ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
статья (старшая группа) на тему

Анна  Половнёва

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya-proekt.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

средняя  группа  № 10

Воспитатели:

А.В.Половнева

М.А.Регутская

«В  НАШЕМ  САДУ  -  ЛИСТОПАД»

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра                                               каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Л. Выгодский

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают                     способность сами вставить вопросы и получать на них ответы,                     оказываясь на более высоком умственном и нравственном                             уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

        К.Е. Тимирязев.

Тип проекта:   познавательно – игровой, творческий

Продолжительность проекта:   среднесрочный

Предмет исследования:    листопад, изменения в природе

Участники:   дети средней группы, воспитатели

Цель:   расширить представление об осени, как о времени года. С помощью проектно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей, развивать их познавательный интерес и любознательность. Учить видеть красоту и неповторимость природы родного края и окружающего мира .        

Актуальность:  экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.

Проектно-исследовательская деятельность, это один из самых эффективных  путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников.                               Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются  и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а не те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.

Задачи:                                                                                                          1 – обучать детей проектно-исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними;                                                                                                                                               2 – развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы,               делать выводы;                                                                                                                                         3 – учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить  перед собой цель эксперимента;                          4 – расширять представления о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.                                                                5 – развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания

Принципы проектно – исследовательской деятельности.

- Системность.  Интеграция

- Соответствие возрастным особенностям.

- Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного      

   учреждения и семьи

- Индивидуальные особенности.

Содержание работы по формированию экологической культуры.

- Познавательные занятия

- Экскурсии в природу.

- Трудовая деятельность в уголке природы, в цветнике, на огороде.

- Чтение литературы, заучивание стихов.

- Дидактические, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.

- Наблюдение за живой и неживой природой, за трудом взрослых.

- Проектно – исследовательская деятельность

1 этап    «В нашем саду – листопад»

 Цель: создание условий для развития познавательных и творческих    способностей детей в процессе реализации  исследования «В нашем саду – листопад» - развитие речи во время проведения прогулки, систематизации имеющихся знаний.

Задачи: познакомить с деревьями, растущими на территории детского сада: каштан, липа, береза, тополь. Обратить внимание детей на форму, размер и окраску листьев в осеннее время года, а также учить различать деревья по листьям; дать элементарные представления о природном явлении – листопад: почему листья опадают, что нужно делать с опавшими листьями. Развивать речь, логическое мышление и кругозор детей. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе; уважение   к труду взрослых и формировать желание помочь им.

Во время прогулки ребята обратили внимание, что под ногами все больше опавших листьев, и они не перестают падать, стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. Дети в силу своего возраста, ничего  не знают о своеобразии  листьев разных деревьев (они отличаются формой, цветом, величиной, и мало знают об осеннем явление природы – листопаде. Таким образом, возникли проблемы: «Какие деревья растут на территории детского сада?»; «Почему на деревьях листья разные?»; «Что происходит с листьями и куда они исчезают?».

Провели предварительную работу: подобрали иллюстрации по теме: «Деревья», «Осень», »Листопад», рассматривали на участке деревья, читали стихи, собирали красивые листья, делали поделки  из листьев с пластилином, сделали аппликацию, рисовали рисунки.

Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев мы оформили альбом «Аптека под ногами», Тася  Шкарпеткина участвовала в экологическом конкурсе, заняла 1 место; изготовили с детьми поделки из листьев: «Ежик», «Человек», «Волк», «Узор на квадрате», «Рыбки в аквариуме».

Использовали дидактические  игры:

«Узнай дерево по листу», «Послушай, о чем говорит  дерево», »С какого дерева листок?», «Разложи листьев по подобию», «Береги листок», «Сдуй листок», «Сложи узор».

Из красивых сухих листьев создали букеты, коллаж.

Проведя исследования, мы выяснили: осенняя окраска листьев наблюдается далеко не у всех деревьев. Листья сирени остаются зелеными на ветвях до выпадения снега.  У осины  листопад начинается,  когда листья еще зеленые, осенняя же окраска наступает позднее, когда часть деревьев уже обнажилась. Наиболее длителен листопад у березы: он продолжается около двух месяцев. Нередко два дерева, растущие по соседству, на целую неделю, различаются по времени пожелтения и опадения своих листьев.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы не только холодного, но и сухого времени года. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти могло полностью остановиться. Сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега.

Осенняя раскраска листьев особенно привлекательна своими багряными тонами. Однако эти тона встречаются не у всех деревьев.  В багрянец убираются кроны кленов и осин; нарядную, темно -  пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они отливают лишь различными желтыми и золотистыми тонами.

Какая польза от опавшей листвы?  Опавшие листья представляют собой очень ценное удобрение. Благодаря им, почва ежегодно обогащается перегноем, приобретая ряд важных свойств, для будущего урожая. Опавшие листья используют для защиты корней деревьев. Красочные сухие листья применяются для создания дизайнерских букетов коллажей.

Занимаясь исследованием, мы изучили деревья, растущие на территории детского сада, убедились, что каждое дерево имеет свой лист, который отличается от других формой и размером.  Сделали открытие – что листопад – это явление природы, которое бывает только осенью. Нашли куда исчезают осенние листья: мы собирали их на альбом – гербарий; дарили красивые букеты из листьев мамам; делали из листьев поделки и аппликации, а оставшиеся листья убрал дворник, а мы ему помогали, чтобы на участке было чисто и красиво.

Деревья – это живая природа. Природу нужно любить и беречь.

Список                                                                                                членов попечительского совета МБДОУ д/с №65                                      2016 – 2017 учебный год

3.

        Дьячкова                                     Яна  Николаевна

ООО

Инжгидрострой»

лаборант

4.

        Иванова                                       Юлия  Александровна

ООО «Цитробел»

лаборант

5.

        Клавкина                             Юлия Николаевна

магазин

«Магнит»

товаровед

6.

        Клавкин                                Евгений Геннадьевич

сезонные работы

рабочий

7.

        Крамаровский                      Андрей  Юрьевич

ДЮСШ №2

тренер - преподаватель

8.

       Можайцева                                Оксана  Валерьевна

ООО «Ведо»

консультант

9.

      Мязина                                          Лилия  Викторовна

домохозяйка

  10.

     Солодовникова                           Татьяна  Игоревна

домохозяйка

  11.

    Труфанова                          Светлана  Александровна

ООО «Мироторг

- Белгород»

специалист

  12.

    Чернявских                        Кристина  Александровна

ООО НПП

«Стальэнерго»

монтажник

  13.

    Шмараева                                        Юлия  Александровна

декретный отпуск

  14.

      Бредихина

Карина  Александровна

МПЗ «Агро – Белогорье»

ветврач

                                            3 группа здоровья

  1. Исаев Николай
  2. Солодовников Никита
  3. Пырнэу Дима

                                            2 группа здоровья

  1. Антонова Диана
  2. Белозерских Степан
  3. Брыткова Настя
  4. Дьячкова Настя
  5. Иванов Данил
  6. Крамаровский Саша
  7. Малахов Андрей
  8. Минайлов Алеша
  9. Можайцев Женя
  10. Найденов Дима
  11. Олейник Альбина
  12. Труфанова Алина
  13.  Чернявских Полина
  14. Шкарпеткина Тася

                                                 1 группа здоровья

  1.     Вереитинова Соня
  2.     Карпова Настя
  3.     Киселева Маша
  4.     Клавкина Лера
  5.     Клавкин Рома
  6.     Манин Ярик
  7.     Першина Надя
  8.     Чурсин Кирилл                      9. Шмараев Дима


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры в процессе исследовательской деятельности у дошкольников»

Статья из опыта работы с дошкольниками по исследовательской деятельности...

«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»

Итоговая практикозначимая работа по модулю «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников»ТЕМА:«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»...

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Формирование экологической культуры через поисково-исследовательскую деятельность

Формирование экологической культуры через поисково-исследовательскую деятельность...

Программа по формированию социальных компетенций через проектно - исследовательскую деятельность "Я гражданин села"

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного дошкольного образования, иными словами, детский ...

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...