Семинар - практикум "Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития".
материал по теме

Фролова Татьяна Владимировна

Семинар - практикум на тему: "Психолого - педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_klub.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития».

Цель:

1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.

3. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Задачи:

  • акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;
  • научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;
  • способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Общение характеризуется, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.

Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

Общение – это особая потребность человека во взаимодействии друг с другом. Выделяют несколько функций общения:

  • Установление общности между людьми, которому способствует знакообмен, который позволяет выделять «своих» среди всех прочих. Человек, который отмалчивается и отворачивается от людей, тем самым подает им (хочет или не хочет) знак, который читается следующим образом: «Я вам не свой, вы мне не свои».
  • Регуляция совместной деятельности. Участие в совместной деятельности требует от каждого из нас определенных знаний. Дети получают их с самого рождения за счет общения со старшими.
  • Изначальный инструмент познания всего на свете.
  • Осознание своего «Я». Ребенок в процессе общения постоянно переходит к «опредмечиванию» самого себя, к выделению «Я» среди других людей, среди разнообразных «не Я».
  • Самоопределение личности в ее мыслях и поступках. Происходит во время удовлетворения потребностей физиологических и психологичеких (потребность в положительных эмоциях).

Первостепенная задача в работе современного педагога - формирование навыков эффективной коммуникации у ребёнка, не допускающей грубости, бестактности. Приёмы взаимодействия с ребёнком должны быть эффективными:

- слушать и стараться понять ребёнка;

- взаимодействовать с ребёнком без борьбы;

- научиться самому и научить ребёнка справляться со своими чувствами.

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

Условия оптимизации педагогического общения.

Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.

Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.

Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.

Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.
                               
Практическая часть:

1. Приветствие «Передай чувство»

Цели: создать тёплую атмосферу в группе; проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребёнку в педагогической деятельности. Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к одному из педагогов так, чтобы он почувствовал лёгкое ласковое прикосновение. Получивший это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к психологу. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение».

Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.

2. Упр. «Вербальные и невербальные средства общения».

Цели: показать педагогам, что неумение грамотно и логично выстраивать фразы, нечёткое представление конечного результата совместной деятельности воспитателя и ребёнка препятствует достижению поставленной цели и эффективной коммуникации; выявить, какие условия нужно соблюдать, чтобы организовать эффективное взаимодействие в системе «педагог- ребёнок»; показать, как осуществляется взаимопонимание партнёров по общению на невербальном уровне.

3. Упр. «Незаконченное предложение».

Цель: развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры.

Каждый участник высказывается. Первый начинает со слов: «Педагогом быть хорошо, потому что…», второй- «Педагогом быть плохо, потому что…» и так поочереди.

Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что- то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?

4. Игра «Ручеёк»

Цели: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы: карточки с фразами (карточки педагоги заполняли самостоятельно за день до занятия).

Участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой- карточки со словами, когда ребёнком недовольны.

Психолог даёт инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо». Психолог проводит каждого по коридору.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова.

5. Коммуникативная игра «Найди пару».

Цели: ранжирование на пары; способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошёл искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисёнка и сказал: «Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнёра и пожимает ему руку.

Мишка с другом подружился…

Кружатся.

Он в лесу устроил бал.

А потом остановился,

По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко- крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

6. Игра «Противостояние»

Цель: показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция над партнёром» по общению отпугивает собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.

Распределившись на пары в предыдущей игре, педагоги решают кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в воображаемый спор. Первый- «обвинитель»: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так(неправильно)!», при это указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их поочереди. Эти фразы нужно произносить сначало тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки. Затем участники меняются местами.

После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребёнок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»

В конце занятия предлагается оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрёл каждый член группы.

7. Упр. «Закончи предложение»

Цель: актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» Психолог спрашивает у группы, действительно ли этот педагог такой. Вся группа должна согласиться, что человек действительно хороший педагог.

8. Рефлексия. Упр. «Я и мой коллектив»

Цель: повысить степень доверия между участниками группы, показать значимость каждого члена коллектива.

Все члены группы садятся, образуя круг, в середине которого садится психолог и предлагает участникам высказаться на тему «Как я поддерживаю свой коллектив». Затем говорит: «Возьмитесь за руки, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях. Попробуем передать своё эмоциональное состояние через чувства, которые вы сейчас испытываете, по кругу, используя ощущения в ладонях». После выполнения упражнения педагоги отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства вы испытывали во время занятий? Какой опыт приобрели?




ОРГПРОЕКТ
СЕМИНАРА – ПРАКТИКУМА

ТЕМА: «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития».

ЦЕЛЬ:

1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.

3. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
ДАТА И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 8.02.2017 г. 13.15
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МАДОУ «Детский сад № 6»
УЧАСТНИКИ: воспитатели, педагог – психолог.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: педагоги проявляют педагогический такт в различных условиях воспитательно – образовательной работы в ДОУ.

ВРЕМЯ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

13.15 – 13.20

Организационно – информационный этап:
сообщение темы, цели и плана работы.

Фролова Т.В.
педагог - психолог

2.

13.20 – 13.50

Основной этап:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть:
3. Упр. «Передай чувство».
4. Упр. «Вербальные и невербальные средства общения».
5. Упр. «Незаконченное предложение».
6. Игра «Ручеек».
7. Игра «Найди пару».
8. Игра «Противостояние».
9. Игра «Закончи предложение».

Фролова Т.В.
педагог - психолог

3.

13.50 – 14.00

Заключительный:
Рефлексия «Я и мой коллектив»

Фролова Т.В.
педагог - психолог

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

Семинар "Психолого - педагогические основы общения с детьми"

В материале предоставлены теоретические основы психолого - педагогического общения с детьми. Стили педагогического общения. методы эффективного общения с детьми....

"Правила эффективного общения воспитателя с детьми, имеющими аномалии в развитии"

Перечень педагогических правил, которые будут полезны педагогам в работе с детьми, имеющими аномалии в развитии....

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...