует ли занятие творческой активности.

После определения вопросов педагогу необходимо действовать в соответствии с этим перечнем.

Этапы проведения работы

План самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС включает в себя следующие аспекты:

1. Характеристика детской группы.

2. Сопоставление материала и программы.

3. Цель.

4. Задача.

5. Использование наглядных пособий.

6. Этапы и последовательность занятия.

7. Атмосфера на занятии.

8. Детское поведение.

9. Результат.

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования занятия. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы.

Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи.

Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации.

Что поможет в работе

Одним из наиболее эффективных методов повышения компетентности кадров является самоанализ открытого занятия воспитателя ДОУ по ФГОС. В данном случае большую роль играет психологический фактор. На открытом занятии присутствуют коллеги и руководство, что заставляет специалиста волноваться. Именно в такой ситуации и проявляются все недоработки, сильные стороны, на которые укажут присутствующие по окончании занятия.

Требования ФГОС к будущим ученикам

В соответствии со стандартами, дети, выходя из дошкольного учреждения, должны иметь коммуникативные навыки, воображение, быть инициативными, культурными, с доброжелательным отношением к окружающим, с умением радоваться чужим успехам, сочувствовать, сопереживать, не конфликтовать, выражать свои мысли посредством связной речи. Все это педагоги дошкольных учреждений начинают закладывать уже в раннем возрасте.

Чтобы привить такие навыки, необходимо повышение квалификации специалиста, одним из важнейших методов достижения которого, является самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС.

Самоанализ НОД «Путешествие в тридесятое царство к Ивану царевичу»

Занятие проводилось с детьми средней группы, присутствовало 18 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

Тема занятия «Путешествие в тридесятое царство к Ивану царевичу» -  это занятие интегрированное, оно  сочетает в себе  образовательные области: познавательное развития, речевое развития, коммуникативно – социальное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала возрастные  и психические индивидуальные  особенности детей средней группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

         Цель занятия: создание  условий для развития умственных, творческих способностей  воспитанников активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.

Из цели вытекают основные задачи:

Образовательные: Учить творчески и инициативно подходить к решению  проблемных задач Совершенствовать  грамматический строй речи ( подбирать слова противоположные по значению и образные слова).

Развивающие: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах. Закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой)

Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, положительные установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

В  занятие внесла игровую мотивацию:  путешествие в сказку. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествия в автобусе, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность   детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия (употребление антонимов, образных слов).

В ходе занятия использовала наглядные, словесные, практические методы и другие методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на  развитие  внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

Тип занятия  - интегрированный. Что способствует решению поставленных задач.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и  целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами  и рисования.

Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия,  дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей. Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам СанПина.

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.

Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако Кирилл С., Вася Б. и Артем С. работали в своем темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы иметь продолжение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование логопедического занятия в соответствиями с требованиями ФГОС в ДОУ.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешного выполнения программы является внедрение в образовательном процес...

Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС

Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Тема занятия «Овощи».

Технологическая карта  организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми/   В статье представлен конспект ООД по развитию речи «Овощи», разработанный в с...

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...

Проектирование логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возрастаопределяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностныхкачеств, в том числе обеспечи...

«Формирование у дошкольников основ математической культуры. Современные подходы в соответствии с требованиями ФГОС».

Цель консультации:повышение компетентности педагогов и предупреждение возможных педагогических ошибок при организации развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач познавательного р...