Картотека физминуток по лексическим темам
методическая разработка (старшая группа) на тему

Одрина Марина Валерьевна

Для старшей группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Овощи. Огород

Овощи Ослик ходит выбирает, (Обвести глазами круг.)
Что сначала съесть не знает. 
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева – свекла, справа – брюква, 
Слева – тыква, справа – клюква, 
Снизу – свежая трава,  
Сверху – сочная ботва. 
Выбрать ничего не смог 
И без сил на землю слег. 
(Зажмурить глаза, потом поморгать)

В огород пойдем,(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем                        

  ( «таскают»)

И картошки накопаем.                          

  («копают»)

Срежем мы кочан капусты,                            («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,        (показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко                («рвут»)

И вернемся по дорожке.                (шаги на месте)

Фрукты.Сад

Высоко висят, послушай,
Сливы, яблоки и груши.

(тянемся вверх)
Аккуратно их сорвем
И в корзине понесем.
(«рвем»)
Дома сделаем варенье, 
И компот, и мармелад.

(«варим»)
Это просто объеденье!
Каждый фруктам очень рад!

(гладим себя по животу)

Будем мы варить компот.                    ( маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот.                 ( показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,                       ( имитировать:  как  крошат)

Грушу будем мы рубить,                      (рубят),

Отожмем лимонный сок,                     (отжимают),

Слив положим и песок.                        (кладут, насыпают песок) 

Варим, варим мы компот,                    (повернуться вокруг себя) 

Угостим честной народ.                        (хлопать в ладоши)

Осень.Деревья

Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Начал капать дождь колючий
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть      (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.         (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Мы, листики осенние, 
На веточках сидели. 
Ветер дунул, полетели. 
Мы летели, мы летели. 
И на землю тихо сели. 
Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял. 
Повертел их, покружил. 
И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Одежда.Обувь

Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения
В понедельник я кроила, 
А во вторник — платье шила 
В среду — фартук вышивала, 
А в четверг — белье стирала: 
Все свои платочки 
И братишкины носочки. 
А в пятницу, субботу 
Отдыхала от работы.

Раз!Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

(дети скачут на двух ногах)

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

(прыжки на месте)

Раз! Два! Три! Четыре!

Обломился каблучок.

(дети приседают)

Раз!Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок.

(разводят руки в стороны)

Перелетные птицы

Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

(Дети садятся)

Птички прыгают, летают

(Дети прыгают)
Крошки птички собирают.

(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили

(изображают)
Птички летают, поют

(машут руками)
Зёрнышки клюют

 (наклоняются)
Дальше полетели

(«полетели»)
И на место сели

 (улетают», садятся)

Игрушки

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание  шепотом).

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

(встать прямо, руки на поясе).

Раз - присели, два - привстали,

Сели - встали, сели - встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Словно мой упругий мяч

(движения по тексту).

Человек.Части тела

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, 
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

Дикие животные

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык?
(Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
(Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос.
(Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе?
(Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают.
(Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся )

Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок,  (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок,

 (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
За мамой-зайчихой — косые зайчата, 

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)
Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)

Посуда

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Продукты питания

Мы приходим в магазин,

(ходьба на месте)

Без лукошек и корзин,

(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)

Чтобы хлеб купить, батон,

(загибают пальцы правой и левой руки)

Колбасу и макарон,

Сыр, зефир и пастилу,

Шоколад и пахлаву,

Молоко, кефир, сметану,

Кофе, чай и два банана.

Нам продал их продавец,

(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)

Всё купили, наконец.

(рукопожатие)

В магазин мы все ходили и продукты там купили:

(идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

(взмах руками влево, вправо)

Все к обеду припасли,

(прямо, широко разводят руки)

Чуть до дома донесли.

(приседают)

Хлеб

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки

(хлопки ладонями)

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно

(имитируют помешивание по кругу)

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол

(присели)

Тесто убежало

Начинай сначала.

(лёгкий бег на месте)


         В землю зёрнышко попало

(присели)
  Прорастать на солнце стало

 (руки над головой)
 Дождик землю поливал
 И росточек подрастал

(медленно встают)
 К верху и теплу тянулся
  И красавцем обернулся

(покружились)

Зима

Как на горке снег, снег,          

 (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.        

 (приседаем)
И на елке снег, снег,              

(встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.          

(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,  

  (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь          

  (пальчик к губам, шепотом)

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.        

 (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.  

 (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Зимующие птицы

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Снегири летят, крыльями машут.
Им на месте не сидится,
Завертелись как волчок ,
Прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
Но кругом лишь снег да снег.
Хорошо, что им кормушку,
Сделал добрый человек!

Новогодний праздник

Ждут красавицу колючую               

 («Рисуют» руками елочку.)

В каждом доме в декабре.              

  (Делают ладошками «дом»).

На ветвях зажгут фонарики,        

(Показывают «фонарики»).

Искры брызнут в серебре.                

(Руки над головой, пальцы оттопырены).

Сразу станет в доме празднично,        

(Берутся за руки и становятся в хоровод.)

Закружится хоровод.

Дед Мороз спешит с подарками,        
Наступает Новый год.       

 (Идут по кругу с воображаемым        мешком за плечами).

 Горит огнями елочка, 
Под нею тени синие,  

 ( Поднимаем руки вверх) 
Колючие иголочки, 
Как будто в белом инее.  

(Опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются.  

 (Наклоны вправо, влево) 
Во всех домах, по всей стране
Ребята улыбаются  

(Ходьба на месте, улыбка)

Зимние забавы

Стали дети кататься                (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться        (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть        (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать        («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

 Начали комья снежные катить        (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить        (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Мы бабу снежную лепили,                (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.                (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,        (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали        (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.        (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.        (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.        (Приседают.)

А третьим – голова была                (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,                (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.                (Показывают на глаза.)\

Прорисовали ротик ловко,                (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.        Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                 (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!         (Скрещивают пальцы рук в замок.)

Транспорт

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда,

(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!

(Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите,

 (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!

 (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,

 (Опустили руки.)
И на место все садись!

 (Сели на места.)

Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу

 («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)

Профессии

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет.  
(Махи руками)
Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. 
(Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера
. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет,  (Поднимание плеч)
Наша детвора?

Много профессий на свете у нас!   (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас:   
(Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет,   (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот,    (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот -  (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет.    (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы    (Скрестить  пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы.   (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич,   
(Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь   
(Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец,   (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь,   
(Разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь

  (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись
!

  (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись!   (Отрицательное движение указательным пальцем)

Мебель

Раз- два – три – четыре (маршируем)
Много мебели в квартире,
В шкаф повесили рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Что ножки отдохнули
Посидим чуть- чуть на стуле,
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали,
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!

(имитация движений по тексту)

Вот Кирюшина кроватка, (развести руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко, (присесть, ладошки под щечку)

Чтоб во сне он подрастал, (медленно подниматься)

Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, тянуть руки вверх)

День защитника Отечества

Мы пока что дошколята
Не шагаем как солдаты
Раз, два дружно в ногу,
Три, четыре тверже шаг.
На парад идут солдаты
Они смелые ребята.

Домашние птицы

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)

Приседанье сделал справно, (Приседания.)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)

Поскорее в воду — плюх! (Присели.)

Утром встал гусак на лапки,

Потянулись, руки вверх —

Приготовился к зарядке.               Вдох-выдох.

Повернулся влево, вправо,

Повороты влево - вправо.

Приседанье сделал справно,

Приседания.

Клювиком почистил пух,

Наклоны головы влево -вправо.

Поскорее в воду — плюх!

Присели.

Домашние животные

Села кошка под кусточек (приседают)

Сыра скушала кусочек. ( имитируют откусывание сыра)

Встала кошка, ( встают) потянулась (потянулись высоко на носочках)

Ее шерстка развернулась ( поглаживают себя руками).

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Рыбы

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

Насекомые

Шла сороконожка

( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

( дети останавливаются и приседают.)

- Ой, промокнут сорок лап!Насморк мне не нужен

( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

( дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

( трясут другой ногой).

И потопаю потом

(дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.

Грибы.Ягоды

Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три -
(наклоны туловища из стороны в сторону) 
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону) 
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу) 
Гномы в школу опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону) 
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

Мы шли-шли-шли,

(маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много клюквы нашли.

(наклоняются, правой рукой достают носок левой  ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(опять идут по кругу)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека физминуток по лексическим темам

картотека по лексическим темам...

Картотека физминуток по лексическим темам.

Словесные игры способствуют развитию речи у дошкольников....

Картотека физминуток по лексическим темам для детей второй младшей группы

Физминутки собраны по лексическим темам, это удобно при подготовке НОД. При создании подборки я использовала стихи В. Берестова, Е. Благининой, а так же материал из интернета, размещенный в свободном ...

Картотека физминуток по лексическим темам.

Данная картотека содержит физминутки по каждой лексической теме. Упражнения на развития мелкой и общей моторики....

КАРТОТЕКА ФИЗМИНУТОК ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Картотека физ. минуток по лексическим темам...

Картотека физминуток на лексические темы всего учебного года.

Картотека физминуток на лексические темы всего учебного года....